Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.przrf.ru/ по состоянию на 30.08.2012. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июля 2011 г. N 20-1/10/2-6687
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в ответ на обращение по вопросу о порядке включения в перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, должностей врачей и среднего медицинского персонала, осуществляющих диагностические исследования и параклинические процедуры, а также вопросам возможности повышения заработной платы медицинским работникам и дополнительных выплат им по результатам оценки их деятельности в рамках реализации Программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011-2012 годы сообщает следующее. Одним из направлений модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации является внедрение стандартов оказания медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации» (далее — Постановление) установлен порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. В соответствии с пунктом 3 Постановления перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2011 N 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи». Порядок предоставления и расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Таким образом, перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера осуществляется за счет субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение мероприятий региональных программ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Оплата мероприятий осуществляться в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными в субъекте Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать решение об осуществлении денежных выплат стимулирующего характера иным специалистам учреждений здравоохранения с высшим и средним медицинским образованием, а также специалистам с высшим и средним немедицинским образованием, участвующим в оказании амбулаторной медицинской помощи и не вошедшим в вышеуказанный Перечень, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
М.ТОПИЛИН
Прейскурант, утвержденный данным документом, введен в действие с 1 сентября 2011 года. Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 7 июля 2011 г. N 625
О СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В 2011/2012 УЧЕБНОМ ГОДУ
Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации «Об образовании» принят 10.07.1992, а не 13.01.1996 и имеет номер 3266-1, а не 12-ФЗ.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании» и постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. N 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» приказываю: 1. Директорам учебных заведений и учебно-методических учреждений: 1.1. Ввести в действие Прейскурант на обучение и курсовые мероприятия, проводимые в средних специальных учебных медицинских заведениях и учебно-методических учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы в 2011/2012 учебном году (прилагается), с 1 сентября 2011 года. 1.2. Применять цены прейскуранта, утвержденного настоящим приказом, для расчетов со слушателями отделений повышения квалификации из числа медицинского персонала учреждений, не подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, а также студентами, зачисленными сверх контрольных цифр приема. 1.3. Предусмотреть в договорах на обучение по специальностям возможность поэтапной оплаты. 1.4. Аккумулировать денежные средства, поступающие за обучение и курсовые мероприятия, на лицевых счетах по средствам, полученным от предпринимательской деятельности. 1.5. Представить на утверждение дополнительную Смету доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской деятельности в Финансово-экономическое управление. 2. Считать утратившим силу приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 12.07.2010 N 1076 «О стоимости обучения в образовательных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы в 2010/2011 учебном году». 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы И.Г. Третьякову и заместителя начальника управления правового обеспечения и кадровой политики — начальника отдела государственной службы и кадров Департамента здравоохранения города Москвы Н.А.Соловьеву.
Руководитель департамента
Л.М.ПЕЧАТНИКОВ
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 7 июля 2011 г. N 625
Введен в действие с 1 сентября 2011 года (пункт 1.1 данного документа).
ПРЕЙСКУРАНТ
НА ОБУЧЕНИЕ И КУРСОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЗАВЕДЕНИЯХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В 2011/2012 УЧЕБНОМ ГОДУ
Наименование Наименование курсовых Цена за обучение в руб. учреждения мероприятий
Медицинский колледж Отделение повышения
N 1 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 часа) Специализация 19000 за курс (288 часов) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"- "Акушерское дело" 41500 -"- "Лабораторная диагностика" 43000 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинский колледж Отделение повышения
N 2 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Тематическое 4800 за курс (72 ч.) усовершенствование Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинский колледж Обучение по специальности на
N 3 договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"- Отделение переподготовки по специальности: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"-
Медицинский колледж Обучение по специальности на
N 4 договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"- "Акушерское дело" 41500 -"-
Медицинский колледж Отделение повышения
N 5 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинский колледж Отделение повышения
N 6 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Акушерское дело" 41500 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинский колледж Отделение повышения
N 7 квалификации: Усовершенствование: 9500 за курс (144 ч.) Первичная медико-санитарная и медико-профилактическая помощь населению Специализация: "Сестринское дело" 17000 за курс (216 часов) "Сестринская помощь детям" 17000 -"- "Физиотерапия" 17000 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"-
Медицинский колледж Отделение повышения
N 8 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинский колледж Обучение по специальности на им. Клары Цеткин договорной основе:
"Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лечебное дело" 41500 -"- "Акушерское дело" 41500 -"-
Медицинский колледж Обучение по специальности на им. С.П. Боткина договорной основе:
"Сестринское дело" 39000 за год обучения "Лабораторная диагностика" 43000 -"-
Медицинское училище Отделение повышения
N 1 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 -"- (288 ч.) Переподготовка: "Стоматология ортопедическая" 81500 за курс обучения (1 год 10 мес.) Обучение по специальности на договорной основе: "Стоматология ортопедическая" 81500 за год обучения "Сестринское дело" 33000 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Отделение повышения
N 3 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Обучение по специальности на
N 4 договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения "Лабораторная диагностика" 36500 -"-
Медицинское училище Обучение по специальности на
N 5 договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения "Акушерское дело" 35000 -"- "Лабораторная диагностика" 36500 -"-
Медицинское училище Отделение повышения
N 8 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Отделение повышения
N 9 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Отделение повышения
N 13 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Обучение по специальности на
N 15 договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения "Акушерское дело" 35000 -"-
Медицинское училище Отделение повышения
N 17 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Отделение переподготовки по специальности: "Лечебное дело" 35000 за курс обучения Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения "Лечебное дело" 35000 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Отделение повышения
N 19 квалификации: Усовершенствование по 9500 за курс (144 ч.) специальности "Лабораторная диагностика" Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения "Лабораторная диагностика" 35000 -"- Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Отделение повышения
N 21 квалификации: Усовершенствование 9500 за курс (144 ч.) Специализация 19000 за курс (288 ч.) Обучение по специальности на договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения Проведение сертификационного 1800 экзамена
Медицинское училище Обучение по специальности на
N 24 договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения
Медицинское училище Обучение по специальности на
N 30 договорной основе: "Сестринское дело" 33000 за год обучения "Акушерское дело" 35000 -"-
Свято-Димитриевское Обучение по специальности на
училище сестер договорной основе: милосердия "Сестринское дело" 23500 за год обучения
Фармацевтическое Отделение повышения
училище N 10 квалификации: "Фармация" 9500 за курс (144 ч.) (усовершенствование) "Порядок организации 4800 за курс (72 ч.) медицинской и фармацевтической деятельности" Отделение переподготовки 59000 за курс обучения "Фармация" Обучение по специальности на договорной основе: "Фармация" 59000 за год обучения Проведение сертификационного 1800 экзамена Центр повышения Отделение повышения 9500 за курс (144 ч.) квалификации квалификации согласно специалистов тематическому плану здравоохранения (2011/2012 учебный год) Проведение сертификационного 1800 экзамена Центр Отделение повышения 9500 за курс (144 ч.) профессиональной квалификации подготовки кадров и Проведение сертификационного 1800 последипломного экзамена
образования
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОЛЛЕГИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2011 года
ПРОТОКОЛ N 3-1
О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ УПРАВЛЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ И МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ
Заслушав и обсудив доклад начальника отдела амбулаторно-поликлинической помощи Галя И.Г. «Анализ деятельности Центров здоровья для взрослых в 2010 г. и январе-мае 2011 г.» и содоклад начальника Управления организации медицинской помощи детям и матерям Прошина В.А. «Об открытии Центров здоровья для детского населения», коллегия отмечает значимость мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1157 «О финансовом обеспечении в 2010 г. мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», а также приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2010 N 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1157 «О финансовом обеспечении в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», а также согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2010 N 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» во всех административных округах города Москвы открыты Центры здоровья. Управлением организации медицинской помощи Департамента здравоохранения совместно с управлениями здравоохранения административных округов и Центром медицинской инспекции в период с 23 мая по 9 июня 2011 года проведены проверочные мероприятия по организации работы Центров здоровья для взрослого и детского населения. В результате проверок установлено следующее. В настоящее время прием населения ведут 47 Центров здоровья для взрослого населения, функционирующих на базе городских поликлиник, диагностических центров и врачебно-физкультурных диспансеров, и 18 — для детского населения, расположенных в детских городских поликлиниках: в Центральном административном округе — 1 (ДГП N 38), в Северном административном округе — 2 (ДГП N 68, ДГП N 39), в Северо-восточном административном округе — 2 (ДГП N 26, ДГП N 125}, в Восточном административном округе — 2 (ДГП N 52, ДГП N 120), в Юго-Восточном административном округе — 2 (ДГП N 142, ДГП N 148), в Южном административном округе — 2 (ДГП N 98, ДГП N 23), в Юго-Западном административном округе — 2 (ДГП N 103, ДГП N 46), в Западном административном округе — 2 (ДГП N 130, ДГП N 131), в Северо-Западном административном округе — 2 (ДГП N 58, ДГП N 94), в ЗелАО — I (ДГП N 54). В Центры здоровья направляются для обследования следующие потоки пациентов: впервые самостоятельно обратившихся для проведения комплексного обследования; направленных врачами амбулаторно-поликлинических учреждений; направленных из стационаров после острого заболевания; направленных после дополнительной диспансеризации I-II группы; подростков 15-17 лет; направленных работодателем по заключению врача, ответственного за проведение периодических медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья; обратившихся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья. В соответствии с заключенным государственным контрактом в Центры здоровья поставлено следующее оборудование: — аппаратно-программные комплексы для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с комплектом оборудования для измерения параметров, физического развития (50 ед.); — анализаторы оценки баланса водных секторов организма с программным обеспечением (50 ед.); — анализаторы крови биохимические портативные (50 ед.); — комплексы аппаратно-программные для медицинских исследований на базе хроматографа «Хроматэк-Кристалл 5000» (10 ед.); — полоски индикаторные для качественного и полукачественного определения алкоголя в крови (4 000 шт.); — наборы реагентов для выявления наркотиков (200 шт.); — газоанализаторы (50 ед.);
— рабочие места медицинского персонала (средства вычислительной техники); — системы скрининга для сердца компьютерные (50 ед.); — допплеры-анализаторы (50 ед.);
— спирометры (50 ед.);
— полоски для иммунохроматографического выявления котинина в моче (100 шт.); — степперы (50 ед.);
— пульсоксиметры (50 ед.).
Оборудование для определения токсических веществ в биологических средах организма поставлено по одному в каждый административный округ (ГП NN 15 ЦАО, 23 ЮВАО, 66 ВАО, 101 ЮАО, 159 САО, 180 СЗАО, 209 ЗАО, 218 СВАО, КДЦ N 1 ЮЗАО, 201 ЗелАО). Однако поставленный в апреле 2010 г. в ГП N 15 ЦАО аппарат «Хроматэк-Кристалл 5000» до настоящего времени не установлен и не введен в эксплуатацию; в ГП N 159 САО газовый хроматограф находится на ремонте с 12.01.2011, обследование пациентов не проводится. Порядок направления населения для определения токсических веществ в биологических средах организма в ЛПУ, на базе которых установлены газовые хроматографы, определен приказами управлений здравоохранения административных округов (приказ УЗ ЗАО издан 7.06.2011 после проведения проверки департамента). В СВАО, СЗАО приказами управлений здравоохранения административных округов определен порядок направления только для взрослого населения. В ЦАО данный порядок направления не регламентирован. Во всех Центрах здоровья в структуру входят кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике, кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе, кабинет лабораторно-инструментального обследования, кабинет гигиениста стоматологического, школы здоровья. Кабинет медицинской профилактики имеется в 40% Центров здоровья. Офтальмологическое обследование проводится только в Центре здоровья Кардиологического диспансера N 2. Рабочее место гигиениста стоматологического до настоящего времени не организовано в Центрах здоровья ГП N 201 ЗелАО, ГП N 180 СЗАО от поставки стоматологического оборудования отказалась, так как в стоматологическом отделении поликлиники уже укомплектовано 3 стоматологических кабинета, один из которых выделен для приема пациентов Центра здоровья. В 32% случаев стоматологическое оборудование поставлено и смонтировано, но не введено в эксплуатацию, либо не эксплуатируется по причине отсутствия подготовленного медперсонала или отсутствия у учреждения лицензии на право осуществления медицинской деятельности при оказании доврачебной медицинской помощи по номенклатуре работ и услуг «Стоматология профилактическая» (Центры здоровья ДГП NN 52, 120 ВАО, ГП NN 133, 185 ЮВАО; ГП NN 15, 160 ЦАО; ДГП N 54 ЗелАО; ГП NN 21, 113, 155, 39, ДГП N 68 САО; ГП NN 11, 22, 203, 207 ЮЗАО; ГП N 17, ВФД N 27, ДГП NN 23, 98 ЮАО; ДГП N 26 СВАО; ГП N 40 ЗАО). В остальных проверенных Центрах здоровья осмотр пациентов проводится врачами-стоматологами или гигиенистом стоматологическим без соответствующей лицензии на выполнение работ по «Стоматологии профилактической». Штатные расписания Центров здоровья для взрослых определены приказами управлений здравоохранения округа только в ЗелАО, СВАО, ЦАО — эа счет перераспределения численности вакантных ставок поликлиник. Штатные расписания Центров здоровья для детей регламентированы только в ВАО приказом УЗ ВАО — также за счет перераспределения вакантных ставок детских городских поликлиник округа. В других округах численность медицинского и иного персонала Центров здоровья определена в пределах лимита численности ЛПУ. Приказами Департамента здравоохранения определен расчет штатной численности Центров здоровья; для обеспечения приема населения, исходя из количества обслуживаемого населения (0,4 должности врача на 10 тыс. населения, должности медсестер не менее 1 должности на 1,5 должности врача и младшего медперсонала не менее 1 должности на 4 должности врачей). В ЮЗАО количество выделенных для Центров здоровья штатных должностей более чем в 2 раза ниже необходимых для обеспечения приема населения и составляют 20,25 врачебных должностей и 12,75 среднего медперсонала (нормативом предусмотрено 41,8 врачебных и 27,8 среднего медперсонала). Укомплектованность штатов составляет от 45 до 100%. В данном округе отмечена наиболее низкая посещаемость Центров здоровья — 10-11 человек в день, а без учета данных ДКЦ N 1 всего 6-7 человек. В ДКЦ N 1 высокая посещаемость Центра здоровья обусловлена потоками пациентов, направляемых на обследование со всего округа. В ГП NN 203, 205 ЮЗАО посещаемость в апреле составила всего 2 и 7 человек за день соответственно. Управлением здравоохранения ЮЗАО не устанавливалась штатная численность Центров здоровья, а приказами главного врача выделено по 2,25 штатных должностей для каждого Центра здоровья. В ГП N 207 посещаемость составила 4 человека в день, выделено 5,5 ставок, их укомплектованность всего 45%. Недостаточное количество штатных должностей и вместе с тем их неукомплектованность не позволяют обеспечить необходимый режим работы Центров здоровья, увеличить их пропускную способность и выполнить стоящие перед ними задачи. Лучших показателей по организации приема населения в Центрах здоровья добился СЗАО, где отмечается самая высокая посещаемость Центров здоровья — в среднем 43 человека в день. Количество выделенных должностей Центров здоровья соответствует нормативам, укомплектованность кадрами также является самой высокой по городу и составляет 86%. В ЮАО количество выделенных ставок несколько превышает установленный норматив, но укомплектованность в среднем составляет только 66%, что снижает пропускную способность Центров здоровья, посещаемость за апрель составила в среднем 27 человек. Центр здоровья КД N 2 ЮАО при высокой укомплектованности (93%) и достаточном количестве выделенных штатов принимает в день до 50 пациентов. В ЦАО количество выделенных ставок несколько снижено по сравнению с установленным нормативом, укомплектованность составила 82,6%, средняя посещаемость — 22 человека в день. Максимальная посещаемость Центра здоровья ГП N 56-36 человек. В ЮВАО количество выделенных врачебных должностей для Центров здоровья в 2 раза ниже установленного норматива, укомплектованность штатов невысокая — 66%. Средняя посещаемость — 12 человек в день. Только в Центре здоровья ГП N 23, к которому прикреплено для обследования все население округа и на базе которого находится газовый хроматограф для определения токсических веществ в биологических средах организма, посещаемость составила 75 человек — самый высокий показатель по городу. В детских Центрах здоровья прослеживается та же тенденция. Так, в ЦАО при укомплектованности кадрами на 46%, посещаемость за апрель составила всего 10 детей в день. В ВАО при укомплектованности кадрами на 31,5% — 8 детей. В ЮАО, при укомплектованности 26% — 9 детей. В СВАО при достаточном количестве выделенных должностей и высокой укомплектованности (96%) посещаемость составила 18 человек. В целом за истекший год отмечается рост числа посещений Центров здоровья по всем округам, что связано с ростом укомплектованности штатов Центров здоровья, активным привлечением населения путем информированности граждан. Режим работы Центров здоровья определен в соответствии со временем работы лечебного учреждения с 8.00 до 20.00 и в субботу с 9.00 до 18.00, но, как показали проверки, только в 17 Центрах здоровья (26%) для взрослого и детского населения режим работы соблюдается. В ГП N 113 САО и ДГП N 52 ВАО в связи с низкой укомплектованностью штатов Центры здоровья работают только в одну смену, в ГП N 86 ВАО и 56 ЦАО — только в будние дни. По сокращенному рабочему графику работают 8 из 18 функционирующих Центров здоровья для детей (ДГП NN 148 ЮВАО, 23, 98 ЮАО, 54 ЗелАО, 103 ЮЗАО, 58 СЗАО, 38 ЦАО, 68 САО) и 2 Центра здоровья для взрослого населения (ГП NN 101 ЮАО, 40 ЗАО). Почти во всех Центрах здоровья, режим работы которых соответствует нормативным требованиям, отмечается высокая посещаемость. Так, в СЗАО, где средняя посещаемость Центров здоровья составляет 43 человека в день и является наиболее высокой в сравнении с другими округами, режим работы всех Центров здоровья соответствует режиму работы лечебного учреждения. Количество посетителей Центров здоровья для взрослого населения за 4 месяца 2011 года составило 81141. Среди взрослого населения наибольшее количество прошедших обследование в Центрах здоровья составили пациенты 51-65 лет — 27,7%, 18-30 лет -21,8%, 41-50 лет — 19,8%, 31-40 лет — 17,3% 65 и старше — 13,4%. Структура потока пациентов, прошедших обследование в Центрах здоровья, функционирующих на базах городских взрослых поликлиник, распределилась следующим образом: обратившихся самостоятельно — 55,8% (44371); направленных по месту прикрепления — 30,5% (24276); направленных врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан с I (практически здоров) и II (риск развития заболевания) группами состояния здоровья — 10,7% (8547); направленных работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья — 2,5% (1929); направленных из стационаров после острого заболевания — 0,5% (366). Структура и оснащение Центров здоровья для детей в основном соответствуют приказу Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 N 152н, медицинская документация ведется в соответствии с установленными формами. Во всех учреждениях имеется информация о деятельности Центров здоровья, ведется активная работа по привлечению в данные Центры населения (выступления в детских садах, школах, в районных газетах, информация в интернете). На каждого обследованного ребенка в Центре заполняется «Карта здорового образа жизни ребенка» (форма 002-ЦЗ/у-2), которая может выдаваться на руки родителям (законным представителям). Сведения о детях, у которых выявлены нарушения, передаются врачу-педиатру территориальной поликлиники по месту медицинского обеспечения ребенка. По состоянию на 01.06.2011 в Центрах здоровья для детей принято 17412 ребенка, в том числе в возрасте 0-4 г. — 115, 5-9 лет — 4555, 10-14 лет — 7759, 15 лет — 1686, 16-17 лет — 2927, повторно принято — 370 детей. Основное количество обращений совершено по направлениям ЛПУ с места прикрепления на медицинское обеспечение ребенка — 57% обращений (8931 человек). На втором месте по обращаемости составили дети, пришедшие в Центры здоровья самостоятельно или с родителями — 37% (5879 детей). В 6% случаев дети приходили в Центры здоровья по направлению медицинских работников образовательных учреждений. Среди обратившихся функциональные расстройства выявлены у 10110 детей (58%). По результатам обследования было назначено 11619 индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья, к врачам-специалистам центров здоровья и лечебно-профилактических учреждений направлено 9205 детей. Комиссией отмечена низкая укомплектованность центров здоровья для детей кадрами врачей (30-50%); медицинские сестры не прошли усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике; в некоторых центрах здоровья не начата работа гигиениста стоматологического в связи с отсутствием; лицензии по стоматологии профилактической (ДГП N 52, 120 ВАО, 46 ЮЗАО); отсутствуют анализаторы для определения токсических веществ в биологических средах организма (ДГП N 46 ЮЗАО). Наибольшая посещаемость Центров здоровья для детей отмечена в УЗ СЗАО, ЗАО, ЮВАО, СВАО, наименьшая — в ВАО, ЮАО, ЗелАО. Все посетители Центров здоровья получили индивидуально разработанные рекомендации по снижению влияния факторов риска развития заболеваний, многим рекомендованы комплексы физических занятий по индивидуальным программам. За 4 месяца 2011 г. индивидуальные или групповые курсы лечебной физкультуры уже прошли 11885 посетителей Центров здоровья. Занятия по лечебной физкультуре в Центрах здоровья в 57% случаев организованы и проводятся в зале ЛФК поликлиник, в 26% ЛПУ для проведения занятий в Центрах здоровья выделены отдельное помещения. В 6% случаев для занятий используется база сторонних учреждений. В 11% случаев занятия по лечебной физкультуре в Центрах здоровья не проводятся (ДГП N 142 ЮВАО, ДЦ N 3 ЮВАО, ГП N 160 ЦАО, ДГП N 54 ЗелАО, ДГП N 68 САО, ГП N 207 ЮЗАО, ДГП N 131 ЗАО). В ряде Центров здоровья до настоящего времени не устранены недостатки, выявленные в ходе предыдущих проверок, проведенных Центром медицинской инспекции. Так, например, при проверке соответствия лицензионным требованиям и условиям установлено, в 99% Центров здоровья отсутствует лицензия на выполнение работ (услуг) по «стоматологии профилактической» при осуществлении доврачебной помощи (лицензию имеют ЦЗ ГП N 11 ЮЗАО и КД N 2 ЮАО). Не организованы: школы профилактики бронхиальной астмы в Центрах здоровья ДЦ N 3 ЮВАО, ГП N 73 ВАО, ГП N 155 САО, ГП N 207 ЮЗАО, ДГП N 148 ЮВАО; школы профилактики сахарного диабета — в Центрах здоровья ГП N 107 СВАО, ГП N 185 ЮВАО, ГП N 155 САО, ГП N 203 УЗ ЮЗАО, ГП N 207 ЮЗАО; школы здоровья по профилактике заболеваний суставов и позвоночника — в Центрах здоровья ДЦ N 3 ЮВАО, ГП N 155 САО, ГП N 15 ЦАО, ГП N 207 ЮЗАО, ДГП N 94 УЗ СЗАО и ДГП N 125 СВАО; школа здоровья профилактики артериальной гипертензии — в Центре здоровья ГП N 203 УЗ ЮЗАО, ДГП N 125 СВАО. Обязательные школы здоровья не организованы в Центрах здоровья ГП N 86 ВАО, ДГП N 38 ЦАО, ДГП N 98 ЮАО. В Центре здоровья ВФД N 27 ЮАО организована только одна школа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. В Центре здоровья ГП N 160 ЦАО — только одна школа здоровья по профилактике заболеваний костно-мышечной системы. В Центре здоровья ДГП N 54 ЗелАО — только одна школа по коррекции веса. Коллегия решила:
1. Принять к сведению доклад начальника отдела амбулаторно-поликлинической помощи Галя И.Г. и содоклад начальника Управления организации медицинской помощи матерям и детям Прошина В.А. и отметить, что, в целом, управления здравоохранения административных округов выполняют возложенные на них задачи по реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака. 2. При формировании единой системы медицинской профилактики считать приоритетными направлениями: — реализацию мероприятий, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2010 N 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»; — совершенствование координации по научно-методическому руководству комплексной системы профилактики заболеваний; — дальнейшее развитие Центров здоровья как основополагаюшего звена в системе профилактического обследования граждан; — дальнейшее развитие кабинетов целевых диспансерных осмотров в системе медицинской профилактики; — создание отделений медицинской профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях I и II уровня; — создание и развитие школ здоровья;
— разработку и внедрение новых форм и методик по организации работы Центров здоровья; — совершенствование системы информирования населения о формировании здорового образа жизни; — укомплектование подготовленными кадрами медицинских работников учреждений здравоохранения, в составе которых функционируют Центры здоровья. 3. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения города Москвы (Хрипун А.И., Корсунский А.А.) разработать концепцию единой системы медицинской профилактики в городском здравоохранении на период 2011-2012 гг., с учетом приоритетных направлений системы медицинской профилактики. Срок: 01.12.2011. 4. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения (Хрипун А.И., Корсунский А.А.) совместно с главными специалистами Департамента здравоохранения по терапии (Тюрин В.П.), эндокринологии (Анциферов М.Б.), пульмонологии (Белевский А.С.), гастроэнтерологии (Лазебник Л.Б.), кардиологии (Бузиашвили Ю.И.), офтальмологии (Мошетова Л.К.), стоматологии (Максимовский Ю.М.), наркологии (Брюн Е.А.), педиатрии (Румянцев А.Г.), гигиене детей и подростков (Панков Д.Д.): 4.1. Представить предложения по оптимизации деятельности Центров здоровья. Срок: III квартал 2011 года. 4.2. Подготовить методические рекомендации для больных о работе Центров здоровья по курируемым направлениям. Срок: III квартал 2011 года. 4.3. Обеспечить контроль за оснащением Центров здоровья с целью наиболее полного изучения резервных возможностей данных центров. Срок: 2010-2011 гг. 5. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения города Москвы (Хрипун А.И., Корсунский А.А.) совместно с заведующей организационно-методическим отделом по медицинской профилактике (Пятигорская С.М.): в соответствии с разработанной концепцией единой системы медицинской профилактики подготовить предложения по реорганизации оргметодотела с целью совершенствования организационно-методического руководства комплексной системой профилактики. Срок: 15 декабря 2011 года. 6. Заместителю руководителя Департамента здравоохранения (Корсунский А.А.) подготовить распорядительный документ Департамента здравоохранения, регламентирующий нагрузку Центров здоровья для детей. Срок: 15.08.2011. 7. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений, в составе которых функционируют Центры здоровья: 7.1. Обеспечить неукоснительное выполнение требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 19 августа 2009 года N 597 «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» количество кабинетов в функционирующих Центрах здоровья. 7.2. Принять меры по увеличению потока пациентов, направляемых в Центры здоровья из ЛПУ по месту прикрепления. Срок: постоянно. 7.3. Усилить персональную ответственность главных врачей подведомственных ЛПУ, в состав которых входят Центры здоровья, за своевременное лицензирование их деятельности. 7.4. Совместно с руководителями муниципальных образований, префектур, образовательных учреждений (школы, вузы, колледжи) обеспечить повышение уровня информированности населения города Москвы о формировании здорового образа жизни, задачах и роли Центров здоровья, используя наглядную агитацию и средства массовой информации. 7.5. Обеспечить организацию деятельности Школ здоровья и кабинетов ЛФК (в специально выделенных помещениях) в соответствии с нормативными требованиями. Срок: III квартал 2011 года. 7.6. Обеспечить контроль за поставкой и дооснащением места гигиениста стоматологического. Срок: III квартал 2011 года. 8. Начальникам управлений здравоохранения административных округов города Москвы совместно с начальником отдела государственной службы и кадров (Соловьева Н.А.): 8.1. Принять меры к укомплектованию кадрами Центров здоровья. Срок: III квартал 2011 года. 6.2. Обеспечить подготовку и повышение квалификации медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, на базе которых функционируют Центры здоровья. Срок: постоянно. 9. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения Плавунова Н.Ф.
Председатель коллегии,
руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
Л.М.ПЕЧАТНИКОВ