«Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент», 2004, N 3
Вопрос: Департаментом госконтроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники опубликовано письмо N 294-22/24 от 09.02.2004 г. «Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Хотелось бы уточнить: какой перечень будет правильным — новый или в соответствии с приказом N 287? Отменяет ли такое письмо приказ N 287 и если «да», то когда начинает действовать новый перечень. И хотелось бы знать в будущем, как относиться к таким письмам, ведь они не зарегистрированы в Минюсте? На какой документ будут ссылаться проверяющие органы?
Ответ: Письмом Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава РФ от 09.02.2004 г. N 294-22/24 доводится Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Перечень составлен по состоянию на 01.01.2004 г. и содержит 681 позицию по международному непатентованному названию. Юридический статус письма и его соотношение с Приказом Минздрава РФ от 19.07.99 г. N 287 «О перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» в самом письме не определены. В соответствии с п. 3 статьи 32 Федерального закона РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 30.06.2003 г.) «Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Дополнение к перечню публикуется ежегодно». Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержден Приказом Минздрава РФ от 19.07.99 г. N 287, который зарегистрирован в Минюсте РФ 23.08.99 г. за номером 1875. Признать этот приказ утратившим силу может только равный или больший по юридической силе нормативный акт, то есть, как минимум, Приказ Минздрава РФ, зарегистрированный в Минюсте РФ и опубликованный не на Интернет-сайте Департамента госконтроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а установленным порядком в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 13.08.98 г.). Таким образом, Приказ Минздрава РФ от 19.07.99 г. является действующим нормативным актом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Письмо Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава РФ от 09.02.2004 г. N 294-22/24 не является нормативным актом и может служить только справочным информационным материалом. В заключение заметим, что установленные Законом «О лекарственных средствах» ежегодные дополнения к Перечню лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, с момента опубликования Приказа N 287 ни разу не издавались. С точки зрения профессионального и здравого смысла, Перечень, «доведенный до сведения» Письмом Департамента Минздрава РФ от 9.02.2004 г. N 294-22/24, по-видимому, является наиболее актуальным, составленным на основе нормативной документации на уже зарегистрированные и вновь регистрируемые лекарственные средства, а Перечень, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 19.07.99 г., наоборот, является устаревшим и не актуальным. В тоже время способ юридической регламентации «нового» Перечня совершенно не соответствует действующему законодательству в сфере обращения лекарственных средств, а сам «новый» Перечень не имеет никакой юридической силы.
Директор юридической компании
«Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
Подписано в печать
17.02.2004