Вопрос: Принесли глюкометр, с жалобой на неверные показания (сравнивали с другим глюкометром), ни чека, ни ценника нет. Требуют вернуть деньги либо заменить глюкометр. Что нам делать? Как себя вести, какие документы потребовать (люди очень конфликтные)?
Ответ: Порядок возврата покупателем товаров в розничной торговле регулируется параграфом 2 главы 30 Гражданского Кодекса РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 05.05.2014), Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…» (в ред. от 05.01.2015 г.) (далее — Правила продажи). Согласно статье 502 ГК РФ покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. «Правилами продажи» установлен «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Согласно пункту 1 Перечня, в частности, не подлежат обмену медицинские приборы. Другая причина, по которой покупатель может вернуть товар, — его ненадлежащее качество. В соответствии со статьей 503 ГК РФ покупатель, которому был продан некачественный товар, может потребовать: — заменить недоброкачественный товар на качественный; — соразмерного уменьшения покупной цены; — безвозмездного устранения недостатков товара; — возмещения расходов на устранение недостатков товара. Кроме того, покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. Аналогичные требования изложены в статье 18 Закона «О защите прав потребителей». Статьей 477 ГК РФ определены сроки обнаружения недостатков переданного товара, если эти сроки не определены договором купли-продажи. В соответствии с пунктом 2 статьи 477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю. Согласно пункту 3 статьи 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей». Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Следует отметить, что Закон не рассматривает ситуацию, когда наличие недостатков товара не является очевидным. Указанные выше нормы Закона обязывают продавца провести экспертизу товара за свой счет только при наличии недостатков товара. При этом Закон не конкретизирует статус организации, проводящей экспертизу товара. По нашему мнению, продавец вправе передать товар на экспертизу в любую компетентную организацию, а покупатель в случае несогласия с ее результатами вправе оспорить их в суде. Кроме того, если, по мнению продавца, товар надлежащего качества и недостатков не имеет, он не обязан принимать у покупателя такой товар и отправлять его на экспертизу. Однако, если впоследствии покупатель докажет свою правоту, продавцу придется оплатить все издержки покупателя, включая возможные судебные издержки. Заметим также, что по жалобе покупателя в контрольно-надзорные органы, например в Роспотребнадзор, может быть назначена внеплановая проверка организации-продавца, которая может привести к более негативным последствиям для него, чем возврат денег за исправный глюкометр покупателю. Следует иметь в виду, что согласно пункту 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей отсутствие у потребителя кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Правда, потребитель обязан доказать факт покупки у данного продавца. Доказательством могут служить товарные чеки, гарантийные талоны и другие аналогичные документы. При отсутствии кассового чека деньги за товар вернуть через операционную кассу нельзя. Поэтому в таком случае возвращать покупателю деньги придется из основной кассы организации.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
11.02.2015