“Фармацевтическое обозрение”, 2005, N 6
“АВТОМАТИЗИРУЙ ЭТО”: ТРИЛЛЕР С ПРОДОЛЖЕНИЕМ…
Автоматизация процесса отпуска льготных ЛС стала неизбежна с того момента, как был принят Федеральный закон N 122 и произнесено словосочетание “переходный период”. На сегодняшний день существенно изменен процесс учета медикаментов, выписки рецептов, отпуска ЛС по ним и т.д.; усложнившиеся процедуры требуют постоянного контроля, а значит, компьютеризации процесса. Процесс автоматизации аптек, работающих по льготной программе, можно рассматривать с трех сторон: готовы ли аптеки к тотальной компьютеризации и автоматизированному отпуску ЛС? Готовы ли к ней дистрибьюторы, которым выпала доля обеспечивать и курировать данный процесс? И готово ли к автоматизации льгот само государство?
АПТЕКИ: В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Основная сложность для аптек – это необходимость в электронном виде направлять отчеты поставщикам, чтобы услуги аптеки могли быть оплачены. Нужно ли говорить, что многие аптеки не имеют не только компьютеров и интернет-связи, но даже элементарных телефонов? И речь не идет об аптечных точках в далеких аулах и глухой тайге: не все подмосковные аптеки на момент начала программы автоматизации могли похвастаться таким благом цивилизации, как телефонная связь, не говоря уж о компьютере. Можно ли в такие короткие сроки научить людей пользоваться незнакомой программой, если они до сих пор худо-бедно вели учет по Excel (и на том спасибо) и в глаза не видели складской программы – в лучшем случае бухгалтерскую? Особенно тяжело приходится дистрибьюторам, работающим с удаленными регионами, где нет компетентных специалистов, способных поддерживать работу программы. Можно пенять на отсталость некоторых аптек (зачастую просто нерентабельных). Но положение успешных и передовых аптек немногим завиднее. Прогрессивные аптеки еще до принятия закона о монетизации льгот автоматизировали процесс льготного отпуска. Однако “льготные” дистрибьюторы предлагают (а иногда и навязывают) установку своих программ, и чтобы облегчить себе процесс отчетности, аптека переходит на них полностью или частично (в последнем случае она становится несчастным обладателем двух-трех программ и с каждой вынуждена разбираться). Так, со стороны подмосковных аптек особое раздражение вызывает позиция “Протека”: несмотря на очевидное несовершенство программы “е-фарма”, аптекам не дозволено отчитываться по федеральным рецептам, используя другие программы. Получается, что аптека поставлена в заведомо безвыходное положение и целиком зависит от воли поставщика. “Эта программа не позволяет сделать ни один отчет; мы не можем распечатать введенные нами рецепты, не можем увидеть результаты обработки; для себя подсчитываем вручную, – жалуются директора. – Впрочем, нам, по крайней мере, до апреля толком не могли сказать: что именно мы должны предоставлять в отчете и где это брать”. Во многих аптеках внедрен замкнутый цикл учета (автоматическое формирование и заказ товара, электронные накладные и автоматическое ценообразование, автоконтроль изъятых ЛС, продажа товара по штрих-коду, списывание товара в режиме реального времени, система дисконтных скидок, анализ товародвижения, бухгалтерский и управленческий учет). Установка дистрибьютором отдельной программы для ведения учета бесплатных рецептов нарушает целостность учета и вынуждает аптеку делать лишнюю работу, причем на очень низком уровне автоматизации, вводя вручную данные по медикаментам (хотя там давно используются электронные накладные) через программу, еще недостаточно отработанную. Именно в такое положение попала аптека N 315 Подольского района Московской области. Рассказывает ее директор Людмила Федосова: – Картина сложилась показательная уже в первые два месяца работы: на начало апреля было обеспечено только 90 процентов федеральных рецептов и 88 процентов областных. Льготники, хлынувшие в аптеку, просто стопорят торговлю. Ведь теперь процесс отпуска лекарства по рецепту невероятно усложнен и занимает в три раза больше времени, чем обычно: работаем сразу в трех разных программах, ведь для 50-процентной скидки есть своя программа, и эти рецепты тоже надо обслужить и пробить по кассе! Задействованы и первостольники, и операторы, и бухгалтерия. Работа с журналом обеспечения, проверка льготников по регистру и прочее – объем работ утроился. Первые два месяца аптека была вынуждена работать только на льготников. У нас не хватает площадей, чтобы раздельно хранить товары – для 50-процентной скидки, для федеральных, областных льготников и т.д. И, конечно, финансовая ситуация критична: постоянное обновление протековской программы, задействованный Интернет и линия межгорода, покупка новых компьютеров… Федеральная программа рассчитана на компактный город с прекрасным техническим оснащением аптек. А у нас 14 точек в районе, где невозможно поставить компьютер: в половине нет даже телефонов! И мы не можем позволить себе такие затраты в условиях, где все силы бросаются на отпуск бесплатных рецептов; и получаем за это копейки. На компенсацию у нас с самого начала было мало надежд: из-за административных проволочек мы получили форму отчетности только в конце марта, и только тогда смогли составлять и отправлять отчеты. Но и это еще не все: программа “Протека” не работает – у них какие-то проблемы с сервером, и поэтому из 12 тысяч отпущенных федеральных рецептов на сегодняшний момент мы смогли отчитаться только по 3 тысячам. Соответственно, никакой компенсации мы до сих пор не получили. Что касается областных рецептов: мы работаем с Мособлфармацией по программе “Юнико”, и благодаря этому все отчеты у нас приняли. Но… до сих пор ничего не заплатили. В любом случае компенсация не решит наших проблем. Ведь у нас и суммы, и процент уменьшились. В среднем наценка обычно была 15 процентов, и мы не платили с нее НДС, а теперь с меньшей суммы нам будут платить 10 процентов минус 18 процентов НДС. Наши затраты – и финансовые, и моральные – несопоставимы с мизерной компенсацией. Мы заведомо работаем себе в убыток. Сейчас совершен поворот к лучшему: мы затоварились и способны удовлетворить хотя бы 90 процентов запросов. Но нормальной ситуация быть не может… Ни врачи не успевают выписывать рецепты, ни мы – отпускать по ним. Человек часами стоит в очереди к врачу, а потом – в очереди к нам. Если рассуждать с позиции больного человека, то доступность льгот только уменьшилась.
ТЯГОТЫ ГОСУДАРСТВА
Государственные структуры тоже проделали немалую работу: для учета льготных рецептов по всей стране необходимо было собрать нормативно-справочную информацию, ввести единые стандарты лечения: справочник врачей, регистр льготников, справочник аптечных учреждений, работающих с рецептами… Впервые по всей России в приказном порядке введен справочник диагнозов – до этого работали кто как. Чтобы представить в контролирующие органы все необходимые данные, Федеральная служба собирает информацию из регионов в полуручном режиме. Специалисты Минздравсоцразвития должны иметь информацию о том, как производится лечение на местах, что именно выписывают врачи. Если пациент из Иркутска обращается с жалобой на аптеку или лечащего врача в Минздравсоцразвития, для проведения расследования по этому вопросу вся информация должна быть оперативно представлена Москве. Для таких целей в Минздравсоцразвития работает “горячая линия”. Без тотального мониторинга невозможно понять причину возмущений и волнений в регионах и вовремя принять адекватные меры для улаживания ситуации. Обеспечение аптек оборудованием, необходимым для установки программы, также рассматривается как задача государства, а не аптеки. Вопрос этот государство решает сообща с партнерами: что-то берут на себя территориальные фонды, что-то – дистрибьютор и Управление здравоохранения. От аптек государство ждет готовности учиться, учиться и учиться. Прежде всего – четкому взаимодействию с врачами. Один из “больных” вопросов: замена дорогостоящих медикаментов на дешевые аналоги. Производство некоторых ЛС ограничено; если врачи будут выписывать их в массовом объеме, это приведет к устойчивой дефектуре и недополучению ЛС точками сбыта. А уж во что обходится выписка дорогих ЛС казне!.. Чтобы врач мог заменить препарат на более дешевый аналог, в его распоряжении должна быть справка от аптеки о наличии данного лекарства.
С точки зрения государства однозначный плюс автоматизации – возможность выявлять источники подделок рецептов. Прежде чем отпустить лекарство по рецепту, фармацевт обязан проверить его по базе данных. Бывает, что бланк существует уже в нескольких экземплярах. Находят врача, поднимают карту пациента, устанавливается первичный бланк, остальные изымаются как подделки. От аптек требуется научиться разбираться в этом процессе, получать от Управления здравоохранения, поликлиник сведения о потерянных или украденных бланках рецептов.
СЛОВО СПЕЦИАЛИСТАМ
Дистрибьюторы, взявшие на себя миссию обеспечения по льготным рецептам, пошли тремя разными путями: одни предлагают аптекам свою программу (такую политику проводит, например, “Протек”); другие оставляют вопрос автоматизации на усмотрение самой аптеки (так в Московской области поступила Мособлфармация); есть и третий путь: соединить свои усилия с усилиями “профессиональных автоматизаторов” (так поступили в “СИА Интернейшнл”, прибегнув к сотрудничеству с фирмой “Эскейп” в доверенных “СИА” регионах). Так или иначе, а без вмешательства в данный процесс фирм, профессионально занимающихся автоматизацией аптек, не обошлось. Мы обратились к независимым разработчикам с просьбой рассказать, как выглядит ситуация с автоматизацией льготного отпуска в Подмосковье и в регионах с их точки зрения. Галина Прокофьева, заместитель генерального директора компании “ЮНИКО”, комментирует ситуацию в Московской области: – Самая большая проблема фармрынка – его непредсказуемость, постоянно изменяющиеся условия деятельности: как минимум, это очередной акт или закон, вступающий в силу с нового года, но опубликованный позже. Сегодня, когда многие аптеки внедрили, у себя комплексную автоматизацию, наладили единый учет медикаментов в режиме реального времени, им опять грозят вернуть льготные рецепты, а во что это может вылиться, видно из ситуации, сложившейся в Московской области, где “Протек” и Мособлфармация не справляются ни с поставками, ни с программным обеспечением. В аптеках Московской области уже пятый год функционирует “Единая система учета и контроля обеспечения льготных групп населения лекарственными средствами” разработки “ЮНИКО”. Ее модули “Учет льготных рецептов” установлены в подавляющем большинстве аптек. Модуль “Сводные рецепты” функционирует в региональных органах управления. Внедренная в 2000 году, сегодня система отвечает современным требованиям, чтобы учитывать не только все нюансы льготного отпуска, но и формировать любые виды отчетности, обеспечивать оперативный учет движения медикаментов. Так как “Система” работает совместно с программами учета товародвижения и “Торгового зала”, то уже при отпуске лекарства клиенту товар списывается из отдела запасов аптеки, что позволяет программе анализировать необходимость его пополнения, а в модуль льготных рецептов заносятся данные рецепта. Поскольку Мособлфармация, тоже требующая от аптек отчеты в электронном виде, еще не выбрала программу, на которой аптеки будут вести учет 50-процентных рецептов, мы, по инициативе аптек, представляющих новые формы отчетов, продолжаем сопровождение этой системы. Последние доработки в модуле “Учет льготных рецептов” (возможность ввода новой формы бланка рецепта, реестр 50-процентных и 100-процентных рецептов) позволяют нашим клиентам использовать программу в новых условиях. Какие программы могут конкурировать с данной системой в Московской области? Если говорить о степени практической адаптации, подготовки пользователей, о стоимости затрат на внедрение – конкурентов у этой программы нет. Возможно, есть программы, предпочтительные по другим критериям, однако все они требуют дополнительных временных затрат и денежных вложений. Алексей Аносов, генеральный директор компании “Эскейп”, рассказывает: – Я вижу задачи организаций, автоматизирующих процесс отпуска льготных ЛС, в следующем. Прежде всего нужно четко отследить движение ЛС, весь документооборот и иметь объективную картину по наличию медикаментов, их реализации и т.д., то есть осуществлять мониторинг движения лекарственных средств и запасов в каждой точке автоматизации. Нужно формировать счета на оплату, которая происходит только по факту реализации, а не по факту поставки. Соответственно, нужно иметь возможность быстро собирать сведения о реализации в конечных точках отпуска и формировать реестры и счета, которые передаются на оплату в территориальные фонды медицинского страхования. Второе: мы должны предоставить провизору инструмент, который включает в себя все правила выписки и отпуска ЛС, регламентированные законодательством РФ. Без этого инструмента организовать правильный отпуск ЛС в таких масштабах просто невозможно. По последним принятым правилам обеспечения федеральных льготников лекарствами самым жестким требованием является наличие пациента в регистре льготников. Лечебные учреждения также должны быть автоматизированы, иначе процесс выписки будет затруднен: больной будет всегда предъявлять права на то, чтобы получить ЛС; а аптека не имеет права отпускать препараты тому, кто не занесен в регистр. Поэтому ведется персонифицированный учет и формируются предаваемые уже в территориальный фонд реестры медикаментов с указанием фамилий тех, кому был отпущен данный медикамент. Опираясь на опыт автоматизации предприятий, уже имеющих в наличии компьютерное обеспечение и необходимое оборудование, мы, однако, видим свои прежние ошибки и в подобных масштабах употребляем несколько другие подходы. Программное обеспечение дорабатывается с учетом специфики регионов, на что уходят огромные усилия. Итак, подводя итоги первого полугодия работы новой льготной программы, мы можем указать следующие причины проблем с автоматизацией льгот. Чтобы правильно и полностью автоматизировать какой-либо процесс, нужно иметь его четкое формализованное описание. В случае с льготным отпуском товарные, денежные потоки, документооборот, отчетность определены нечетко. У всех участников процесса обслуживания льготного отпуска (“Протек”, “Роста”, “Аптека-Холдинг”), за исключением связки “СИА”-“Эскейп”, нет опыта реализации масштабных проектов в сфере автоматизации льготного отпуска. Поставщики, автоматизирующие льготный отпуск, вынуждены дорабатывать существующие программные продукты в сжатые сроки. Срочная адаптация системы (например, “е-фармы”) к существующим требованиям льготного лекарственного обеспечения предполагает, что система неизбежно будет давать сбои. Требуется достаточное время для того, чтобы создать нормально работающую в рамках данного проекта автоматизированную систему. В России очень велико количество аптек, уровень технической оснащенности которых и особенно уровень компьютерной грамотности персонала весьма низок. Общая нервозность ситуации с льготным отпуском не способствует спокойному обучению и работе сотрудников аптеки с программным обеспечением. Без решения этих проблем наладить автоматизацию льготного отпуска по всей стране невозможно. Будут ли они решены в течение следующего полугодия? Поживем – увидим. Вопрос только в том, когда закончится пресловутый “переходный период” на пути к полной монетизации льгот. И не станет ли это слишком крутым виражом для аптеки, которая и в нынешний-то поворот едва вписывается?
Е.ХАНПИРА