Вопрос: На наш вопрос производителю о несоответствии маркировки упаковок БАД требованиям ТР ТС 005/2011, получили ответ, что на упаковке БАД цифровое изображение и (или) буквенное обозначение (аббревиатура) материала, из которого изготавливается упаковка в соответствии ТР ТС 005/2011; пиктограммы и символы в соответствии с приложением 4 к ТР ТС 005/2011; рисунок 1 — продукция, предназначенная для контакта с пищевой продукцией, рисунок 4 — возможность утилизации использованной продукции — петля Мебиуса, не должны быть указаны, в соответствии с пресс-релизом, размещенным 10.11.2015 на сайте Роспотребнадзора. В пресс-релизе говорится, что данные требования распространяются только на изготовителя продукции, который одновременно является изготовителем упаковки (укупорочных средств). И поскольку производитель не является изготовителем упаковки (укупорочных средств), то вышеупомянутые пиктограммы и символы на упаковке производимых им БАД не указываются. Правильно ли трактует производитель информацию, указанную в пресс-релизе? Не будет ли являться нарушением реализация БАД, с отсутствующими пиктограммами и символами на упаковке, если производитель не является изготовителем упаковки?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 1 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011 (в ред. от 17.12.2012) на все типы упаковки (укупорочные средства), которые изготавливаются производителем продукции, упаковываемой в процессе производства такой продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, распространяются требования только статей 2, 4, 5, пунктов 1 и 2 статьи 6 в части информации о возможности утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) с указанием цифрового обозначения и (или) буквенного обозначения (аббревиатуры) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), и статьи 9 настоящего технического регламента. При этом пунктом 2 статьи 6 указанного Регламента установлено, что маркировка должна содержать цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3, и содержать пиктограммы и символы в соответствии с Приложением 4: рисунок 1 — упаковка (укупорочные средства), предназначенные для контакта с пищевой продукцией; рисунок 2 — упаковка (укупорочные средства) для парфюмерно-косметической продукции; рисунок 3 — упаковка (укупорочные средства), не предназначенные для контакта с пищевой продукцией; рисунок 4 — возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) — петля Мебиуса. Из приведенных выше правовых норм следует, что информация о возможности утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) с указанием цифрового обозначения и (или) буквенного обозначения (аббревиатуры) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), должна наноситься на упаковку пищевой продукции, включая БАД, в любом случае, даже в том, когда упаковка изготавливается производителем продукции, упаковываемой в процессе производства такой продукции. Что касается упаковки БАД, изготавливаемой не производителем БАД, то на нее в полной мере распространяются требования к упаковке БАД, установленные пунктом 2 статьи 6 Технического регламента ТР ТС 005/2011. Заметим, что указанный в тексте вопроса Пресс-релиз Роспотребнадзора содержит неверный вывод о том, что «с учетом части 1 статьи 5 TP ТС 021/2011 информация, необходимая для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), а также о возможности утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) с указанием цифрового обозначения и (или) буквенного обозначения (аббревиатуры) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства) для пищевой продукции, в том числе БАД, может размещаться на упаковке продукции или на этикетке, или на листке-вкладыше, или содержаться в товаросопроводительных документах», на основании которого, по-видимому, указанный в тексте вопроса производитель и утверждает, что такая информация может не наноситься непосредственно на упаковку. Действительно, согласно части 1 статьи 5 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии, в том числе, и иным Техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. При этом частью 4.12 статьи 4 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 указано, что сведения, предусмотренные частью 4.1 статьи 4 указанного Регламента могут наноситься не обязательно на потребительскую упаковку, но могут наноситься и на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено, а некоторые сведения и на листок-вкладыш. Однако, все перечисленные в части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 сведения относятся исключительно к самой упакованной пищевой продукции, но не к ее упаковке и, следовательно, положение части 4.12 статьи 4 Регламента ТР ТС 022/2011 не распространяются на информацию об упаковке пищевой продукции (материал упаковки, способы утилизации и т.д.). Таким образом, указанная в тексте вопроса упаковка БАД не соответствует требованиям Технического регламента ТР ТС 005/2011 и не может обращаться на рынке. В заключение заметим, что размещенные на сайте Роспотребнадзора, так называемые пресс-релизы, не являются официальными документами, не имеют даже подписи должностного лица и в любой момент могут быть удалены с сайта ведомства. Следовательно, ссылка на такие пресс-релизы при предъявлении претензий со стороны контрольно-надзорных органов может быть отклонена проверяющими чиновниками.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
12.04.2016