Понедельник, 28 июля 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Медицинские учреждения

Статья. «Помощь есть, качества нет» (П.Звездина) («Фармацевтический вестник», 2015, N 3)

07.06.2015
в Медицинские учреждения

«Фармацевтический вестник», 2015, N 3

ПОМОЩЬ ЕСТЬ, КАЧЕСТВА НЕТ

ФАС доказала, что медицинского надзора в России нет

В конце января ФАС России опубликовала доклад о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Лейтмотив многостраничного труда — контроль медицинской отрасли в России носит формальный характер. Подобные утверждения звучали от представителей службы и раньше, но в этот раз ФАС подкрепила свои выводы результатами проверки Росздравнадзора и его территориальных органов. Возможность изучить работу Росздравнадзора антимонопольщикам предоставила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.

С позволения

О том, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности (а также и контроль фармацевтической деятельности) в РФ оставляет желать лучшего, в Федеральной антимонопольной службе России говорили уже очень давно. В начале 2015 г. у ведомства появилась возможность подтвердить свои наблюдения результатами проверки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ее 79 территориальных органов. Проверка была проведена в соответствии с поручением зам. председателя Правительства РФ Ольги Голодец. Позитив относительно текущей ситуации в докладе ФАС исчерпывается одной строчкой во введении: «В целом итоги проверки не выявили фактов дискриминации Росздравнадзором хозяйствующих субъектов». После этого документ погружает читателя в безрадостное настоящее российского здравоохранения. Среди основных проблем, выделенных ФАС, — отсутствие в РФ целостной модели надзора. Качество и безопасность медицинской деятельности одновременно регулируют Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Федеральный ФОМС, органы управления здравоохранением в регионах и т.д. Периодически полномочия перечисленных выше органов пересекаются. Из-за этого по одному и тому же поводу больницу могут проверить до трех ведомств, а одно и то же нарушение может быть квалифицировано по нескольким статьям КоАП. Такое поведение контролирующих органов незаконно — п. 5 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности гласит: «При осуществлении государственного контроля не допускается проведение в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя различными органами государственного контроля проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований». Множество проблем обнаружила ФАС в терминологии, обозначенной в действующих нормативно-правовых актах. По большому счету существующие документы не решают вопросы качества и безопасности медицинской помощи. Например, контроль качества и безопасности медицинской деятельности по сути является контролем за условиями оказания медицинской помощи, порядками и стандартами, которые имеют достаточно опосредованное отношение именно к качеству. Дело в том, что все контрольные органы, включая Росздравнадзор, не имеют критериев качества оказания медицинской помощи, а значит, лишены инструмента его оценки. Это приводит к формализации проверок Росздравнадзора. «Недостаточная четкость ключевого понятийного аппарата в области качества медицинской помощи может приводить к несоответствию конечного результата лечения ожиданиям пациента, а также к повышению расходов государства», — приходит к выводу ФАС.

Риторика

Основные вопросы ФАС к Росздравнадзору, обозначенные в докладе, вкратце можно обозначить так: что именно проверяет Росздравнадзор? На каком основании он это проверяет? По какому регламенту? Нужно ли вообще это проверять? Что действительно нужно проверять? Самостоятельно отвечая на эти вопросы, ведомство приходит к неутешительным выводам: Росздравнадзор и проверяет не то, и оснований у него для этого нет, и без регламента. Вся проверочная деятельность Росздравнадзора осуществляется в условиях критического дефицита необходимой нормативно-правовой базы. Так, у Росздравнадзора две государственные услуги и шесть государственных функций, вытекающих из его полномочий по вопросам осуществления госконтроля. Однако Росздравнадзор не разработал, а Министерство здравоохранения РФ не утвердило административные регламенты ни по одной из двух государственных услуг. Из шести государственных функций Росздравнадзор разработал только один административный регламент, который, однако, не охватывает всех вопросов государственного контроля, предусмотренных соответствующим полномочием, а отдельные положения регламента даже противоречат другим приказам Минздрава. Не определен объем запрашиваемых сведений, критерии оценки проверяемых лиц, последовательность и сроки выполнения административных процедур. Нет понятных требований к порядку их выполнения, не уточнены права и обязанности должностных лиц и лиц, в отношении которых осуществляются проверки, и т.д. Если нарушитель все-таки пойман, Росздравнадзор не всегда может его наказать. Несмотря на полученные Росздравнадзором в результате принятия Федерального закона N 317-ФЗ от 25.11.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия по возбуждению дел о правонарушениях в сфере охраны здоровья граждан, появившиеся в КоАП статьи не охватывают все случаи возможных нарушений. Например, в КоАП отсутствуют ключевые для фармрынка нормы, обеспечивающие соблюдение различными фармацевтическими и медицинскими работниками ограничений, установленных ст. 74 ФЗ-323. Напомним, что именно в этой статье прописаны ограничения, налагаемые на врачей при общении с медицинскими представителями фармацевтических компаний. Особые вопросы у ФАС вызвало лицензирование как институт контроля условий оказания медицинской помощи. По мнению ФАС, он «не сформирован и не развивается». Росздравнадзором до сих пор не разработаны, а Минздравом России не утверждены требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также все порядки оказания медицинской помощи. На данный момент утверждено только 56 из 150 порядков оказания медицинской помощи — т.е. 37% от общего количества. По 42 услугам Минздравом вообще не утверждены никакие нормативно- правовые акты. То есть по 94 услугам, приходит к выводу ФАС, Росздравнадзор и органы лицензирования не имеют законного основания осуществлять лицензирование и лицензионный надзор. Это, однако, Росздравнадзор не останавливает. Ведомство и органы лицензирования субъектов РФ самостоятельно выбирают подходящие для случая нормативно-правовые акты и документы. По мнению антимонопольщиков, такая выдача лицензий, в отсутствие требований и порядков оказания медицинской помощи, и последующий мониторинг лицензиатов являются «не приносящим никакой общественной пользы административным понуждением». Да и говорить о едином медицинском пространстве в РФ при такой практике не приходится.

Дополнения

в процессе проверки ФАС столкнулась с «техническими сложностями своевременного получения от Росздравнадзора достоверной информации». Росздравнадзор был уличен в несоответствии информации, предоставленной центральным аппаратом и территориальными органами, а также в существенных неточностях в данных. По итогу проверки ФАС выявила в отдельных действиях должностных лиц признаки нарушения Закона о защите конкуренции, а также закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», требующие дополнительной квалификации. Для решения обозначенных проблем в краткосрочной перспективе ФАС России разработала ряд предложений. В том числе служба предлагает восстановить законность деятельности Росздравнадзора, подготовить ряд поправок в медицинское законодательство, принять недостающие нормативные акты (прежде всего административные регламенты, порядки и требования), активнее привлекать экспертов и экспертные организации к проверкам, перестроить механизм разработки и утверждения клинических протоколов и т.д.

Не согласны

В пресс-службе Росздравнадзора отметили, что доклад ФАС не основан на материалах проверки, а его выводы выходят за рамки предмета надзорных мероприятий и профессиональной компетенции проверяющих, т.е. касаются не антимонопольного законодательства, а оценки системы государственного контроля и качества медицинской деятельности в целом. «В материалах доклада представлен анализ нормативно-правового регулирования государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, представляющий субъективное мнение членов комиссии ФАС России и во многом не соответствующий действующему законодательству РФ и решениям судов», — отметили в ведомстве. Отдельно в ведомстве обратили внимание на предложение ФАС России об усилении ответственности врача, включая его уголовное преследование и административное наказание. В Росздравнадзоре пояснили, что такой шаг требует взвешенного обсуждения: подход, при котором совершенствование системы надзора и контроля сводится к усилению ответственности врача, является популистским. Стоит заметить, что корреспондент при прочтении доклада ФАС информации об уголовной ответственности врача в нем не обнаружил. Росздравнадзор выводы ФАС, представленные в докладе, считает некорректными, а его опубликование без учета обсуждений и возражений — недопустимым.

П.ЗВЕЗДИНА
Подписано в печать
29.01.2015


Пред.

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.06.2011 N 554 (ред. от 11.03.2015) «Об утверждении устава государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в новой редакции»

След.

Приказ Минздрава России от 23.01.2015 N 14н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36298)

СвязанныеСообщения

Медицинские учреждения

Вопрос: Чем обусловлено требование по наличию малой операционной при производстве медикаментозных абортов? (Консультация эксперта, 2017)

02.02.2018
Медицинские учреждения

Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н (ред. от 31.10.2017) «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2014 N 33210)

02.02.2018
Медицинские учреждения

Вопрос: Согласно пункту 22 Приказа Минздрава РФ от 31.08.2016 N 647н на национальном языке указывается только вид аптечной организации: «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск»? А вся остальная информация указывается на русском языке или же все указывается на национальном языке? В Республике Мордовия три языка. Значит нужно иметь три вывески? (Консультация эксперта, 2017)

02.02.2018
След.

Приказ Минздрава России от 23.01.2015 N 12н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36255)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Авторские лекции по педиатрии РГМУ Авторские лекции по педиатрии РГМУ 342 ₽
  • Urology Books 2 Urology Books 2 342 ₽
  • The Muscle and Bone Palpation Manual The Muscle and Bone Palpation Manual 684 ₽
  • Psychology and psychiatry Books DVD Psychology and psychiatry Books DVD 684 ₽

Товары

  • USMLE Step 2 USMLE Step 2 342 ₽
  • Medical Books 7 Medical Books 7 342 ₽
  • Bioinformatics Books 2 Bioinformatics Books 2 342 ₽
  • Большая медицинская энциклопедия Большая медицинская энциклопедия 342 ₽
  • Руководство-атлас по гистологии цитологии и эмбриологии Руководство-атлас по гистологии цитологии и эмбриологии 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Пластырь с микроиглами позволит обнаружить рак кожи в домашних условиях
  • «Правило десяти тысяч шагов» опровергли еще раз
  • Изоляция в Антарктике уменьшила объем серого вещества мозга у полярников
  • Из-за пандемии Covid-19 мозг состарился даже у тех, кто не заболел
  • В плазме крови нашли общий «след» трех типов деменции 
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version