«Московские аптеки», 2007, N 9
КОНСУЛЬТАНТ И АПТЕКА НЕ ЛЕЧАТ, А ПРОДАЮТ ЛЕКАРСТВА
Консультирование покупателей в аптеке стало неизменной частью аптечного бизнеса, от которой зависят расположение и доверие посетителей, и в итоге товарооборот. Что можно и чего нельзя допускать в процессе консультирования и советов по выбору препаратов специалистам аптеки и консультантам от фирм-производителей, работающих в торговых залах аптек?
Насколько юридически правомерно консультирование в аптеках по вопросу, какие ЛС: а). можно принимать (если больной пришел в аптеку, не обращаясь к врачу); б). лучше принимать (когда врач назначил лечение, но больной хочет купить или более дешевое ЛС, или по каким-то причинам сам хочет заменить его другим, или выписанного ЛС нет в аптеке). И правомерны ли такие консультации при: — определенных патологических симптомах (например: при головной боли, кашле, нарушении сна, желудочно-кишечном расстройстве и т.д.); — заболеваниях (например, при гипертонической болезни, гастрите, желчно-каменной болезни, геморрое и др.). Может ли работник аптеки консультировать пациентов? Существует давний спор между докторами и провизорами — кто имеет право «лечить больного». Давайте разберемся с правовой основой подобного консультирования. Прежде всего, обратимся к закону «О лекарственных средствах». Там ничего не говорится о консультировании как таковом, кроме того, не очень подробно раскрывается и понятие фармацевтической деятельности. Однако в нем дается ссылка на правила и порядок отпуска лекарственных средств, которые должны приниматься в виде подзаконных актов федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Так, правила отпуска установлены Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Что касается порядка отпуска, то он утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 «О порядке отпуска лекарственных средств». С точки зрения рассматриваемого вопроса нам интересен прежде всего Приказ Минздрава от 04.03.2003 N 80. При описании функций аптечных организаций он упоминает, среди прочих, предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях, а также оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения. Покупателю по его просьбе может быть предоставлена дополнительная информация о приобретаемом лекарственном препарате, об имеющихся в аптечной организации синонимах (генерических формах) приобретаемого лекарственного препарата и их ценах. Кроме того, оба приказа устанавливают право аптечного работника в случае отсутствия выписанного врачом препарата порекомендовать пациенту его синонимическую замену. Однако, помимо документов, описывающих фармацевтическую деятельность, и, скорее всего, хорошо известных аптечным работникам, хотелось бы обратить внимание читателей еще на один документ, регламентирующий деятельность аптек. Это закон «О защите прав потребителей». Согласно статье 10 этого закона, продавец (как не любят применять это слово по отношению к себе аптечные работники) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. А эта информация о товарах должна, в том числе, в обязательном порядке содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров. Более того, статья 12 этого же закона устанавливает ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре, равно как и за непредставление необходимой информации. Таким образом, на вопрос «насколько правомерно консультирование пациента (потребителя)?», ответ будет положительным. Но есть одно «но». Прежде всего, хотелось бы более четко очертить формат такого консультирования. Ведь не задачей провизора является назначение конкретного препарата конкретному больному. Действительно, это прерогатива врача (ах, если бы он был, медицинская помощь была бы действительно доступна нам в необходимом объеме). Но тем не менее. Ответственность за назначение несет врач. Так чем же должна отличаться консультация провизора от назначения, сделанного врачом? Действительно, провести границу между двумя этими понятиями достаточно сложно. Я бы попыталась определить ее так. Аптечный работник не только вправе, но и обязан рассказать о товаре (лекарственном средстве). Но его консультация не должна по возможности носить персонифицированный характер, не должен ставиться диагноз и даваться советы конкретному больному по конкретной его жалобе. То есть, чтобы избежать возможных претензий по поводу того, что провизор влез «не на свое поле», разговор должен строиться в обезличенной форме и идти не от жалоб пациента, а от описания свойств препаратов. Во время консультации желательно избегать слов «я бы советовал Вам» или «при Ваших симптомах», а заменять их на «от насморка у нас есть препараты…». Думаю, разница в подходе понятна. Что же касается заболевания и симптоматики. Тут опять же все зависит от ситуации. Думаю, любому аптечному работнику довольно ясно, когда случай простой, а когда не мешало бы наряду с советом провизора или фармацевта лишний раз напомнить пациенту о желательности визита к врачу. И тут я не возьмусь давать уникальные советы, по каким симптомам можно консультировать, а по каким лучше и не браться. Наверное, всем ясно, что и кашель, и головная боль, и проблемы с желудком могут быть вызваны совершенно разными причинами, от банальной простуды до серьезных заболеваний. Об этом всегда надо помнить, и ничто не мешает провизору лишний раз посоветовать больному обратиться напрямую к лечащему врачу. Какова правомерная зона консультирования для врачей-консультантов в торговом зале, провизоров, фармацевтов? С правовой точки зрения никаких отличий нет. Ясно, что провизор обладает (теоретически) более глубокими знаниями о препаратах и их свойствах, чем фармацевт. Но говорить о том, что провизор может рассказать то-то и то-то, а вот фармацевт или врач-консультант этого упоминать не вправе, нельзя. Правомерно ли использование компьютерных справочных терминалов в некоторых аптеках (по типу подобных справочных, например, на железнодорожных вокзалах), использование которых позволяет покупателю получить информацию, какие ЛС используются при тех или иных заболеваниях и симптомах? Не предрасполагают ли такого типа услуги к самолечению? Я считаю, совершенно правомерно. Любая справочная и официальная информация о препаратах, неважно, идет ли речь о рецептурных или безрецептурных, должна быть доступна потребителям. Но не реклама! Реклама рецептурных препаратов у нас действительно запрещена законом. При этом отрезать пациентов от официальной информации мы не вправе. Тем более что получить ее он все равно сможет, тем или иным способом. И лучше, если это будет справочная информация, подкрепленная консультацией специалиста, чем советы «соседки на лавочке». Кроме того, я бы хотела обратить внимание на понятие «самолечение», так часто используемое в нашем обществе в уничижительном смысле. Но мы забываем, что помимо «самолечения», которое принято ругать, есть еще концепция ответственного самолечения. И отвергать эту концепцию на корню я бы лично не взялась. Чем больше у нас будет грамотных потребителей, тем легче всем — и врачам, и провизорам, и обществу в целом. Какое образование должны иметь консультанты в торговом зале аптеки? Вышеупомянутый ОСТ (Приказ Минздрава от 04.03.2003 г. N 80) говорит, что «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов». Исходя из приведенной нормы, консультант может иметь просто среднее (даже необязательно фармацевтическое или медицинское) образование. Если консультантом может быть врач, должен ли он или аптечное учреждение иметь лицензию на врачебную деятельность? Должен ли врач иметь сертификат? Нет, конечно, никакой лицензии на медицинскую деятельность в данном случае не требуется. Ни аптечное учреждение, ни консультант в данном случае не занимаются медицинской деятельностью (ну если только не возникнет необходимость оказания первой медицинской помощи, но ее аптеки могут оказывать, согласно все тому же Приказу Минздрава от 04.03.2003 N 80, безо всякой лицензии). В любом другом случае консультант (и аптека) не лечат, они продают лекарства, при этом предоставляя информацию потребителю о свойствах реализуемого товара.
Юрист
С.ЗАВИДОВА
Подписано в печать
27.09.2007