«Фармацевтическое обозрение», 2010, N 12
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ И ЗАКОН
Маркетинговая деятельность фармкомпаний, работающих в России, подвергается критике не впервые. В октябре прошлого года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин на совещании в Зеленограде, посвященном стратегии развития фармацевтической промышленности, высказался за ограничение деятельности фармпредставителей, введение более жестких норм врачебной этики и налаживание цивилизованного диалога между медицинским сообществом и фармацевтическими компаниями.
«В последние десятилетия в России сложилась явно ненормальная практика взаимоотношений между производителями лекарств, в том числе, и прежде всего, иностранными производителями и частью врачебного сообщества, — сказал он. — Безусловно, фармацевтические компании вправе рекламировать свою продукцию. Но они должны делать это цивилизованно и в полном соответствии с общепризнанными этическими нормами и российским законодательством».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ
Федеральная антимонопольная служба России тогда же отреагировала на это введением понятия «конфликт интересов в отношениях врач — фармацевтическая компания». Как рассказал председатель совета по здравоохранению при общественной организации «Деловая Россия» Давид Мелик-Гусейнов, в скором времени в Госдуме будет рассматриваться проект федерального закона об охране здоровья граждан, в котором впервые в истории России будет определен регламент отношений врача и фармацевтических компаний. Законопроект призван разрешить конфликт интересов в медицинской сфере. В интерпретации Федеральной антимонопольной службы это «ситуация, при которой у медицинского или фармацевтического работника, заключившего соглашение в письменной или устной форме с фармацевтической компанией, возникает возможность получения лично либо через юридического или фактического представителя компании, материальной выгоды либо иного преимущества в процессе осуществления медицинской деятельности, и при этом личная заинтересованность (прямая или косвенная) медицинского или фармацевтического работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского или фармацевтического работника и интересами пациента». Врачам и фармацевтическим работникам будет запрещено: принимать подарки, денежные средства (за исключением официальных договоренностей при проведении клинических испытаний, постклинических испытаний, научной или педагогической деятельности); ездить отдыхать, принимать участие в развлекательных, торжественных, праздничных мероприятиях за счет фармкомпаний или ее представителя; заключать соглашения с фармкомпанией о назначении или рекомендации пациентам ЛС; получать от фармкомпаний образцы ЛС; предоставлять пациенту недостоверную или неполную информацию о ЛС; осуществлять прием представителей фармкомпаний в рабочее время; осуществлять выписку ЛС на бланках с информацией о фармкомпаний или ее препаратов; использовать на территории организации предметы с логотипом фармкомпаний (халаты, ручки и т.д.)
НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД
По мнению Давида Мелик-Гусейнова, возможная тактика поведения фармацевтических компаний при ужесточении визитов к врачам может выразиться в концентрации промоактивности на лидерах мнений или административном аппарате ЛПУ. Получит развитие практика посещения врачей во внерабочее время. Врач может установить часы приема пациентов, разбив их на официальные небольшие перерывы. Медицинский представитель, знающий расписание этих перерывов может беспрепятственно посетить врача на рабочем месте. Фармацевтические компании станут уделять больше внимания K.Y.T. технологиям (know your target). Взаимодействие с врачами будет более целевым. Некоторые фармкомпании увеличат штат медицинских представителей в разы. В частности, компании понимают, что при таком ужесточении доступа к врачам визиты станут более емкими, и в течение рабочего дня можно будет сделать меньшее количество визитов, чем это возможно сегодня. Возможная тактика поведения фармацевтических компаний при запрете дарения подарков врачам и проведении образовательных мероприятий выглядит следующим образом: определенного рода подарки, возможно, даже станут поощрять, например, нельзя будет запретить содействовать оснащению кабинета врача. Единственное условие: на таких подарках не должно быть символики или каких-либо других знаков, ассоциирующихся с фармкомпанией. Фармкомпании будут объединяться в альянсы для коспонсирования подобных мероприятий. Увеличится потребность в аутсорсинге event услуг.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА
Аналитик отметил, что полный запрет или ограничения доступа фармацевтических компаний к врачебному сообществу есть в различных странах мира: Франции, Германии, Италии, Испании, Великобритании, Бразилии. В Польше, например, время посещения врачей строго лимитировано свободными от работы часами доктора. Для его посещения на рабочем месте требуется формальное разрешение администрации клиники. Визиты разрешены в рабочее время только для раздачи образцов, опроса доктора и для других целей, не связанных с процессом продвижения препаратов (например, подписание контракта на проведение клинических исследований). Государство потратило большие усилия на разработку положений, регламентирующих деятельность докторов и фармкомпаний во внерабочее время, пытались формализовать и закрепить штрафами устные договоренности между врачами и бизнесом, однако реализовать это на практике не удалось. В Турции последние 10 лет государство три раза пыталось отрегулировать отношения фармацевтических компаний и врачей (2000, 2006 и 2009 гг.). Первые попытки сделать это не были эффективными и не решали проблем конфликта интересов. Отсутствие доступа фармацевтических компаний к врачам в рабочее время заставляет медицинских представителей искать возможность осуществить контакт. Но в последнее время значительно уменьшилось время такого визита.
Р.ШЕВЧЕНКО