«Фармацевтическое обозрение», 2002, N 8
РАЗМЕЩЕНИЕ АПТЕК НУЖНО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ!
Корреспондент «ФармОбоза» взял интервью у Л.В.Стебенковой, председателя специальной комиссии по здравоохранению Московской городской Думы. — Людмила Васильевна, как известно, здравоохранение и фармация относятся к сферам совместного ведения федеральных и городских властей. Как это ощущается на городском уровне? — Я считаю, что понятие «совместное ведение» является размытым. В существующих нормативных актах говорится, что по вопросам совместного ведения субъекты Федерации имеют право принимать решения до тех пор, пока не будет принято соответствующих федеральных законов. В то же время не оговорено, до каких пределов распространяется это право. Совершенно очевидно, что мы не можем на уровне субъекта Федерации решить какие-то особо серьезные вопросы, например, о порядке ценообразования или об организации на территории Москвы центра, который занимался бы регистрацией лекарственных препаратов и определял бы цены на них (такой центр, например, существует во Франции). Поэтому, какие бы меры мы ни принимали на своем уровне, они все равно будут паллиативными и радикально не решат существующих проблем. Другое дело — выступить с инициативой. Сейчас Николай Герасименко, председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, прислал нам письмо с просьбой поддержать инициативу по отмене введенного в начале года НДС на лекарства. На ближайшей сессии мы, вероятно, обсудим этот вопрос и, конечно, поддержим этот почин. Непонятно, что же, правительство не осознавало, что произойдет после введения НДС? И тем не менее оно пошло на этот шаг. Однако, положа руку на сердце, я не думаю, что это будет так просто — отменить НДС. Вся предшествующая история показывает, что имевшиеся прежде налоговые послабления (вспомним хотя бы льготы по налогу на прибыль), к сожалению, не сдерживали роста цен на лекарства. А денег в бюджете всегда не хватает. Правительство, похоже, настроено жестко, и не думаю, что инициатива по отмене НДС увенчается успехом. — В конце этого года заканчивается эксперимент Правительства Москвы с экспресс-аптеками. Можно ли уже сейчас говорить о каких-либо положительных или отрицательных результатах? — Я знаю, что москвичи довольны этой новой услугой, потому что им это удобно. Во всяком случае, о нареканиях со стороны граждан я пока не слышала. Есть жалобы владельцев других аптечных организаций, т.е., со стороны конкурентов экспресс-аптек. Но надо смотреть на это с глобальной, если хотите, точки зрения. Я считаю, что у нас все, что имеет отношение к лекарствам, должно быть под контролем государства. То, что вся сеть аптек на колесах принадлежит одной организации, это момент положительный, потому что известно, с кого спрашивать. Этим экспресс-аптеки выгодно отличаются от киосков в метро, супермаркетах, подворотнях и прочих розничных точек, где качество лекарств контролировать очень трудно, на это соответствующим органам просто не хватает времени и физических сил. Я считаю, что проблема заключается в создании и соблюдении общих для всех правил размещения аптечных предприятий. И здесь мы снова наталкиваемся на пределы собственной компетенции, потому что решение вопросов, о которых мы с вами говорили, должно происходить на уровне Федерации. С одной стороны, существует законодательно защищенная свобода предпринимательства: раз у тебя есть лицензия, помещение и т.д., то никто не может запретить тебе работать. А с другой стороны есть проблема качества товара и услуги. Одно дело, когда речь идет о продовольственном магазине (хотя проблема качества и там может стоять довольно остро). Но в магазине это не вопрос жизни или смерти, как часто бывает в случае с лекарствами. Поэтому необходимо решение проблемы на федеральном уровне, например, мне кажется разумным ограничение количества аптечных точек на определенной территории. При существующем изобилии мелких аптечных киосков стоит ли удивляться тому, что так много фальсификатов? — Кстати, а как обстоят дела с фальсифицированными лекарствами в Москве? — Недавно мы вместе с телеканалом ТВЦ снимали передачу о работе центра по контролю качества лекарств. Мы заходили в первый попавшийся пункт, узнавали, кто к ним ходит с проверками. Среди упоминавшихся были СЭС, пожарники — кто угодно, а вот контроль качества лекарств не осуществлял никто. Многие были за границей и знают, что в мире нигде нельзя купить лекарства, кроме как в аптеке — называйте ее как хотите: «драгстор», «фармаси» или «апотека». И везде все эти учреждения очень строго контролируются, при том, что экономика там рыночная. А у нас? Где только не торгуют лекарствами! Я считаю, что надо выходить с законодательной инициативой в Госдуму, и сейчас мы готовим соответствующий документ вместе с Управлением фармации. Мы попросили их подготовить предложения по регламентированию размещения аптечных предприятий. — Что из происходящего сейчас в Москве в сфере охраны здоровья граждан находится в зоне вашего особого внимания? — Это эксперимент в амбулаторно-поликлинической службе города. В связи с тем, что в Москве, как и во всей России, остро не хватает участковых врачей (средняя укомплектованность составляет всего 45-55%), а основная масса работающих врачей — лица пенсионного возраста, часто имеющие инвалидность, была предпринята попытка по улучшению этого звена первичной медицинской помощи. Для привлечения в амбулаторную службу выпускников медвузов и молодых врачей было решено провести специальный эксперимент. Для этого были применены материальное стимулирование участковых врачей за счет официального расширения их обязанностей и усовершенствование системы оценки качества и объема медицинской помощи, оказываемой терапевтами. Первый этап эксперимента начался в августе 2001 г. в поликлиниках NN 103 и 167 ЮВАО г. Москвы. По мнению экспертов, поликлиника N 103 на тот момент входила в число худших в округе по большинству показателей. Поликлинику N 167 характеризовали как среднюю. В рамках эксперимента из средств ФОМС выделялось 42500 руб. ежемесячно на одну поликлинику (из расчета всего около 2000 руб. на каждый из 17 терапевтических участков). Уже через месяц после начала эксперимента поликлиники впервые за последние 10 лет испытали значительный приток специалистов в службу участковых врачей. В августе — декабре 2001 г. в ГП N 103 было принято на работу 4 участковых терапевта и 3 участковых медсестры. В настоящее время в 103-й свободны только 2 ставки участковых врачей, а ставки специалистов заняты полностью. Заработная плата врачей выросла с 2-2,5 до 6-8 тыс. руб. Качество медицинской помощи населению значительно улучшилось, по отдельным участкам снизилось даже количество вызовов скорой помощи. С июля 2002 г. по распоряжению мэра эксперимент был распространен на все поликлиники ЮВАО. Юрий Михайлович также дал указание запланировать в городском бюджете на 2003 г. средства для проведения этого эксперимента во всех поликлиниках Москвы. Возможно, столица примет специальный закон о первичном звене амбулаторно-поликлинической помощи.
А.КУДАШЕВ