Вопрос: Девушка, не являясь покупателем аптечного пункта и представившись частным лицом, запросила цены на 300 наименований товаров разных групп, перечень на 6 листах. С витрин переписала цены с ценников на 60 наименований, на другие товары просит цены продиктовать. Цель мониторинга не объясняет, сотрудникам угрожает, что примет меры при этом письменно жалобу не пишет. Приходит в аптечный пункт неоднократно. Какие законные действия возможно в этом случае предпринять сотрудникам аптечного учреждения?
Ответ: В соответствии с пунктом 11 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 23.12.2015) Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара;
место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; сведения об основных потребительских свойствах товара; сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Таким образом, с формальной точки зрения вся перечисленная выше информация обо всех имеющихся в продаже у продавца товарах должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения покупателя. Кроме того, согласно пункту 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. При этом согласно пункту 2 указанных выше Правил под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с данным определением любой посетитель аптечной организации должен автоматически считаться покупателем, которому аптечные работники обязаны предоставить всю перечисленную информацию в наглядной и доступной форме. По нашему мнению, в указанном в тексте вопроса случае аптечному пункту следует организовать для покупателей возможность ознакомления с прейскурантом всех аптечных товаров, например, на дисплее выставленного в торговом зале компьютера или терминала. В этом случае в предоставлении такой информации в печатном виде покупателю можно будет отказать, отослав его к информации в электронном виде.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
11.02.2016