Вопрос: В населенном пункте сеть аптек открыла аптечный пункт с видом работ: розничная торговля лекарственными средствами. Лицензия выдана на аптечный пункт, а вывеска имеет надпись «Аптечный склад». Не противоречит ли это ФЗ N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где утверждена единая номенклатура медицинских и фармацевтических организаций. В этом же аптечном пункте в розницу реализуются лекарственные препараты с ценами ниже оптовых, что является нарушением ФЗ N 135 «О защите конкуренции». Какие меры можно предпринять в отношении этого недобросовестного конкурента?
Ответ: Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы РФ, изложенным в Письме от 23.07.2009 N АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска», не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, «Универмаг «Седьмой континент», «Магазин цифровой техники «Ион», «Итальянская мебель», «Кафе «Атаман», «Крымские вина». Из данного разъяснения антимонопольного ведомства следует, что, например, информационная вывеска «Аптека», указывающая на профиль деятельности организации, не является средством индивидуализации юридического лица и (или) товара, поскольку не является обозначением какого-то конкретного юридического лица или товара и, следовательно, не может считаться средством индивидуализации. Цель установки такой вывески заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем конкретного места, направлении потребителя к нужному ему объекту, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ею товарам. Что касается вывески «Аптечный склад» на аптечном пункте, то следует отметить, что понятие «аптечный склад» действующим законодательством не определено. Следовательно, такая вывеска также может быть истолкована как указывающая на профиль деятельности организации и доказать неправомерность ее применения аптечным пунктом будет довольно затруднительно. Что касается применения субъектами рынка лекарственных средств демпинга при реализации аптечных товаров, то специализированных нормативно-правовых актов, регулирующих монополистическую деятельность конкретно аптечных организаций, действующее законодательство не содержит, а в общем случае ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 05.10.2015). В частности, частью 1 статьи 7 указанного Закона дано определение монопольно низкой цены товара. Таковой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, а также при наличии определенного ряда условий. При этом частью 1 статьи 5 Закона определяется понятие «доминирующего положения». Таким образом, в указанном в тексте вопроса случае следует обратиться в территориальные органы Федеральной антимонопольной службы РФ с заявлением о фактах занижения цен на лекарственные средства. На основании такого заявления территориальный орган ФАС РФ может провести соответствующую проверку на предмет выявления возможного доминирующего положения потенциального нарушителя, а в случае признания его доминирующего положения может провести дальнейшую проверку, направленную на выявление факт применения монопольно низких цен.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
20.04.2016