Вопрос: Аптека отпустила льготнику на основании Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лекарственный препарат, приостановленный Росздравнадзором к реализации, не зная о том, что его реализация приостановлена. По договору Аптека принимает, хранит и отпускает лекарственные средства льготникам, а их собственником является уполномоченная организация. Кто должен следить за качеством и своевременным изъятием из оборота забракованных лекарственных средств, если, по условиям договора, уполномоченная организация отвечает за качество поставляемых аптеке лекарственных средств?
Ответ: Гражданский кодекс РФ не регламентирует вопросы ответственности за качество товара, реализуемого на условиях договора комиссии. Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами» (в ред. от 04.10.2012) регулируют порядок комиссионной торговли только для товаров, переданных на комиссию физическими лицами. Статьей 57 Федерального закона РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 14.12.2015) запрещена продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств. В письмах Росздравнадзора «О приостановлении реализации лекарственного средства», как правило, указывается о приостановлении реализации лекарственных препаратов конкретных серий в связи с обнаруженным не соответствием по определенным показателям требованиям нормативной документации. Дальнейшее обращение препаратов, которое было приостановлено такими письмами Росздравнадзора, возможно по специальному решению данного ведомства, которое оформляется соответствующими письмами. Согласно части 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров не надлежащего качества, а также оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. По нашему мнению, в указанном в тексте вопроса случае орган исполнительной власти может привлечь к ответственности комиссионера, поскольку именно он непосредственно осуществляет отпуск некачественного товара. В дальнейшем комиссионер вправе потребовать от комитента возмещения ущерба в регрессном порядке. Заметим, также, что строго говоря, приостановление обращения лекарственного средства не означает признание его недоброкачественным или фальсифицированным, а свидетельствует лишь о имеющихся у надзорного органа сомнениях в его качестве. Следовательно, в случае, если в дальнейшем указанные сомнения будут сняты, применение нормы статьи 14.4 КоАП РФ ни к комитенту, ни к комиссионеру не возможно.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
12.01.2016