«Фармацевтическое обозрение», 2011, N 1
«СТОЛИЧНЫЕ АПТЕКИ» ДОИГРАЛИСЬ
Мэр Москвы Сергей Собянин отправил в отставку главу ГУП «Столичные аптеки» Михаила Ремизова и приостановил тендеры на закупку лекарств. Как сообщил на одном из декабрьских заседаний правительства Москвы столичный градоначальник, необходимо провести серьезную ревизию тендерного комитета, так как к проведению тендеров имеется много претензий.
Сергей Собянин без прелюдий раскритиковал деятельность тендерного комитета и сети ГУП «Столичные аптеки». На сто процентов принадлежащая Москве, эта государственная аптечная сеть, со слов мэра, была подозрительно конкурентоспособна, а в аукционах на поставку того или иного вида препаратов всегда выигрывали «нужные» фирмы.
«НЕ НАДО ИГРАТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕНЬГАМИ»
«Столичным аптекам» всегда доставалась львиная доля заказа. Так, за три года проведено более тысячи аукционов по закупке лекарств, и большинство из них выигрывала лишь одна структура. Например, в октябре 2010 года проведено 46 торгов в электронной форме: в 39 случаях подана одна заявка, в 5 случаях — две. В обличительном документе, который мэр держал в руке, казалось, содержалась вся подноготная «черных схем» и непрозрачных механизмов закупки лекарств за бюджетные деньги: за 3-4 минуты вскрылось все, что десятилетиями считалось нормальной практикой в работе ГУПа. «Например, когда мы выставляем средство для лечения туберкулеза на 2011 год, у нас выигрывает одна структура, когда по ЮАО — выигрывает другая, и по Юго-Восточному, и по Западному… То есть по каждому округу есть одна структура, которая конкурентоспособна и выигрывает тендер», — отметил мэр Москвы. По его словам, отмечено всего два исключения: на один лот было заявлено 5 участников. «Не знаю, как это произошло, видимо, недоработка системы, — иронично заметил Сергей Собянин. — Сброс цены в этом случае составил 92 процента. В другом тендере было 7 участников, при этом цена уменьшилась на 95 процентов. Во всех остальных случаях сброс цены достигал максимум 1 процент». По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, потери московского бюджета от таких договорных сделок составили 1,2 млрд. рублей, причем в большинстве своем лекарства закупались по максимальной цене, что отражалось на их финальной стоимости в рознице. Среди победителей тендеров обычно значились одни и те же торговые фирмы, зачастую аффилированные с ГУП и до последнего времени неприкасаемые. Правда, теперь эта ситуация, возможно, изменится — Собянин предложил сменить старого руководителя на нового. «Директора ГУПа «Столичные аптеки» предлагаю освободить от должности, поставить другого руководителя, разобраться с деятельностью этой структуры — она слишком конкурентоспособна, чтобы это было правдой», — убежден Сергей Собянин, Сейчас по факту коррупционных и договорных схем в системе госзакупок медикаментов, в которых были задействованы не только московские коммерческие, но и федеральные структуры, проводятся проверки. Под прицелом находятся крупные должностные лица, так или иначе ответственные за нарушения. Мэр столицы дал понять, что увольнение руководителя ГУП «Столичные аптеки» Михаила Ремизова не последнее, будут еще. «Тендеры, которые мы проводим сейчас, прошу приостановить и через несколько дней разобраться, — поручил Сергей Собянин. — Коллеги, я предупреждал всех: не надо играть с государственными деньгами. Если кто-то еще не понял, я доведу это до его сведения, чтобы он это осознал». Специалисты утверждают, что уже в ближайшее время на московском рынке госзакупок препаратов для нужд москвичей будет виден просвет — немалое количество частных фармкомпаний, потерявших надежду на участие в честных конкурентных аукционах, уже подготовили свои заявки на 2011 год в расчете на то, что уже совсем скоро главным критерием в проведении закупок будет не самая высокая, а самая низкая цена на лекарства.
О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
О неэффективности системы госзакупок не говорил только ленивый. Напомним, 30 ноября президент РФ Дмитрий Медведев выступил с посланием к Федеральному собранию, в котором подверг критике действующую в стране систему госзакупок. По его словам, она порождает нецелевые расходы, объем которых, включая прямое воровство и откаты, составляет не менее 1 трлн. рублей. Глава государства заявил, что обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее. В случае со «Столичными аптеками» остается вопрос: может ли замена руководителя способствовать решению системных задач? «Единоличный исполнительный орган, а именно директор, коим являлся г-н Ремизов, по большому счету в системе столичного здравоохранения не принимал никаких решений, — высказал мнение директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. — Это был человек, которого можно считать администратором на хозяйстве. Решения о том, кто и как должен выиграть тендер, конечно, принимались на более высоком уровне. Что касается дальнейших перспектив, думаю, должно пройти время, прежде чем новая московская администрация выстроит новые механизмы снабжения горожан лекарственными средствами. Та система, которая существует, может, и не является самой эффективной, но надо сказать, что по своему качественному составу она лучшая в Российской Федерации. При том, что, конечно, то, что закупается в Москве, обходится дороже, чем могло бы обходиться. Надо в первую очередь сделать акцент на оптимизации расходов. Перемещение одной конкретной фигуры не решает системных задач. Сама система закупок, само законодательство, сама административная система построены таким образом, что являются предпосылками для, в том числе и того, что мы называем злоупотреблениями». Юрий Крестинский добавил, что считает правильным приватизацию сети, поскольку государство в нашей стране не является эффективным собственником: «Если возникнет идея приватизации «Столичных аптек», я могу только приветствовать такое решение». Решения по сети «Столичные аптеки» считает обоснованными и логичными заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья, академик РАМН Сергей Колесников. «ГУП находится в подчинении у государства — оно принимает решения, это его право, — сказал он. — Правильно и то, что новый мэр расставляет своих людей на эти позиции. Даже в США, когда уходит мэр или губернатор, меняется также вся команда. Поскольку существуют некие подозрения, достаточно серьезные, что при закупках и при регулировании цены происходили, так назовем, странности, человек, в отношении которого есть подозрения, от работы отстраняется, временно или постоянно. У нас как-то забыли, что если на человека заводится уголовное дело, в приличном обществе он либо подает в отставку и ждет итогов рассмотрения уголовного дела, либо подает в отставку и уходит насовсем. Если говорить о том, нарушит ли это работу аптек, то незаменимых людей не бывает».
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Мы задали несколько вопросов заместителю председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Сергею Колесникову.
С.К.: Отмечу, что Сергей Собянин приостановил закупку препаратов, которые приобретаются только за бюджетный счет — до выяснения обстоятельств. Большая часть закупок на 2010 год уже не проводилась. Она осуществлялась в ноябре — с целью закупки препаратов на следующий год. У мэра, видимо, возникли сомнения в том, что эти закупки проведены так, как положено. Что касается снабжения жизненно важными препаратами, лекарствами по редким заболеваниям — это вообще не полномочия мэра, это полномочия федеральных властей. Если же говорить о препаратах, закупки которых финансируются из регионального бюджета, то все закупки на следующее полугодие уже проведены. Поэтому, когда говорят, что это нарушит снабжение препаратами льготников, что это катастрофа — это неправда. В декабре тендеры не проводятся — заключаются контракты на обеспечение лекарствами на 1-й квартал, на 1-й и 2-й кварталы, на полугодие. Никаких угроз тому, что не будет обеспечения лекарственными препаратами, нет.
ФО: Среди экспертов есть мнение, что увольнение одного руководителя ничего не изменит. С.К.: Вы знаете, что у нас идет борьба с коррупцией? Об этом говорят и в правительстве, и в «Единой России». Если исходить из того, что никогда ничего не произойдет, заменим мы человека или не заменим, что виновата система, то тогда ни то, ни другое менять не надо. А роль личности в истории никто не отменял. Если есть вор на должности, он будет воровать, пока его не посадят или не уберут. Если это порядочный человек, если не встроен в эту коррупционный порядок, он должен изменить систему, которая позволяла воровать.
ФО: Как, по вашему мнению, можно трансформировать систему госзакупок? Изменить закупочный закон? С.К.: Закон закупочный менять не надо, его надо отменять. Навсегда. Чтобы его не было вообще. Наконец-то это поняли руководители государства. 10 лет о неэффективности закона твердят Минэкономразвития, Минфин, ФАС. Не прошло и 10 лет, как все поняли, что закон — некачественный. Наконец это сказано даже в президентском послании Федеральному собранию. Теперь все с радостью услышали нужные слова, а чиновники начали готовить еще худшие поправки к этому закону — чтобы нельзя было даже коррупционно ничего закупать. Закон надо отменять, потому что руководитель не должен иметь права оперировать средствами. У нас полно проверяющих инстанций: Счетная палата, контрольно-счетные палаты регионов, налоговые инспекции, казначейство, ФАС, прокуратура… Зачем создавать еще инструмент в виде 94-го закона? Человек ворует — посади в тюрьму, он никогда больше воровать не будет. А 94-й закон позволяет воровать безнаказанно. Ответственных не найдешь, посадить никого невозможно, в этом законе коллективная безответственность под предлогом борьбы с коррупцией. Не знаю, пойдет ли наше правительство на решительный шаг… В отношении лекарств принципиально не может быть биржевых торгов и аукционов. Потому что есть параметры биологической доступности, эффективности, есть формы выпуска, и пусть конкурируют они, а не цена. Стоимость лекарства не может быть определяющим фактором. Она должна быть обоснованная, а не минимальная.
Р.ШЕВЧЕНКО