Вопрос: С 01.04.2015 транспортные средства общей снаряженной массой свыше 3,5 тонн должны оснащаться устройством тахограф в соответствии с Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (ред. от 17.12.2013). Тахографы призваны контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха. Мы имеем автомобили, попадающие в данную категорию грузоподъемности. Данные автомобили находятся в аренде у ИП, который осуществляет деятельность по перевозке грузов (медикаментов и т.п.) для коммерческих нужд. Что грозит данному перевозчику в случае неисполнения требований законодательства об установке тахографов? В частности, интересует, могут ли сотрудники ГИБДД налагать штраф дважды или трижды в течение одного рабочего дня (смены) водителя в случае отсутствия у него тахографа? Могут ли сотрудники ГИБДД (и обязаны ли) сообщать об отсутствии тахографа на конкретных транспортных средствах конкретных организаций в трудовую инспекцию либо в органы Ространснадзора по месту нахождения нарушителя? Может ли отсутствие тахографа стать поводом для проведения плановой/внеплановой проверки данными госорганами?
Ответ: 30 марта 2015 года истекает срок, предоставленный законодательством для оснащения тахографами транспортных средств категории N 2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным (Приказ Минтранса России от 21.08.2013 N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»). Данный приказ был принят в развитие изменений, внесенных в Федеральный закон РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 14.10.2014). В частности, часть 1 статьи 20, в котором перечислены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, дополнена обязанностью оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статьей 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха. Так, согласно части 1 указанной статьи КоАП РФ за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Частью 2 статьи 11.23 за нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха предусмотрено наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица (статья 2.4 КоАП РФ). Рассматривать дела по статье 11.23 КоАП РФ вправе органы внутренних дел (полиция) (ст. 23.3) и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор — Ространснадзор (ст. 23.36). Таким образом, полиция и Ространснадзор вправе наказывать как за отсутствие тахографа, так и за нарушение водителем режима труда и отдыха. Помимо этого, законодательство возлагает на полицию обязанность по информированию соответствующих государственных и муниципальных органов, организаций и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 08.03.2015)). Поэтому, теоретически, полиция может сообщить о данном факте в Ространснадзор (поскольку трудовая инспекция административные нарушения по данной категории дел не рассматривает), который, в свою очередь, вынесет предписание для организации, а затем назначит внеплановую проверку для контроля его выполнения. Вопрос о возможности вынесения нескольких постановлений о наложении штрафа за отсутствие тахографа в течение дня спорный, так как есть неопределенность с отнесением такого правонарушения к длящемуся. Согласно п. 12 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 19.12.2014) должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр. В Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, входит в частности неработающий предусмотренный конструкцией тахограф (7.4.), т.е., если тахограф был изначально при его изготовлении установлен в автомобиле. Если же тахограф установлен после изготовления автомобиля, его отсутствие не препятствует его движению. По нашему мнению, в случае составления протокола за отсутствие тахометра после первого вынесенного штрафа по ст. 11.23 водителю должна быть предоставлена возможность продолжить движение с целью устранения нарушения, то есть для установки тахографа в соответствующей мастерской. Поэтому, по-нашему мнению, повторное наложение штрафа в течение дня за данное нарушение невозможно.
Юрисконсульт юридической
компании «Юнико-94»
Н.И.СТРЕЛКИНА
30.03.2015