Вопрос: От поставщика получен лекарственный препарат в октябре 2014 года, который позже был забракован по письму Росздравнадзора от 24.04.2015 N 01И-678/15 — отзыв из обращения производителем с возвратом указанной серии поставщикам. Поставщику отправлена претензия с просьбой принять возврат забракованной серии 09.06.2015. От поставщика получен отказ в принятии возврата в связи с тем, что: 1) Согласно договору между поставщиком и покупателем поставщик обязуется принимать возвраты в случае брака серии в течение 15 дней с момента опубликования письма о забраковке. 2) В соответствии с пунктом 4 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674: Владелец недоброкачественных лекарственных средств (…) в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения решения об их изъятии, обязан исполнить это решение или сообщить о своем несогласии с ним. Насколько правомерен отказ поставщика принять возврат? Если претензия поставщику отправляется через 28 дней с момента опубликования письма о забраковке, что важнее: срок претензии 15 дней из договора или 30 дней из Постановления N 674? Что важнее в случае возврата некачественного товара: договор, Постановление N 674 или ГК. Какой срок для возврата некачественного товара по ГК РФ? Если в договоре с поставщиком никак не обговорено уничтожение забракованных лекарственных средств, то в каком порядке и сроки это должно происходить, каков документооборот?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 «Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств» (в ред. от 04.09.2012) владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решения об их изъятии, уничтожении и вывозе, обязан исполнить это решение или сообщить о своем несогласии с ним. Данная норма законодательства устанавливает обязанность для владельца (в рассматриваемом в тексте вопроса случае — покупателя), но не налагает каких-либо обязанностей по срокам возврата товара на поставщика. Согласно части 1 статьи 518 Гражданского кодекса РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 Кодекса. Согласно части 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Однако указанные нормы ГК РФ не устанавливают требования к срокам предъявления претензий поставщику получателем товара. Согласно обычаям делового оборота подобные требования могут предъявляться в течение срока годности товара, если иное не оговорено условиями договора. Таким образом, указанная в тексте вопроса ситуация четко действующим законодательством не регламентирована и в случае конфликта с поставщиком может быть рассмотрена судом. Однако, по нашему мнению, при наличии указанного в тексте вопроса условия договора о сроке предъявления претензий в течение 15 дней с момента опубликования письма о забраковке суд с высокой долей вероятности решит дело в пользу поставщика. Уничтожение аптекой забракованного товара должно осуществляться в соответствии с указанной выше Инструкцией.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
31.07.2015