«Московские аптеки», 2010, N 6
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ВСЕХ
Воробьев Павел Андреевич
Руководитель отдела стандартизации НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова, д.м.н., проф., президент МОООФИ.
Особая природа лекарств требует специального подхода, отличающегося от подхода к торговым компаниям. Государство должно быть ответственно за регламентирование, производство, импорт, экспорт, продажи и снабжение лекарственными препаратами. Прежде всего, необходимо разъяснить основные понятия. Особенности товаров «лекарственные средства»: 1. ЛС является социально значимым продуктом, от доступности которого зависят здоровье и жизнь граждан. 2. Спрос на лекарства, как показывает практика, не эластичен: растет даже в условиях кризиса. 3. Решение о приобретении того или иного ЛС мало зависит от потребителя, чаще всего лекарственный препарат навязывается врачами или другими источниками информации. Сам потребитель обладает недостаточной информацией о том, что нужно покупать и за какие деньги. 4. Именно желание избавиться от болезней мотивирует потребителя приобретать ЛС, в связи с чем фармацевтические компании повышают цены. В высокой цене на лекарство заинтересована вся цепь лекарственного обеспечения в нашей стране. По определению ВОЗ, жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) способны вылечить смертельно опасные заболевания, продлить жизнь при хронических, устранить опасные симптомы заболевания; это также средства профилактики опасных заболеваний и вспомогательные средства для проведения жизнеспасающих технологий. Очевидно, что действия подобных препаратов должны иметь веские доказательства. Следует помнить, что к ЖНВЛС не относятся: средства лечения неопасных заболеваний, симптоматические, улучшающие состояние, но не влияющие на лечение болезни средства, средства обеспечения комфорта и косметологические препараты. В проекте «ЖНЛС для всех» предусмотрено, что каждый нуждающийся в ЛС должен его своевременно получить независимо от имущественно-социального статуса, места жительства и других факторов. Особое внимание должно быть направлено на уязвимые группы населения, среди них жители удаленных регионы, служащие отдельных гарнизонов, содержащиеся в СИЗО заключенные, малоподвижные инвалиды, одинокие пенсионеры, малоимущие, бомжи и больные с редкими заболеваниями. Сегодня лекарства можно получить:
— в стационаре — входящие в перечень ЖНВЛС закупаются стационаром (бюджет субъектов или РФ); — амбулаторно — ЖНВЛС получают 2 млн. чел., т.е. 1,4% населения (бюджет РФ); — по региональным льготам получают 8 млн. чел., т.е. 5,6% населения (бюджет субъектов); — HIV — получают адекватное лечение 31 тыс. чел., т.е. 0,02% населения;
- 92,8% граждан страны вынуждены покупать ЛС за свой счет. Перечень ЖНВЛС 2007 г. содержал 652 ЛС, в проекте Перечня 2009 г., опубликованном Минздравсоцразвития, — 495. Причем если в Перечне 2007 г. не имело доказательств эффективности 41 ЛС (6%), то в проекте 2009 г. — уже 46 наименований (9%). При этом оба Перечня совпадают лишь на 40%. В новый проект не вошли:
- 4 из 8 наркотических анальгетиков;
- 22 из 69 средств, влияющих на нервную систему;
- 14 из 43 антибиотиков;
- 6 из 8 противогрибковых препаратов;
- 4 из 9 противотуберкулезных;
- 10 из 17 противоастматических средств;
- 5 из 10 средств для диабета 2-го типа;
- 14 из 30 гормональных препаратов (при этом появляются препараты для предотвращения беременности). Таким образом, необходимо понимать, что с принятием данного Перечня в 2010 г. (Перечень ЖНВЛС утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.09 N 2135-р. — Прим. ред.) начнется массовый переход на новые лекарственные средства больных с сердечной недостаточностью, астматиков, диабетиков, гипертоников и других, а также прекращение лечения больных с патологиями. Причины сложившейся ситуации кроются не только в отсутствии процедур рассмотрения и принятия решений и игнорировании мнений экспертов, но и в подмене интересов пациента интересами бизнеса. Наша страна находится в состоянии «дикого рынка»: так, в 2008 г. на лекарственные средства потрачено 16,5 млрд. долл., из них на 14,5 млрд. долл. закуплено 40 препаратов из ТОР-50, не имеющих доказательств качества. В аптечном сегменте крутится 9,5 млрд. долл., из них 6,5 млрд. долл. выброшены на ветер, то есть 60% ЛС без доказательств качества. В госпитальном сегменте ситуация выглядит значительно лучше — всего 18% препаратов с индексом N. Еще одна проблема — выпуск дженериков, предоставляющий огромные возможности для регуляции рынка. Так, например, с появлением дженериков в США снизилась стоимость лечения ВИЧ-инфекции — с 10 тыс. долл. до 295. Но если за границей выпуск дженериков регулируется законодательно, то в России до сих пор не существует нормативной базы. Кроме того, некоторые препараты даже не сравниваются по-настоящему. Нередко можно слышать о коррупционной составляющей в формировании цены на ЛС, что соответственно влечет за собой увеличение надбавок при продаже. МОООФИ видит решение накопившихся проблем в следующем:
- должна быть пациентоориентированная система, а не ориентация на абстрактные задачи поддержки предприятий-производителей;
- наличие стабильной системы (долгосрочные договора, референтные цены, снижение рисков, уверенность в поддержке государства);
- наличие независимого национального органа оценки медицинских технологий (такую роль в настоящий момент играет общественный экспертный совет формулярного комитета РАМН);
- система стандартизации и учета ЛС.
По материалам XII Международного
конгресса МООФИ «Справедливость,
качество, экономичность»
подготовила
М.БЕЛАЯ
Подписано в печать
28.06.2010