Понедельник, 17 ноября 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Медицинские и фармацевтические работники

Статья. «Новые задачи в области нормирования труда в условиях изменения правового положения медицинских учреждений» (И.С.Кицул, Д.В.Пивень, М.С.Сасина) («Менеджер здравоохранения», 2011, N 7)

07.06.2015
в Медицинские и фармацевтические работники

«Менеджер здравоохранения», 2011, N 7

НОВЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В настоящее время в условиях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» перед руководителями медицинских учреждений появился целый комплекс принципиально новых задач. Кроме изменения правового статуса государственных, муниципальных учреждений с выделением автономных, бюджетных и казенных типов учреждений, значительно меняются и условия осуществления их хозяйственной деятельности. В этой связи в значительной степени возрастет роль планирования деятельности, оптимального формирования структуры и штатной численности учреждения, рационального расходования заработанных финансовых средств. Первая задача, которую предстоит решить руководителю, является приведение структуры учреждения в соответствие с новыми условиями деятельности. Здесь необходимо остановиться на двух принципиальных вопросах: 1. Какие факторы формируют новые условия деятельности и как их учесть при оптимизации структуры учреждения? 2. Что понимать под структурой учреждения? Ответ на первый вопрос предполагает учет следующих основных факторов: — возможное изменение объемов оказываемой медицинской помощи в рамках государственного (муниципального) задания; — необходимость усиления отдельных структурных подразделений и оптимизация деятельности малоэффективных; — возможное противоречие интересов учредителя и руководства медицинского учреждения по поводу объемов государственного (муниципального) задания и его ресурсного обеспечения; — более значимая роль приносящей доходы деятельности как источника, определяющего финансовую устойчивость учреждения; — необходимость использования в работе современных методов планирования деятельности, в том числе финансового, и формирование грамотных управленческих и экономических кадров; — более гибкое реагирование на быстро меняющиеся условия внешней среды (законодательные изменения, экономическое и политическое окружение). Понятие «структура учреждения» необходимо рассматривать в двух аспектах. — Организационная структура — это распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками. Она включает в себя звенья (подразделения, отдельные должностные лица), уровни (ступени в системе управления) и связи. Учитывая динамичность организационной структуры как таковой, в условиях изменения правового положения медицинского учреждения она может также меняться. Данное понятие имеет исключительно управленческий смысл. — Структура как состав подразделений учреждения. Необходимость оптимизации ресурсного обеспечения в новых условиях хозяйствования повлечет за собой однозначную необходимость оптимизации структуры учреждения. Последняя может включать в себя появление новых структурных подразделений (медицинских и немедицинских), ликвидацию неэффективно работающих, а также изменение численности персонала по конкретным должностям. Вторая задача состоит в том, чтобы определиться, какие возникнут особенности и отличия в планировании численности персонала и его нагрузки в зависимости от типа учреждения и объемов поставленных заданий. Для решения данной задачи необходимо напомнить о том, что в настоящее время руководители медицинских учреждений располагают большим количеством прав в области нормирования труда. К ним можно отнести следующие права: — самостоятельно разрабатывать и применять индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания), нормы времени медицинского персонала в зависимости от конкретных организационно-технических условий деятельности; — использовать штатные нормативы исключительно как методическое пособие, а все нормативы по труду — в качестве методических рекомендаций; — утверждать и вносить изменения в штатное расписание в зависимости от объема работы и нагрузки учреждения или подразделения, или группы персонала, или отдельной должности. Анализ практического опыта в этой части показывает, что руководители редко используют данный перечень прав и по-прежнему ориентируются на нормативные показатели, штатные нормативы, большая часть из которых разработана несколько десятков лет назад. В условиях изменения правового положения медицинских учреждений данными правами необходимо активно пользоваться, и роль нормирования труда как одного из видов организационно-экономической деятельности резко возрастет! Влияние учредителя и финансирующей стороны на данные процессы будет ограничено, за исключением казенных учреждений, где сохраняется сметное финансирование и учредитель обязан контролировать использование бюджетных средств, в том числе и в части формирования штатного расписания и определения оптимальной численности персонала для выполнения возложенных на учреждение функций. Следует признать, что в настоящий момент финансирующая сторона вмешивается в процесс формирования штатного расписания в части обоснованности ее численности, но при этом игнорируются существующие права руководителей в самостоятельном определении оптимальной численности и нагрузки персонала, исходя из конкретных организационно-технических условий деятельности. Нередко экономисты фондов обязательного медицинского страхования, органов управления здравоохранением, да и самих медицинских учреждений при этом занимают однозначную позицию сопоставления фактической численности персонала медицинского учреждения с существующими (в большей части морально устаревшими) штатными нормативами, что, по сути, противоречит логике реформ, проводимых в отрасли. Что же касается бюджетных и автономных учреждений, то, очевидно, финансирующую сторону и учредителя численность и нагрузка персонала в данных учреждениях беспокоить не будут. Не будет их интересовать и то, какие внутренние нормы нагрузки (обслуживания) будут применяться в учреждении. Главное — выполнить государственное (муниципальное) задание при соответствующем уровне качества медицинской помощи, не нарушая законодательство о режиме труда и отдыха, а также права сотрудников учреждения. В этой связи бюджетным и автономным учреждениям придется провести большую работу по выстраиванию системы нормирования труда. Третья задача состоит в том, чтобы определиться, как учредитель может влиять на процессы планирования деятельности учреждения. Частично ответ на данный вопрос представлен во второй задаче в аспекте нормирования труда. Последнее является составной частью системы планирования деятельности медицинского учреждения, которая в новых условиях хозяйствования будет опираться в большей части на объемы медицинской помощи в рамках установленного государственного (муниципального) задания. Исходя из этого, становится понятным, что схема планирования численности персонала будет иметь следующий вид: объем государственного (муниципального) задания, подкрепленный соответствующими финансовыми ресурсами -> внутреннее планирование численности персонала и его нагрузки => распределение объемов работы между группами персонала или отдельными должностями -> формирование фонда оплаты труда. Важно обратить внимание на следующее: на начальных этапах перехода к новым типам медицинских учреждений, то есть именно сейчас, у учредителя будет отсутствовать опыт адекватного формирования и распределения государственных или муниципальных заданий, и он будет использовать уже сложившиеся подходы. Отдельным разделом работы в этой части явится планирование объемов приносящей доходы деятельности (платных медицинских и немедицинских услуг) и формирование определенной структуры (соответствующих подразделений или должностей) для ее осуществления. Однако объем платных медицинских услуг учредителем не регламентируется и будет связан исключительно с задачами развития учреждения. Учредитель в случае с бюджетными учреждениями будет определять порядок платы за платные услуги, а их объемы будут являться исключительно внутренней компетенцией руководителя учреждения. Очевидно, что в новых правовых условиях объемы государственного (муниципального) задания, а также и платных медицинских услуг будут подвержены ежегодным изменениям. И в данном случае руководителю необходимо будет иметь гибкую и динамичную систему планирования деятельности. Четвертая задача — это выбор стратегии нормирования труда персонала медицинского учреждения. В системе отечественного здравоохранения многие годы реализовывался принцип планирования «сверху вниз». Этим характеризовался советский период развития отрасли. В период нового хозяйственного механизма (80-е годы прошлого века) вопросы нормирования труда были перенесены на местный уровень и нормативные документы по труду были объявлены как рекомендательные, что сохраняет свою актуальность и по сей день. Изменились на этом фоне и подходы к планированию деятельности в здравоохранении. Несмотря на произошедшие изменения как организационно-экономических основ деятельности отрасли, так и расширение возможностей у руководителей в самостоятельном определении штатов, многие из них по-прежнему ориентируются на устаревшие нормативы и позицию местных органов управления здравоохранением. В этой связи, а также с учетом предстоящих перемен руководители медицинских учреждений могут выбрать две стратегии в нормировании труда персонала: 1. Нормативно-ориентированная — стратегия, связанная с использованием имеющихся отраслевых штатных нормативов, а также затрат труда, нагрузки и численности персонала на основе отраслевых нормативных документов по труду. Данная стратегия лишена возможности учитывать реальные условия деятельности медицинского учреждения, тяжесть патологии и состав пациентов, а также ряд других особенностей. Кроме того, данная стратегия не позволяет реализовывать принцип рациональности использования ресурсов и не ориентирована на развитие. Следует признать, что многие руководители медицинских учреждений используют данную стратегию в своей работе в настоящее время. Она во многом устраивает органы управления здравоохранением и фонды медицинского страхования, экономистов медицинских учреждений, так как понятна и не требует проведения каких-либо нормативно-исследовательских работ на территории. Кроме того, руководители мотивированы в использовании данной стратегии необходимостью избегать конфликтов с контролирующими их деятельность органами. Сохранение указанной стратегии в условиях изменения правового статуса медицинских учреждений будет приводить к противоречию между процессом поступления ресурсов и их использованием. 2. Аналитическая — стратегия, связанная с анализом реальной ситуации и конкретных организационно-технических условий деятельности медицинского учреждения и разработкой на этой основе внутренних норм нагрузки (обслуживания) медицинского персонала, его численности и оптимальных пропорций по различным его группам. Применение указанной стратегии в полной мере реализует современные права руководителя в области нормирования труда, указанные выше. Учет индивидуальных особенностей деятельности учреждения, характера патологии обслуживаемого населения, его демографических характеристик и ряда других факторов позволит максимально точно определить истинную потребность в кадрах (должностях) персонала для выполнения возложенных на учреждение функций. Данная стратегия позволяет проявлять управленческую и экономическую гибкость руководителя и адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия деятельности. Пятая задача связана с обучением персонала организационно-методической и экономической служб вопросам нормирования труда и распределением между ними соответствующих полномочий. Необходимо признать, что этим вопросам сегодня практически не учат ни в медицинских, ни в экономических ВУЗах. Практически отсутствует и специальная литература на сей счет. Это усложняет задачу подготовки кадров для учреждения. Вместе с тем, как показывает опыт, этому вопросу руководители медицинских учреждений уделяли мало внимания в последние десятилетия, реализуя первую стратегию нормирования труда персонала, указанную в предыдущей задаче. Необходимость обучения управленческого и экономического персонала вопросам нормирования труда очевидна. После обучения необходимо произвести разграничение их зон ответственности и распределить полномочия в вопросах нормирования труда, закрепив это соответствующим положением. Если вопросами определения нагрузки на персонал и их численности в учреждении будут заниматься только экономические службы (что, как правило, имеет место быть в настоящее время), то могут возникать противоречия между экономическими интересами учреждения и задачами удовлетворения потребностей в медицинской помощи надлежащего объема и качества. Поэтому разграничение функций является важной составляющей в организации работ по нормированию труда (табл. 1)

Таблица 1

Основные функции, которые должны выполнять участники системы нормирования труда в медицинском учреждении

Экономическая служба учреждения Организационно-методическая служба

Использует внутренние нормативы в Разрабатывает внутренние нормы по

  целях экономического анализа         труду (нормы времени, нормы            производственных показателей         нагрузки), проводит нормативно-        деятельности учреждения              исследовательские работы в                                                  учреждении                            

Использует внутренние нормативно- Разрабатывает внутренние нормативно-

  правовые акты по труду в целях       правовые акты по труду (нагрузка и     составления штатного расписания      численность персонала)                                                                                             Проводит экономический анализ        Проводит статистический анализ         использования трудовых ресурсов      деятельности учреждения, в том числе   (занятости персонала)                с использованием показателей                                                занятости персонала                                                                                                Применяет отраслевые штатные         Разрабатывает и ведет информационную   нормативы как методическое пособие,  базу по нормативным документам по      а все нормативы по труду - в         труду (отраслевым и внутренним)       

качестве методических рекомендаций

Использует данные статистического Проводит статистический учет учета в экономическом анализе для выполнения нагрузки персонала и эффективного управления учреждением выполнения установленных

                                       государственных (муниципальных)                                             заданий                               

Как видно из таблицы, функции участников системы нормирования труда четко разграничены. Их необходимо выделить и включить в должностные инструкции соответствующих должностей. Кроме того, в медицинском учреждении должно быть разработано и утверждено «Положение о нормировании труда», в котором также необходимо отразить указанные функции. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что вопросы нормирования труда в условиях формируемых государственных (муниципальных) заданий на оказание определенных объемов медицинской помощи должны быть сегодня в центре внимания каждого руководителя медицинского учреждения. При этом всеми правами по оптимизации нормирования труда и его совершенствования руководитель медицинского учреждения сегодня наделен.

Д.м.н., профессор кафедры
общественного здоровья
и здравоохранения Иркутского
государственного института
усовершенствования врачей,
[email protected]
И.С.КИЦУЛ

Д.м.н., проректор по научной
и лечебной работе,
зав. кафедрой общественного
здоровья и здравоохранения
Иркутского государственного
института усовершенствования врачей,
[email protected]
Д.В.ПИВЕНЬ

К.м.н., начальник Управления
здравоохранения Ангарского
муниципального образования
М.С.САСИНА


Пред.

Вопрос: Приказами МЗ РФ N 100, 179 регламентирована работа скорой помощи, в т.ч. определены штатные нормативы, но в абсолютном большинстве сельских районов и малых городах России на вызов выезжает 1 фельдшер (вместо двух) и водитель, санитаров нет и в помине (таково штатное расписание). Никаких доплат за санитаров и работу в «одно лицо» не производится. Администрации районов несоблюдение штатных нормативов мотивируют отсутствием средств в муниципальных бюджетах. С 2010 года не выплачиваются 25% «сельских» и «стажевые» (80%) на переработку, ссылаясь на ФЗ N 122 от 22.08.2004. Являются ли приказы МЗ РФ (в части штатных нормативов) обязательными для администрации МО или носит лишь рекомендательный характер? Как обязать администрацию района привести штатное расписание в соответствие с приказами МЗ РФ? Каковы изменения в нормативных документах, в части ограничения выплат «сельских» и «стажевых» на переработку? («Советник бухгалтера в здравоохранении», 2011, N 7)

След.

Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.05.2011 N 01-39-3267/11

СвязанныеСообщения

Медицинские и фармацевтические работники

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 23.11.2017 N 818 «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 N 531» (вместе с «Перечнем видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, порядок и условия их установления»)

02.02.2018
Медицинские и фармацевтические работники

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.06.2012 N 531 (ред. от 23.11.2017) «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (вместе с «Рекомендациями по разработке системы оплаты труда работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, участвующих в осуществлении мероприятий по переходу медицинских организаций на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы», «Порядком исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение стимулирующей выплаты за продолжительность непрерывной работы», «Перечнем видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, порядок и условия их установления», «Порядком расчета средней заработной платы для целей исчисления параметров оплаты труда руководителей государственных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы»)

02.02.2018
Медицинские и фармацевтические работники

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.07.2015 N 632 (ред. от 22.11.2017) «Об утверждении целевых показателей оценки качества и эффективности деятельности учреждений, находящихся в ведении Департамента здравоохранения города Москвы и критериев оценки эффективности и результативности деятельности руководителей государственных учреждений города Москвы, находящихся в ведении Департамента здравоохранения города Москвы»

02.02.2018
След.

Приказ Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 N 404н "Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2011 N 21182)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • The Journal of Organic Chemistry 1936-1971 The Journal of Organic Chemistry 1936-1971 411 ₽
  • Детский массаж, Первый год жизни Детский массаж, Первый год жизни 342 ₽
  • Stedman’s Electronic Medical Dictionary 2CD Stedman's Electronic Medical Dictionary 2CD 684 ₽
  • Analytical Chemistry Books 3 Analytical Chemistry Books 3 342 ₽

Товары

  • Массаж Шиацу DVD Массаж Шиацу DVD 479 ₽
  • Беременность Беременность 342 ₽
  • Современная дентальная имплантология Современная дентальная имплантология 342 ₽
  • Schwab Encyclopedic Reference of Cancer Schwab Encyclopedic Reference of Cancer 205 ₽
  • Местная анестезия в стоматологии. Просто о сложном. Местная анестезия в стоматологии. Просто о сложном. 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Роспотребнадзор ФАС вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств сделка слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • ⚡️В Комитете Госдумы отрицают планы сократить врачам срок обучения на один год
  • Искусственный интеллект от Сбера выявляет риски для здоровья
  • В онлайн-продажах лекарств и БАД заметно выросли стоимость трафика и целевого действия
  • Спрос на БАД, применяемые при симптомах менопаузы, увеличился на 13%, продажи лекарственных средств в категории упали на 6%
  • Президент подписал закон об отработках для выпускников с фармобразованием
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version