«Фармацевтический вестник», 2010, N 20
ДЕНЬ ЗНАНИЙ БЕЗ КОСМЕТИКИ
Вступающий в силу с 1 сентября федеральный закон N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» готовит фармацевтической отрасли новые «сюрпризы». Наша ассоциация получила в свой адрес множество обращений от участников фармрынка, производителей, поставщиков парфюмерно-косметической продукции, профильных ассоциаций, представителей науки и учебных заведений. Все они в один голос говорят о недопустимости исключения косметической и парфюмерной продукции из аптечных организаций. И надо признать, их опасения не лишены оснований. В действующем пока Законе N 98 от 22.06.98 «О лекарственных средствах» (п. 9 ст. 32) сказано, что аптечные учреждения наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, а также косметическую и парфюмерную продукцию. Однако в законе, который приходит ему на смену, содержатся уже новые определения. Так, согласно п. 7 ст. 55 нового закона аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармдеятельность, наряду с ЛС могут и впредь приобретать и продавать различные товары, в т.ч. и «лечебную парфюмерно-косметическую продукцию». Именно последний пункт и заставил всерьез обеспокоиться участников фармацевтического и парфюмерно-косметического рынков. Ведь, учитывая объединение понятий в одну формулировку «лечебная парфюмерно-косметическая продукция», аптеки просто рискуют лишиться такой важной товарной группы, как «косметическая и парфюмерная продукция», в своем ассортименте. Из чего это следует? Проведенный нами анализ российского и зарубежного принципов и механизмов классификации продукции, на примере стран Евросоюза, Японии и США показал, что в мировой практике отсутствует деление косметической и парфюмерной продукции на лечебную и не относящуюся к ней. Термин «лечебная косметика» на российском рынке действительно используется, но как маркетинговая формулировка, что вводит в заблуждение о представлении ее существования. Общероссийский классификатор продукции не содержит группы лечебной парфюмерно-косметической продукции, отсутствуют технические регламенты по этой товарной категории, да и определение «лечебная» предполагает содержание лекарственного средства, что автоматически средство с его содержанием относит к категории ЛС, а не к косметической и парфюмерной продукции, это подтверждает и международная практика. К тому же в профессиональной косметологии используется термин «профессиональная косметика с лечебным эффектом». Нормативные регламенты к косметическим средствам не содержат требований лечебных свойств, которые могут быть применимы исключительно к лекарственным средствам. Исходя из того что на мировом рынке обращения косметических и парфюмерных товаров отсутствует понятие «лечебная косметика», а косметическая и парфюмерная продукция в свою очередь является неотъемлемой составляющей фармрынка, осложняется процесс гармонизации товарно-денежного обращения России с другими странами, а также между участниками внутри страны. РААС обращала внимание на эту проблему с момента подписания ФЗ N 61 «Об обращении лекарственных средств». Соответствующие письма были направлены в Правительство РФ и Минздравсоцразвития России с просьбой дать разъяснения и сохранить косметическую и парфюмерную продукцию в ассортименте аптек. Однако пока подзаконных актов, определяющих понятие «парафармацевтические товары», критериев отнесения косметической и парфюмерной продукции к лечебной, содержания товарных групп нелекарственного ассортимента, разрешенных к реализации через аптечные организации, не появилось. В конце мая РААС вместе с профильными ассоциациями производителей косметики (КСПКП и АППиБХ) провели заседание рабочей группы по этой важной проблеме. Все мы обеспокоены сложившейся ситуацией. Вопрос об искусственном вымывании из аптечного ассортимента косметической и парфюмерной продукции действительно весьма болезненный. В обороте аптечных организаций России эта категория занимает около 10%, а доля в нелекарственном ассортименте — около 30%. К тому же это наиболее рентабельная категория, наполняющая аптеку оборотными средствами, которые используются для обеспечения, в первую очередь, обязательного минимального лекарственного ассортимента и Перечня ЖНВЛС. Разобраться с формулировками и решить вопрос с узакониванием косметической и парфюмерной продукции в аптеке нужно уже сейчас. Причина проста: товарные запасы косметической и парфюмерной продукции хранятся порой до 90 дней, и для бесперебойного снабжения населения товарами аптечного ассортимента аптекам нужно организовать логистику поставок и прогнозируемые объемы оборотных средств от продаж косметической и парфюмерной продукции для своевременного обеспечения лекарственного ассортимента. Безусловно, мы сохраняем оптимизм в ожидании законодательной базы в рамках Таможенного союза, где должна быть обозначена формулировка «косметическая и парфюмерная продукция», что может послужить веским основанием для внесения изменений в ФЗ N 61. Смущает то, что принять эти поправки можно будет только после вступления закона в силу — после 1 сентября, т.е. драгоценное время — начало высокого сезона — для аптек будет упущено.
Исполнительный директор РААС
Н.ИГНАТЬЕВА
Подписано в печать
08.06.2010