Вопрос: В 2014 году Министерство здравоохранения одного из регионов РФ планирует обязать нашу медицинскую организацию, оказывающую помощь только по определенному профилю, выписывать рецепты по программе обеспечения необходимыми лекарственным средствами (ОНЛС). 1. Имеет ли право медицинская организация, не оказывающая врачебную помощь врачом-терапевтом, выписывать рецепты по программе ОНЛС. 2. Вправе ли медицинская организация отказаться от выписки рецептов на лекарственные средств по ОНЛС? 3. Вправе ли Минздрав субъекта РФ, в соответствии с федеральным законодательством, обязать медицинскую организацию выписывать лекарственные средства пациентам, по программе ОНЛС, необходимые им, но для самостоятельного исполнения рекомендаций врача?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1175н «Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов» (в ред. от 02.12.2013) назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2012 N 252н. При этом указанный выше Порядок никак не связывает право медицинского работника на выписывание рецепта с его специальностью или должностью, включая право на выписывание рецептов по программам льготного лекарственного обеспечения. Таким образом, медицинские организации, оказывающие амбулаторную медицинскую помощь и не имеющие в своем штате врача-терапевта, вправе выписывать рецепты на лекарственные средства, при этом действующее законодательство не запрещает таким организациям участвовать в территориальных программах льготного лекарственного обеспечения. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в частности, относятся: — организация обеспечения граждан лекарственными препаратами; — разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; — организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; — организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности; — установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. В то же время прямого указания на право органов государственной власти субъектов РФ на включение частных медицинских организаций в территориальные программы льготного лекарственного обеспечения населения действующее законодательство не содержит. По нашему мнению, включение Минздравом субъекта РФ частной медицинской организации в такие программы без ее согласия не соответствует действующему законодательству. В случае включения в такие программы частной медицинской организации без ее согласия она вправе отказаться от участия в них и обжаловать действия Минздрава субъекта РФ в судебном порядке.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
12.02.2014