«Аптечный бизнес», 2013, N 1-2
ДОСТУП ИМПОРТНЫХ ЛЕКАРСТВ К КОНКУРСАМ МОГУТ ОГРАНИЧИТЬ
Специалисты Минпромторга и Минэкономразвития разработали проект ограничения доступа к государственным тендерам для поставщиков лекарств зарубежного производства. Проект предполагает, что иностранные поставщики какого-либо лекарства не будут допускаться к конкурсам на поставки, если в российском реестре зарегистрировано более одного его аналога. Исключение будет предусмотрено только для препаратов белорусского производства.
Также проект вводит определение для лекарств отечественного производства. До 1 января 2014 года таковыми могут быть признаны препараты, упакованные и маркированные в пределах страны, однако после этой даты — лишь полностью произведенные в пределах РФ, хотя изготовление их из сырья зарубежного производства возбраняться не будет. Проект ограничений подготовлен министерствами в рамках утверждения списка отечественной продукции, имеющей приоритет перед зарубежными товарами при осуществлении государственных закупок. Такие ограничения должны будут поддержать отечественного производителя в переходный период после вступления России в ВТО. За последний год доля импортных лекарств на отечественном рынке снизилась с 93 до 85%. Однако майское распоряжение президента предусматривает сокращение доли импортных лекарств на российском рынке до 10%. При этом в ближайшие годы пошлина на ввоз импортных лекарственных препаратов будет снижена как минимум втрое. Предложение Минпромторга вызвало неоднозначную реакцию, как представителей фармацевтического сообщества, так и представителей органов власти. Как сообщило агентство экономической информации «Прайм», начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ представил мнение ФАС о предлагаемом проекте. По его словам, антимонопольная служба уже направила свою позицию в Минпромторг: ФАС считает такой подход не совсем правильным и имеет несколько серьезных возражений против него. «Мы поддерживаем различные стимулирующие меры государства, чтобы фармпроизводители локализовывались на территории России, — отметил г-н Нижегородцев. — Но считаем, что эти меры должны быть обоснованными, понятными и стимулирующими. В этой связи такого рода постановление без решения вопроса о взаимозаменяемости не имеет смысла. Органы управления здравоохранения просто не будут заказывать лекарственные препараты, которые в реестре имеют два и более российских производителей». Таким образом, в итоге постановление будет, а работать оно не будет, «потому что центральный вопрос о взаимозаменяемости по-прежнему не решен. Это главное, что не позволит работать проекту постановления». Вторым пунктом замечаний к проекту постановления он выделил то, что на рынке невозможно опираться на зарегистрированные лекарственные препараты: «Многие зарегистрированные лекарства не обращаются на рынке. Получается, что госорган будет опираться на данные реестра, а фактически этих производителей на рынке РФ не будет, и не будет конкуренции». Третьим пунктом Нижегородцев выделил рекомендации Минздраву при формировании конкурсной документации опрашивать потенциальных поставщиков, могут ли они обеспечить необходимые объемы, и только исходя из этой информации формировать пакет документов. Это, по его словам, нужно делать для того, чтобы между поставщиками была конкуренция, иначе всегда посредник будет выходить на первый план. «Когда говорят, что этот проект постановления — прорыв для российского фармпроизводителя, они не понимают, что с ними сделают на следующем этапе посредники и органы управления здравоохранения. К таким вопросам надо относиться с учетом тех рисков, которые генерируют решения, и, более того, надо исходить из того, что все риски будут реализованы», — заметил представитель ФАС.
Мнение экспертов
Виктор ДМИТРИЕВ, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП): Министерство предлагает ввести норму, согласно которой, если в заявке на поставку лекарств для федеральных нужд путем проведения торгов есть два препарата российского происхождения, то иностранный препарат к участию в аукционе не допускается. Что, естественно, вызывает у «иностранцев» недовольство, которое они прячут за беспокойством о пациенте. Импортеры опасаются, что в случае если ни один из российских препаратов не заявится, пациент рискует остаться вообще без лекарства. В то время как в действующем законодательстве закреплено недопущение создания подобной ситуации. Более того, с целью предотвращения срывов поставок Ассоциация направила предложения по включению пункта, в соответствии с которым в случае отсутствия заявок от российских производителей ограничение не действует и иностранные поставщики допускаются до аукциона. Если же мы говорим об оригинальных импортных препаратах, импортерам вообще бояться нечего. В этом случае российских аналогов нет, следовательно, к ним эти статьи в принципе неприменимы, и пациенты получают исключительно иностранные препараты. Сегодня российский производитель — это не только старые фармацевтические фабрики, но и модернизированные или построенные «с нуля» в соответствии с международными стандартами российские заводы. А также пришедшие сюда и локализовавшиеся зарубежные компании: они тоже российские, и они тоже получат преференции. И они тоже двигают развитие отечественного фармпрома. Не надо создавать условия, при которых они перестанут этим заниматься.
Ксения АРУТЮНОВА, аналитик Rye, Man & Gor Securities: Если доступ иностранных фармацевтических производителей на российский рынок будет ограничен, они могут начать искать инвестиционные возможности в России: помимо поиска потенциальных целей для поглощения интересным может быть создание СП с российскими компаниями. Мы считаем, что наиболее привлекательными будут являться компании, которые производят лекарства, входящие в список госпитальных закупок, а не в федеральные программы ДЛО, так как адресные тендеры (такие как «7 нозологий»), как правило, касаются уникальных препаратов или дженериков. В то же время предлагаемая правительством мера может оказать негативное влияние на сегмент дистрибуции, так как могут возникнуть традиционные «лаги» из-за государственного вмешательства, как это было со списком ЖНВЛС. Российские дженерики могут быть внесены в реестр, что ограничит продажи иностранных препаратов, однако на рынок они не поступят до тех пор, пока действуют патенты.
Владимир ШИПКОВ, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM): Мы обратили внимание на неоднозначность инициатив Минпромторга и их пагубность для интересов как пациентов, так и здравоохранения в целом. Возникает вопрос, насколько отдельные локальные производители в состоянии обеспечить доступность лекарственных средств по качеству, объемам, срокам поставки? Если два отечественных препарата зарегистрированы в российском реестре, ни один зарубежный препарат не может быть допущен к госторгам. При этом критерий, на основании которого лекарство допускается к торгам, — не наличие препарата на рынке, его эффективность и доказанность, а только его регистрация в реестре. Кроме того, в соответствии с российским законодательством можно регистрировать аналоги препаратов, находящихся под патентной защитой, но запрещается выводить их в гражданский оборот. Таким образом, лекарства могут быть зарегистрированы, но фактически их может не быть. Неизбежно возникновение коллизии сточки зрения правоприменения. Далее, если в торгах будут участвовать только два производителя, то в случае невыхода на торги одного из них или невозможности физической поставки одним из них либо срываются торги, либо не будет поставки. Кто будет потом нести ответственность за гибель или инвалидность людей, которые принимают лекарства постоянно или которым лекарства нужны срочно? В такой чувствительной и социально значимой сфере нужно очень продуманное, сбалансированное, смоделированное по возможным негативным последствиям решение. А не внезапные изменения правил игры, которые создают предпосылки для исчезновения целой номенклатуры жизненно важных препаратов.
Редакционный материал