Вопрос: На входной двери аптеки имеется табличка «Открыто-Закрыто». Административно-техническая комиссия администрации района штрафует аптеку за нарушение п. 29.25 Правил благоустройства г. Казани от 07.06.2012 N 4-14, согласно которому при эксплуатации фасадов не допускается развешивание и расклейка афиш, объявлений, плакатов и другой информационно-печатной продукции, а также нанесение граффити на фасадах зданий, сооружений. Является ли размещение данной таблички нарушением? Относится ли она к информационно-печатной продукции, афише, плакату или объявлению? Мы считаем, что такая табличка является пояснением к режиму работы аптеки, на который посетители не сразу обращают внимание. Есть ли прецеденты?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 05.01.2015) режим работы продавца — организации любой организационно-правовой формы за исключением государственной или муниципальной, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно. Согласно пункту 10 Правил продавец обязан довести до сведения покупателя режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Кроме того, в соответствии с пунктом 16 указанных Правил потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация условиях оказания услуг. Очевидно, что указание на возможность доступа в аптеку в конкретный момент времени является условием оказания услуг, следовательно, информационная табличка «Открыто-Закрыто» является наглядным представлением для покупателя информации об условиях оказания аптекой услуг и может быть отнесено к средствам размещения информации, а именно к режимным табличкам. Заметим, что доведение до покупателя информации о режиме работы продавца является обязательной согласно части 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 13.07.2015). Согласно пункту 6 утвержденных Решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 4-14 «Правил благоустройства города Казани» (в ред. от 16.04.2014) под средством размещения наружной информации (вывеска) понимается элемент благоустройства территории, являющийся информационной конструкцией, устанавливаемой в месте нахождения организации и (или) непосредственно в месте осуществления реализации товара, оказания услуг в целях информационного оформления зданий для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в силу статьи 9 Федерального закона «О защите прав потребителей», а именно информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы, а также содержащей информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота и не преследует целей, связанных с рекламой. Понятия «средства размещения наружной информации» и «средство наружной информации» идентичны. При этом согласно пункту 25.1 указанных Правил благоустройства средства размещения наружной информации должны размещаться в соответствии с паспортом, за исключением учрежденческих досок, режимных табличек. Согласно пункту 29.9(1) при эксплуатации фасадов не допускается размещение и эксплуатация на фасаде здания средств размещения наружной информации без паспорта, согласованного с уполномоченным органом, за исключением учрежденческих досок, режимных табличек. В соответствии с пунктом 29.25 указанных Правил не допускается развешивание и расклейка афиш, объявлений, плакатов и другой информационно-печатной продукции на фасадах, окнах (в том числе с внутренней стороны оконного проема) зданий, строений и сооружений. Однако, по нашему мнению, очевидно, что данный запрет относится к информации, включая объявления, рекламного характера, рассчитанной на привлечение внимания покупателей к товарам и услугам продавца, то есть указанный запрет не распространяется на «средства размещения информации», в том числе, о чем прямо указано в данном пункте Правил, и на режимные таблички, каковой, безусловно, является табличка «Открыто-Закрыто». Таким образом, по нашему мнению, решение Административно-технической комиссии администрации района о привлечении аптеки к административной ответственности за размещении на дверях режимной таблички «Открыто-Закрыто» является неправомерным и может быть обжаловано в суде. Однако отметим, что судебных прецедентов по аналогичной ситуации нам обнаружить не удалось.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
15.10.2015