«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2013, N 2
Вопрос: Государственное унитарное предприятие, имеющее в своем составе оптовое и розничное звено, имело лицензию и осуществляло деятельность связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подпадающую под государственную монополию (распределений и уничтожение НС и ПВ). В дальнейшем унитарное предприятие реорганизовано в форме преобразования в Открытое акционерное общество, имеет лицензию на осуществление деятельности связанной с оборотом НС и ПВ (в т.ч. хранение, перевозку НС и ПВ). Одновременно с целью осуществления деятельности связанной с оборотом НС и ПВ, подпадающую под государственную монополию (распределений и уничтожение НС и ПВ), создано государственное унитарное предприятие, имеющееся соответственную лицензию (оборот НС и ПВ, в т.ч. с правом распределения, хранения и уничтожения НС и ПВ). Будет ли являться законной следующая схема движения НС и ПВ, подлежащих уничтожению от ЛПУ: Открытое акционерное общество, имеющее лицензию на оборот НС и ПВ с правом хранения и перевозки НС и ПВ, принимает от ЛПУ НС и ПВ, подлежащие уничтожению, для их перевозки и ответственного хранения в хранилище ОАО (на основании договора ответственного хранения НС и ПВ и их перевозки) для дальнейшей передачи организации, осуществляющей уничтожение НС и ПВ в соответствии с лицензией. Государственное унитарное предприятие, имеющее лицензию на оборот НС и ПВ, в т.ч. с правом распределения, хранения и уничтожения НС и ПВ, заключает с ЛПУ договор на уничтожение НС и ПВ. Будет ли нарушением действующего законодательства движения НС и ПВ по вышеуказанной схеме (ответственное хранение в организации, обладающей лицензией на хранение, но не обладающей лицензией на уничтожение), в течение какого времени ОАО может осуществлять ответственное хранения НС и ПВ до его передачи для уничтожения (до 30 дней или более)?
Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона РФ от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 01.03.2012) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок в соответствии с указанной выше нормой Закона установлен Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» (в ред. от 07.12.2011). В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка Приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 г. N 127 утверждена «Инструкция по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным». Согласно пункту 1.5 данной Инструкции уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, осуществляется государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями при наличии у них лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с указанием права на их уничтожение. При этом в соответствии с пунктом 1.6 указанной Инструкции юридические лица, не имеющие лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом на их уничтожение, но осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заключают договора с государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями, имеющими такие лицензии, и передают им подлежащие уничтожению наркотические средства и психотропные вещества с оформлением приемо-сдаточного акта. Таким образом, на наш взгляд, приведенная выше норма Инструкции предполагает непосредственную передачу лечебно-профилактическим учреждением подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, имеющим лицензии с правом уничтожения наркотических средств и психотропных веществ с оформлением акта передачи. В то же время прямого запрета на временную передачу на ответственное хранение таких веществ организации, имеющей лицензию на хранение и перевозку наркотических средств и психотропных веществ, действующее законодательство не содержит. Тем не менее, по нашему мнению, передача подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ не напрямую государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, а через указанного в тексте вопроса посредника с высокой долей вероятности может быть истолкована правоохранительными и судебными органами как нарушение действующего порядка обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами со всеми вытекающими из этого последствиями.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
02.10.2012