«Фармацевтическое обозрение», 2003, N 6
ГУПы и МУПы: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ
11 октября 2002 года Государственной Думой РФ был принят федеральный закон, регулирующий порядок образования и деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. В законе определены правовое положение, порядок деятельности и правовой статус собственников имущества подобных предприятий. Положения данного закона представляют насущный интерес для работников фармацевтической отрасли, поскольку в полной мере относятся к деятельности муниципальных и государственных аптек. Ранее данные предприятия в своей деятельности руководствовались положениями Гражданского Кодекса. Однако потребность в специальном акте, регулирующем деятельность государственных и муниципальных предприятий, назрела давно. Что же интересного в законе для деятельности аптек?
Закон определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Отмечается, что имущество унитарного предприятия может принадлежать на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия, например, муниципальной аптеки, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Что это означает? А то, что предприятие может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в пределах, ограниченных законом. Без согласия собственника аптека не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом. Помимо этого законом внесено существенное ограничение в деятельность муниципальных аптек, касающееся возможности создания дочерних предприятий. Так, в статье 1 закона установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Важно отметить, что ранее созданные унитарными предприятиями дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона. Однако это не означает, что унитарные предприятия не могут иметь филиалы или другие подразделения. Статья 5 закона определяет, что по взаимному согласованию с собственником унитарное предприятие может открывать филиалы и представительства.
КАК СОЗДАЕТСЯ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Решение об учреждении предприятия принимается уполномоченным государственным органом, в нашем случае это Министерство здравоохранения (например, субъекта РФ) или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации. Для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить: — решение о создании унитарного предприятия; — устав унитарного предприятия;
— сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, которое должно быть оформлено в виде баланса. Решение об учреждении унитарного предприятия и его устав должны определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации, а размер уставного фонда муниципального предприятия — не менее чем 1000 МРОТ. Действующие уставы унитарных предприятий со дня вступления закона в силу применяются в части, ему не противоречащей, они должны быть приведены в соответствие с нормами закона в срок до 1 июля 2003 года. В законе приводятся четкие требования к уставу предприятия. Он должен содержать следующие положения: полное и сокращенное фирменное наименование, место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. Поскольку устав — публичный документ (в смысле открытости содержащихся в нем сведений и доступности их контрагентам юридического лица), его основной смысл состоит в формировании у любого третьего лица, вознамерившегося иметь дело с данным предприятием, четкого представления о предприятии как таковом, и в первую очередь об объеме его правоспособности. Поэтому данному документу и уделяется законом столь пристальное внимание. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
ПРАВОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Как и все другие юридические лица, унитарные предприятия должны иметь все атрибуты хозяйствующих предприятий: самостоятельный баланс, фирменное наименование, собственные бланки. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако закон освобождает его от ответственности за обязательства собственника предприятия. Управление унитарным предприятием закон возлагает на собственника и руководителя предприятия. Если первый выполняет обязанности по учреждению и общему контролю за предприятием, то второй осуществляет оперативное руководство. В числе полномочий руководителя закон называет представительство интересов предприятия, совершение сделок и кадровое руководство предприятием. Наделяя правами, закон в то же время налагает на него определенные обязанности, такие, как запрет на учреждение иного юридического лица, запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью, кроме предпринимательской и научной. Наиболее важен запрет на совершение сделок, в которых руководитель предприятия может быть лично заинтересован. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Несмотря на то, что в законе говорится только о возможности предъявления иска к руководителю, характер ответственности может быть различным. Унитарные предприятия подлежат обязательной независимой ежегодной аудиторской проверке. Законом утверждены виды документов, подлежащие обязательному хранению: это учредительные документы предприятия, документы свидетельствующие факт его государственной регистрации, решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия, документы бухгалтерской и управленческой отчетности. Обязанность по надлежащему хранению документов закон возлагает на руководителя предприятия.
Юрист
Г.МИРЗОЯН