Воскресенье, 6 июля 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

Статья. «Автоматизируй это»: триллер с продолжением…» (Е.Ханпира) («Фармацевтическое обозрение», 2005, N 6)

07.06.2015
в Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

«Фармацевтическое обозрение», 2005, N 6

«АВТОМАТИЗИРУЙ ЭТО»: ТРИЛЛЕР С ПРОДОЛЖЕНИЕМ…

Автоматизация процесса отпуска льготных ЛС стала неизбежна с того момента, как был принят Федеральный закон N 122 и произнесено словосочетание «переходный период». На сегодняшний день существенно изменен процесс учета медикаментов, выписки рецептов, отпуска ЛС по ним и т.д.; усложнившиеся процедуры требуют постоянного контроля, а значит, компьютеризации процесса. Процесс автоматизации аптек, работающих по льготной программе, можно рассматривать с трех сторон: готовы ли аптеки к тотальной компьютеризации и автоматизированному отпуску ЛС? Готовы ли к ней дистрибьюторы, которым выпала доля обеспечивать и курировать данный процесс? И готово ли к автоматизации льгот само государство?

АПТЕКИ: В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Основная сложность для аптек — это необходимость в электронном виде направлять отчеты поставщикам, чтобы услуги аптеки могли быть оплачены. Нужно ли говорить, что многие аптеки не имеют не только компьютеров и интернет-связи, но даже элементарных телефонов? И речь не идет об аптечных точках в далеких аулах и глухой тайге: не все подмосковные аптеки на момент начала программы автоматизации могли похвастаться таким благом цивилизации, как телефонная связь, не говоря уж о компьютере. Можно ли в такие короткие сроки научить людей пользоваться незнакомой программой, если они до сих пор худо-бедно вели учет по Excel (и на том спасибо) и в глаза не видели складской программы — в лучшем случае бухгалтерскую? Особенно тяжело приходится дистрибьюторам, работающим с удаленными регионами, где нет компетентных специалистов, способных поддерживать работу программы. Можно пенять на отсталость некоторых аптек (зачастую просто нерентабельных). Но положение успешных и передовых аптек немногим завиднее. Прогрессивные аптеки еще до принятия закона о монетизации льгот автоматизировали процесс льготного отпуска. Однако «льготные» дистрибьюторы предлагают (а иногда и навязывают) установку своих программ, и чтобы облегчить себе процесс отчетности, аптека переходит на них полностью или частично (в последнем случае она становится несчастным обладателем двух-трех программ и с каждой вынуждена разбираться). Так, со стороны подмосковных аптек особое раздражение вызывает позиция «Протека»: несмотря на очевидное несовершенство программы «е-фарма», аптекам не дозволено отчитываться по федеральным рецептам, используя другие программы. Получается, что аптека поставлена в заведомо безвыходное положение и целиком зависит от воли поставщика. «Эта программа не позволяет сделать ни один отчет; мы не можем распечатать введенные нами рецепты, не можем увидеть результаты обработки; для себя подсчитываем вручную, — жалуются директора. — Впрочем, нам, по крайней мере, до апреля толком не могли сказать: что именно мы должны предоставлять в отчете и где это брать». Во многих аптеках внедрен замкнутый цикл учета (автоматическое формирование и заказ товара, электронные накладные и автоматическое ценообразование, автоконтроль изъятых ЛС, продажа товара по штрих-коду, списывание товара в режиме реального времени, система дисконтных скидок, анализ товародвижения, бухгалтерский и управленческий учет). Установка дистрибьютором отдельной программы для ведения учета бесплатных рецептов нарушает целостность учета и вынуждает аптеку делать лишнюю работу, причем на очень низком уровне автоматизации, вводя вручную данные по медикаментам (хотя там давно используются электронные накладные) через программу, еще недостаточно отработанную. Именно в такое положение попала аптека N 315 Подольского района Московской области. Рассказывает ее директор Людмила Федосова: — Картина сложилась показательная уже в первые два месяца работы: на начало апреля было обеспечено только 90 процентов федеральных рецептов и 88 процентов областных. Льготники, хлынувшие в аптеку, просто стопорят торговлю. Ведь теперь процесс отпуска лекарства по рецепту невероятно усложнен и занимает в три раза больше времени, чем обычно: работаем сразу в трех разных программах, ведь для 50-процентной скидки есть своя программа, и эти рецепты тоже надо обслужить и пробить по кассе! Задействованы и первостольники, и операторы, и бухгалтерия. Работа с журналом обеспечения, проверка льготников по регистру и прочее — объем работ утроился. Первые два месяца аптека была вынуждена работать только на льготников. У нас не хватает площадей, чтобы раздельно хранить товары — для 50-процентной скидки, для федеральных, областных льготников и т.д. И, конечно, финансовая ситуация критична: постоянное обновление протековской программы, задействованный Интернет и линия межгорода, покупка новых компьютеров… Федеральная программа рассчитана на компактный город с прекрасным техническим оснащением аптек. А у нас 14 точек в районе, где невозможно поставить компьютер: в половине нет даже телефонов! И мы не можем позволить себе такие затраты в условиях, где все силы бросаются на отпуск бесплатных рецептов; и получаем за это копейки. На компенсацию у нас с самого начала было мало надежд: из-за административных проволочек мы получили форму отчетности только в конце марта, и только тогда смогли составлять и отправлять отчеты. Но и это еще не все: программа «Протека» не работает — у них какие-то проблемы с сервером, и поэтому из 12 тысяч отпущенных федеральных рецептов на сегодняшний момент мы смогли отчитаться только по 3 тысячам. Соответственно, никакой компенсации мы до сих пор не получили. Что касается областных рецептов: мы работаем с Мособлфармацией по программе «Юнико», и благодаря этому все отчеты у нас приняли. Но… до сих пор ничего не заплатили. В любом случае компенсация не решит наших проблем. Ведь у нас и суммы, и процент уменьшились. В среднем наценка обычно была 15 процентов, и мы не платили с нее НДС, а теперь с меньшей суммы нам будут платить 10 процентов минус 18 процентов НДС. Наши затраты — и финансовые, и моральные — несопоставимы с мизерной компенсацией. Мы заведомо работаем себе в убыток. Сейчас совершен поворот к лучшему: мы затоварились и способны удовлетворить хотя бы 90 процентов запросов. Но нормальной ситуация быть не может… Ни врачи не успевают выписывать рецепты, ни мы — отпускать по ним. Человек часами стоит в очереди к врачу, а потом — в очереди к нам. Если рассуждать с позиции больного человека, то доступность льгот только уменьшилась.

ТЯГОТЫ ГОСУДАРСТВА

Государственные структуры тоже проделали немалую работу: для учета льготных рецептов по всей стране необходимо было собрать нормативно-справочную информацию, ввести единые стандарты лечения: справочник врачей, регистр льготников, справочник аптечных учреждений, работающих с рецептами… Впервые по всей России в приказном порядке введен справочник диагнозов — до этого работали кто как. Чтобы представить в контролирующие органы все необходимые данные, Федеральная служба собирает информацию из регионов в полуручном режиме. Специалисты Минздравсоцразвития должны иметь информацию о том, как производится лечение на местах, что именно выписывают врачи. Если пациент из Иркутска обращается с жалобой на аптеку или лечащего врача в Минздравсоцразвития, для проведения расследования по этому вопросу вся информация должна быть оперативно представлена Москве. Для таких целей в Минздравсоцразвития работает «горячая линия». Без тотального мониторинга невозможно понять причину возмущений и волнений в регионах и вовремя принять адекватные меры для улаживания ситуации. Обеспечение аптек оборудованием, необходимым для установки программы, также рассматривается как задача государства, а не аптеки. Вопрос этот государство решает сообща с партнерами: что-то берут на себя территориальные фонды, что-то — дистрибьютор и Управление здравоохранения. От аптек государство ждет готовности учиться, учиться и учиться. Прежде всего — четкому взаимодействию с врачами. Один из «больных» вопросов: замена дорогостоящих медикаментов на дешевые аналоги. Производство некоторых ЛС ограничено; если врачи будут выписывать их в массовом объеме, это приведет к устойчивой дефектуре и недополучению ЛС точками сбыта. А уж во что обходится выписка дорогих ЛС казне!.. Чтобы врач мог заменить препарат на более дешевый аналог, в его распоряжении должна быть справка от аптеки о наличии данного лекарства.

С точки зрения государства однозначный плюс автоматизации — возможность выявлять источники подделок рецептов. Прежде чем отпустить лекарство по рецепту, фармацевт обязан проверить его по базе данных. Бывает, что бланк существует уже в нескольких экземплярах. Находят врача, поднимают карту пациента, устанавливается первичный бланк, остальные изымаются как подделки. От аптек требуется научиться разбираться в этом процессе, получать от Управления здравоохранения, поликлиник сведения о потерянных или украденных бланках рецептов.

СЛОВО СПЕЦИАЛИСТАМ

Дистрибьюторы, взявшие на себя миссию обеспечения по льготным рецептам, пошли тремя разными путями: одни предлагают аптекам свою программу (такую политику проводит, например, «Протек»); другие оставляют вопрос автоматизации на усмотрение самой аптеки (так в Московской области поступила Мособлфармация); есть и третий путь: соединить свои усилия с усилиями «профессиональных автоматизаторов» (так поступили в «СИА Интернейшнл», прибегнув к сотрудничеству с фирмой «Эскейп» в доверенных «СИА» регионах). Так или иначе, а без вмешательства в данный процесс фирм, профессионально занимающихся автоматизацией аптек, не обошлось. Мы обратились к независимым разработчикам с просьбой рассказать, как выглядит ситуация с автоматизацией льготного отпуска в Подмосковье и в регионах с их точки зрения. Галина Прокофьева, заместитель генерального директора компании «ЮНИКО», комментирует ситуацию в Московской области: — Самая большая проблема фармрынка — его непредсказуемость, постоянно изменяющиеся условия деятельности: как минимум, это очередной акт или закон, вступающий в силу с нового года, но опубликованный позже. Сегодня, когда многие аптеки внедрили, у себя комплексную автоматизацию, наладили единый учет медикаментов в режиме реального времени, им опять грозят вернуть льготные рецепты, а во что это может вылиться, видно из ситуации, сложившейся в Московской области, где «Протек» и Мособлфармация не справляются ни с поставками, ни с программным обеспечением. В аптеках Московской области уже пятый год функционирует «Единая система учета и контроля обеспечения льготных групп населения лекарственными средствами» разработки «ЮНИКО». Ее модули «Учет льготных рецептов» установлены в подавляющем большинстве аптек. Модуль «Сводные рецепты» функционирует в региональных органах управления. Внедренная в 2000 году, сегодня система отвечает современным требованиям, чтобы учитывать не только все нюансы льготного отпуска, но и формировать любые виды отчетности, обеспечивать оперативный учет движения медикаментов. Так как «Система» работает совместно с программами учета товародвижения и «Торгового зала», то уже при отпуске лекарства клиенту товар списывается из отдела запасов аптеки, что позволяет программе анализировать необходимость его пополнения, а в модуль льготных рецептов заносятся данные рецепта. Поскольку Мособлфармация, тоже требующая от аптек отчеты в электронном виде, еще не выбрала программу, на которой аптеки будут вести учет 50-процентных рецептов, мы, по инициативе аптек, представляющих новые формы отчетов, продолжаем сопровождение этой системы. Последние доработки в модуле «Учет льготных рецептов» (возможность ввода новой формы бланка рецепта, реестр 50-процентных и 100-процентных рецептов) позволяют нашим клиентам использовать программу в новых условиях. Какие программы могут конкурировать с данной системой в Московской области? Если говорить о степени практической адаптации, подготовки пользователей, о стоимости затрат на внедрение — конкурентов у этой программы нет. Возможно, есть программы, предпочтительные по другим критериям, однако все они требуют дополнительных временных затрат и денежных вложений. Алексей Аносов, генеральный директор компании «Эскейп», рассказывает: — Я вижу задачи организаций, автоматизирующих процесс отпуска льготных ЛС, в следующем. Прежде всего нужно четко отследить движение ЛС, весь документооборот и иметь объективную картину по наличию медикаментов, их реализации и т.д., то есть осуществлять мониторинг движения лекарственных средств и запасов в каждой точке автоматизации. Нужно формировать счета на оплату, которая происходит только по факту реализации, а не по факту поставки. Соответственно, нужно иметь возможность быстро собирать сведения о реализации в конечных точках отпуска и формировать реестры и счета, которые передаются на оплату в территориальные фонды медицинского страхования. Второе: мы должны предоставить провизору инструмент, который включает в себя все правила выписки и отпуска ЛС, регламентированные законодательством РФ. Без этого инструмента организовать правильный отпуск ЛС в таких масштабах просто невозможно. По последним принятым правилам обеспечения федеральных льготников лекарствами самым жестким требованием является наличие пациента в регистре льготников. Лечебные учреждения также должны быть автоматизированы, иначе процесс выписки будет затруднен: больной будет всегда предъявлять права на то, чтобы получить ЛС; а аптека не имеет права отпускать препараты тому, кто не занесен в регистр. Поэтому ведется персонифицированный учет и формируются предаваемые уже в территориальный фонд реестры медикаментов с указанием фамилий тех, кому был отпущен данный медикамент. Опираясь на опыт автоматизации предприятий, уже имеющих в наличии компьютерное обеспечение и необходимое оборудование, мы, однако, видим свои прежние ошибки и в подобных масштабах употребляем несколько другие подходы. Программное обеспечение дорабатывается с учетом специфики регионов, на что уходят огромные усилия. Итак, подводя итоги первого полугодия работы новой льготной программы, мы можем указать следующие причины проблем с автоматизацией льгот. Чтобы правильно и полностью автоматизировать какой-либо процесс, нужно иметь его четкое формализованное описание. В случае с льготным отпуском товарные, денежные потоки, документооборот, отчетность определены нечетко. У всех участников процесса обслуживания льготного отпуска («Протек», «Роста», «Аптека-Холдинг»), за исключением связки «СИА»-«Эскейп», нет опыта реализации масштабных проектов в сфере автоматизации льготного отпуска. Поставщики, автоматизирующие льготный отпуск, вынуждены дорабатывать существующие программные продукты в сжатые сроки. Срочная адаптация системы (например, «е-фармы») к существующим требованиям льготного лекарственного обеспечения предполагает, что система неизбежно будет давать сбои. Требуется достаточное время для того, чтобы создать нормально работающую в рамках данного проекта автоматизированную систему. В России очень велико количество аптек, уровень технической оснащенности которых и особенно уровень компьютерной грамотности персонала весьма низок. Общая нервозность ситуации с льготным отпуском не способствует спокойному обучению и работе сотрудников аптеки с программным обеспечением. Без решения этих проблем наладить автоматизацию льготного отпуска по всей стране невозможно. Будут ли они решены в течение следующего полугодия? Поживем — увидим. Вопрос только в том, когда закончится пресловутый «переходный период» на пути к полной монетизации льгот. И не станет ли это слишком крутым виражом для аптеки, которая и в нынешний-то поворот едва вписывается?

Е.ХАНПИРА


Пред.

Росздравнадзора от 05.07.2005 N 01И-318/05 «О Клинических исследованиях лекарственных средств» (вместе с «Перечнем Клинических исследований лекарственных средств, разрешенных федеральной службой к проведению в Российской Федерации во II квартале 2005 года»)

След.

Росздравнадзора от 01.03.2005 N 01И-79/05 «О клинических исследованиях лекарственных средств»

СвязанныеСообщения

Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

Вопрос: Каким нормативным актом запрещен вход в другие организации через аптеку? (Консультация эксперта, 2017)

02.02.2018
Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

Приказ Минздрава России от 20.10.2017 N 836н «Об утверждении формы документа о результатах мониторинга безопасности биомедицинского клеточного продукта, осуществляемого владельцем регистрационного удостоверения биомедицинского клеточного продукта» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49349)

02.02.2018
Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

Приказ Росстандарта от 13.12.2011 N 1394-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»

02.02.2018
След.

Росздравнадзора от 28.02.2005 N 01И-71/05 "Об утверждении образцов-эталонов протезно-ортопедических изделий и ортопедической обуви" (вместе с "Перечнем типопредставителей протезно-ортопедических изделий, подлежащих обязательному утверждению в качестве лицензионных образцов-эталонов при оформлении лицензии на работы и услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи")

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике т.3 Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике т.3 274 ₽
  • Remington: The Science & Practice of Pharmacy Remington: The Science & Practice of Pharmacy 479 ₽
  • PediaStat PediaStat 342 ₽
  • Pharmaceutical Books 9 DVD Pharmaceutical Books 9 DVD 684 ₽

Товары

  • Interactive EKG and 100 EKG Problems Interactive EKG and 100 EKG Problems 205 ₽
  • Infectious diseases books 3 Infectious diseases books 3 342 ₽
  • Руководство-атлас по гистологии цитологии и эмбриологии Руководство-атлас по гистологии цитологии и эмбриологии 342 ₽
  • Biophysics Books 3 Biophysics Books 3 342 ₽
  • Массаж курс для начинающих Массаж курс для начинающих 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Апелляционный суд повторно признал незаконными решение и предписание ФАС в отношении российской компании «АксельФарм»
  • Лечиться от никотиновой зависимости стали чаще
  • ИИ Google раскрыл механизм устойчивости супербактерий за 48 часов
  • Кола vs. почки: как сладкая газировка превращается в камни
  • Михаил Мурашко выступил на XI Петербургском международном онкологическом форуме «Белые ночи 2025»
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version