Пятница, 11 июля 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Медицинская деятельность

Статья. «Деятельность ВОЗ в отдельных областях обеспечения права на здоровье» (А.В.Беляков) («Медицинское право», 2009, N 4)

13.10.2021
в Медицинская деятельность

«Медицинское право», 2009, N 3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЗ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ

В статье рассматриваются различные направления деятельности Всемирной организации здравоохранения в отдельных областях обеспечения права на здоровье. Освещаются вопросы борьбы с инфекционными болезнями и меры борьбы с ними, а также меры противодействия табакокурению.

  1. Борьба с инфекционными болезнями

В течение многих лет инфекционные болезни казались самой серьезной угрозой человечеству, и ВОЗ, как и ее предшественники, создавалась прежде всего для борьбы с ними. В конце XX в. была констатирована победа над такими грозными заболеваниями, как чума и оспа <>.

<> См.: The World Health Organization, The World Health Report 1998: Life in the 21st Century, A Vision for All 39 (1998).

Тем не менее в последние годы появились новые, еще более жестокие инфекции. Эксперты установили появление по крайней мере 29 новых и возвращение 20 прежних инфекций <>. В условиях глобализации инфекционные болезни остаются главной причиной смерти людей во всем мире <*>.

<> См.: Там же.
<
*> См.: The World Health Organization, The World Health Report 1999: Making a Difference 19 (1999), available at .

В 2005 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла акт под названием «Международные медико-санитарные правила» <>. Подобные акты принимались и раньше (в 1951 г.), под названием «Санитарные правила», в 1969 г. акт был переименован в Международные медико-санитарные правила <*>.

<> См.: World Health Assembly, Third Report of Committee A, A58/55 at art 2 (May 23, 2005), available online at . <*> См.: World Health Organization, Foreward to International Health Regulations, at om isapi.dll?infobase=Ihreg&softpage=Browse Frame Pg42 (last visited Oct. 9, 2002).

Они имели ограниченное содержание: государства были обязаны в течение 24 часов с момента обнаружения заболевания извещать ВОЗ о вспышках холеры, оспы и желтой лихорадки, а также обеспечить медицинский контроль в пунктах пересечения государственной границы; в течение всего периода до ликвидации эпидемии государство было обязано представлять ВОЗ еженедельные доклады. Однако с появлением совершенно новых заболеваний, как, например, лихорадка Эбола, с 1990 г. ВОЗ стала пересматривать Правила <>. Вспышка так называемого синдрома острого респираторного заболевания в 2003 г. заставила ускорить эту работу <*> и принять некоторые другие решительные меры. Так, Ассамблея уполномочила ВОЗ направлять независимые группы для «расследования на местах», чтобы определить, принимают ли местные власти все необходимые меры <***>.


<> См.: World Health Assembly Res No WHA48.7, Revision and Updating of the International Health Regulations (May 12, 1995); Gostin L.O. International Infectious Disease Law: Revision of the World Health Organization’s International Health Regulations, 291 JAMA 2623, 2624 (2004). <*> См.: World Health Assembly Res No WHA56.29, Severe Acute Respiratory Syndrome (SARS) P 1 (2003), available online at http://www.who.int/csr/sars/en/ea56r29.pdf. <***> См.: World Health Assembly Res No WHA56.28, Revision of the International Health Regulations P 3(1) (2003), available online at http://www.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA56/ea56r28.pdf (visited Apr. 22, 2006).

Это было значительное расширение полномочий ВОЗ, отражающее недостаточность прежних подходов к здравоохранению в мире в эпоху глобализации — мощного катализатора распространения инфекционных заболеваний. Одним из необходимых шагов в процессе пересмотра Правил 1969 г. считалось создание формальной структуры, которая бы давала экспертам возможность незамедлительно принимать необходимые чрезвычайные меры в ответ на возникновение угроз общественному здоровью. 23 мая 2005 г. Ассамблея приняла нынешние Медико-санитарные правила, которые вступили в силу в июне 2007 г. Это 60-страничный документ, в котором изложены роль и обязательства государств-членов в тех вопросах здравоохранения, которые могут иметь международное значение. В нем также определена и роль и ответственность ВОЗ в улаживании таких вопросов. Отличительной чертой этих Правил является введение более радикальных полномочий для государств и для самой ВОЗ. Во-первых, в соответствии со ст. 4 должна была быть создана целая сеть национальных координаторов, назначаемых государствами, и контактных пунктов, назначаемых ВОЗ. В их задачу входил прямой, минуя правительственные инстанции, обмен информацией на 24-часовой основе о случаях обнаружения опасных инфекций. По ст. 5 Правил каждое государство было обязано создать систему эпидемиологического надзора, способного произвести выявление, оценку и уведомление Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ же, в свою очередь, оказывает необходимую помощь государствам в организации эпиднадзора. Для стандартизации принятия решений об уведомлении была предусмотрена специальная схема принятия решений (ст. 6). Государство, направившее уведомление, обязано продолжать надзор, а также незамедлительно принимать необходимые меры. Как указывалось целым рядом авторов, данная система представляется эффективной и полезной <>. Однако следует обратить внимание на то, что государствам предоставляется значительная свобода усмотрения, поскольку они обязаны предоставлять информацию «обо всех происходящих на его территории событиях, которые могут представлять собой, в соответствии со схемой принятия решения, чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, а также сведения о любых медико-санитарных мерах, принятых в ответ на эти события». Оценка такой информации или угрожающих событий представляет собой определенную сложность вследствие возможной недостаточной подготовки персонала. Кроме того, как показывает практика США, иногда опубликование фактов о вероятном инфекционном заболевании может привести к паническим настроениям и экономическим потерям вследствие необоснованных перерывов в перемещении людей и грузов <*>.


<> См., например: Иванов Н.В. О правовых аспектах деятельности медицинского представителя // Медицинское право. 2008. N 4. С. 29; Mack E. The World Health Organization’s New International Health Regulations: Incursion on State Sovereignty and Ill-Fated Response to Global Health Issues // Chi. J. Int’l L. 365 Chicago Journal of International Law. V. 7, Summer, 2006. <*> См.: Blum J.D. Law as Development: Reshaping the Global Legal Structures of Public Health, Mich St J Int’l L. V. 12, (2004). P. 210.

Важная новация содержится в ст. 9, которая позволяет ВОЗ получать информацию из иных, нежели государства, источников. Затем ВОЗ оценивает эти сообщения в соответствии со сложившимися эпидемиологическими принципами и доводит информацию об этом событии до сведения государства-участника, на территории которого это событие предположительно имеет место. Прежде чем предпринять любые действия на основе таких сообщений, ВОЗ консультируется с государством-участником и предпринимает попытку получить от него подтверждение. С этой целью ВОЗ предоставляет государствам-участникам полученную информацию, и, когда это должным образом обосновано, ВОЗ может сохранять конфиденциальность источника. Данное положение можно оценить как значительное изменение в отношениях этой организации с государствами-членами. В литературе отмечалось, что на деле приведенной статьей узаконивается уже существующее положение, поскольку ВОЗ практически уже в течение долгого времени опирается на данные неправительственных организаций. В связи с этим высказываются обоснованные опасения того, что этим положением могут недобросовестно воспользоваться третьи государства <>. Как противовес такой потенциальной возможности в ст. 10 ВОЗ предлагает государству-участнику проверить сообщения из иных источников, помимо уведомлений или консультаций, в отношении событий, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, предположительно происходящих на территории этого государства. В таких случаях ВОЗ информирует соответствующее государство-участник о том, какие сообщения она стремится проверить. Если же государство-участник не проявляет готовности сотрудничать в этом вопросе, ВОЗ может, если это оправдано масштабом риска для здоровья населения, сообщить другим государствам-участникам ту информацию, которой она располагает, продолжая предлагать государству-участнику сотрудничество с ВОЗ с учетом мнения данного государства-участника. Таким образом, ст. 10 открывает границы государства для инспекции ВОЗ <*>.

<> См.: Burci G.L. Shifting Norms in International Health Law // Am Socy Int’l L. Proc. V. 98. (2004). P. 17. <*> См.: WHO, Frequently Asked Questions about the International Health Regulations, available online at http://www.who.int/csr/ihr/howtheywork/faq/en/index.html. No 16.

В других статьях содержатся разъясняющие положения: в ст. 12 — определение «чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение»; в ст. 13 — какие возможности государство должно обеспечить для быстрого и эффективного реагирования на риски для здоровья населения и чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение. В целом созданную систему можно квалифицировать как переход от координации к управлению.

2. Меры в отношении неинфекционных болезней

С сокращением числа пандемических вспышек инфекционных заболеваний все большую озабоченность мировой медицинской общественности вызывает распространение неинфекционных болезней, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак и последствия ожирения. Уже в 2005 г. их называли причиной 60% смертей на земном шаре <> и оценивали возрастание этого процента до 75 к 2020 г. <*>.

<> См.: Global Strategy on Diet, Physical Activity and Health: Facts Related to Chronic Diseases, at http://www.who.int/dietphysicalactivity/publications/facts/chronic/en/index.html. <*> См.: WHO, DIET, NUTRITION, AND THE PREVENTION OF CHRONIC DISEASES: REPORT OF A JOINT FAO/WHO CONSULTATION 5 (2003) (Technical Rep. 916), available at http://www.who.int/nut/documents/trs_916.pdf.

До недавнего времени все эти заболевания считались проблемой развивающихся стран <>, однако выяснилось, что и в развитых странах отмечается почти такой же процент смертей от данных болезней, причем в развивающихся странах население, страдающее от них, гораздо моложе, чем в развитых <*>.

<> См.: Chopra M., Galbraith S., Dartnon-Hill I. A Global Response to a Global Problem: The Epidemic of Overnutrition, 80 BULL. WORLD HEALTH ORG. 952, 952-58 (2002). <*> См.: Ibidem.

В документах ВОЗ подчеркивается, что затраты на лечение подобных заболеваний ложатся тяжелым бременем на экономику многих стран, особенно из числа развивающихся <>. Проблема преодоления заболеваний, связанных с обменом веществ, напрямую связана с проблемами мировой экономики: свобода торговли во всем мире неизбежно ведет к распространению нездоровой рафинированной пищи, в больших количествах производимой на предприятиях транснациональных корпораций.

<> См.: WHO, MACROECONOMICS AND HEALTH: INVESTING IN HEALTH FOR ECONOMIC DEVELOPMENT (2001), available at http://www.cid.harvard.edu/cidcmh/CMHReport.pdf.

Такому положению способствует деятельность Всемирной торговой организации, основным принципом которой является либерализация международной торговли, то есть обеспечение условий для свободного движения товаров и капиталов <>. Соглашения ВТО оставляют государствам очень немного места для формулирования и проведения в жизнь мер здравоохранения <*>.

<> См.: General Agreement on Tariffs and Trade, Oct. 30, 1947, 61 Stat. A-11, T.I.A.S. 1700, 55 U.N.T.S. 194, art. XI.1, available at http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gatt47_e.pdf. <*> См.: Correa C.M. Implementing National Public Health Policies in the Framework of WTO Agreements // J. WORLD TRADE. V. 34(2000). P. 96.

В 2002 г. Ассамблея здравоохранения приняла программу действий под названием «Глобальная стратегия по вопросам диеты, физической активности и здравоохранению» <>. Данная программа не только призывает государства вести просветительскую работу среди потребителей, но настаивает на принятии решительных мер, как, например, ограничение рекламы пищевых продуктов, рассчитанной на детей, и введение таможенных и налоговых мер, направленных на поощрение употребления здоровой пищи. В программе прямо указано на необходимость сокращения потребления сахара, жиров и соли и увеличение доли фруктов, овощей и продуктов из цельного зерна в пищевом рационе.

<> См.: WHA55.23 (2002), available at http://www.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA55/ewha5523.pdf.

Однако юридическая сила всех этих положений не определена, и выполнение программы отдано полностью на усмотрение государств. Им предоставляется право, после выбора конкретного метода выполнения программы, обратиться за техническим содействием к ВОЗ.

3. Меры по борьбе с табакокурением

Одной из важных областей борьбы с неинфекционными болезнями является борьба с табакокурением. Ассамблея здравоохранения приняла Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком, чему предшествовали несколько лет переговоров, в ходе которых Ассамблеей было принято около 20 резолюций <>.

<> Основательный разбор обстоятельств, приведших к принятию Конвенции, и анализ самой Конвенции см.: Колодкин Р.А., Мусихин М.В. О проекте Рамочной конвенции по борьбе с табаком // Московский журнал международного права. 2001. N 4. С. 39-68.

Принятие данной Конвенции было определенным поворотом в деятельности ВОЗ. Прежде всего это был первый случай осуществления Ассамблеей полномочия, предоставленного ей в ст. 19 Устава ВОЗ. Во-вторых, если поначалу ВОЗ лишь принимала рекомендации государствам ограничить воздействие последствий курения на некурящих (ограничение мест курения, предупреждения на пачках табачных изделий и т.п.), то серьезная работа началась тогда, когда был констатирован пандемический характер распространения табака. Принятию более обязывающего документа, чем Рамочная конвенция, препятствовал тот факт, что экономика около 120 стран зависела от производства табака и табачных изделий <>. Таким образом, Рамочная конвенция представляет собой некий компромисс между чисто рекомендательным документом и действительным договором. В дальнейшем планировалось дополнить Конвенцию рядом протоколов. Р.А.Колодкин и М.В.Мусихин пишут: «Международно-правовая конструкция «рамочный договор плюс протоколы к нему», получившая в последние десятилетия достаточно широкое распространение, в частности, в области защиты окружающей природной среды, позволяет распространить международно-правовые обязательства на широкий круг государств, вовлечь их в постоянно действующий механизм сотрудничества, обеспечить поступательную правовую регламентацию соответствующих сфер деятельности при определенных формах контроля исполнения принимаемых обязательств» <*>. Последующими протоколами планировалось урегулировать вопросы рекламы табака; содействия и благотворительности; незаконной торговли табаком; и гражданской ответственности <***>.


<> См.: Crow M.E. Smokescreens and State Responsibility: Using Human Rights Strategies to Promote Global Tobacco Control // YALE J. Int’l L. V. 29 (2004). P. 210. <*> Колодкин Р.А., Мусихин М.В. Указ. соч. С. 47. <***> См.: WHO Framework Convention on Tobacco Control, WHO Doc. A56/8, Annex. 8, available at http://www.who.int/entity/tobacco/framework/WHO_FCTC_english.pdf.

Известный специалист по праву ВОЗ, советник этой организации А.Тейлор считает, что признание государствами выработанных ВОЗ документов — Рамочной конвенции и протоколов — станет критерием эффективности ВОЗ <>. До настоящего времени успех или неуспех этих документов пока точно установить трудно, но налицо широко развернувшаяся во всем мире кампания борьбы с табаком <*>; в случае реализации данный крупномасштабный проект может оказать заметное влияние на здравоохранение, экономику и правоприменительную практику многих стран <***>.

<> См.: Taylor A.L. Governing the Globalization of Public Health, J.L. MED. & ETHICS. V. 32(3), (2004). P. 506. <*> См.: Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю. Изменения в российском законодательстве в сфере охраны здоровья // Медицинское право. 2005. N 2. С. 9-13. <***> См.: Колодкин Р.А., Мусихин М.В. Указ. соч. С. 68.

Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания РФ
А.В.БЕЛЯКОВ
17.08.2009


Пред.

Приказ Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 N 325 (ред. от 08.09.2009) «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.1997 N 1342) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2010) Статья. «Качество медицинской помощи: правовая оценка» (О.Ю.Александрова, И.Ю.Григорьев, О.Н.Лебединец, Т.В.Тимошенкова) («ГлавВрач», 2009, N 9)

След.

Росздравнадзора от 30.06.2009 N 01-12783/09 «О предоставлении информации»

СвязанныеСообщения

Медицинская деятельность

Приказ Минтруда России от 17.10.2017 N 733н «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49560)

02.02.2018
Медицинская деятельность

Статья. «Заменить нельзя оставить» (С.Петрова) («Фармацевтический вестник», 2017, N 31)

02.02.2018
Медицинская деятельность

Статья. «Хождение по электронным мукам» (Д.Кунгуров) («Фармацевтический вестник», 2017, N 31)

02.02.2018
След.

Статья. "Современные проблемы реализации права пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство для лиц, отбывающих наказание в учреждениях ФСИН России (по материалам учреждений УФСИН России по Владимирской области)" (Ю.Н.Филиппов, О.П.Абаева, А.С.Полянцев) ("Медицинское право", 2009, N 3)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Corel Medical Series Child Care Corel Medical Series Child Care 274 ₽
  • Use of the Arthrex Viper Suture Passer Use of the Arthrex Viper Suture Passer 342 ₽
  • Ophthalmology Books 5 DVD Ophthalmology Books 5 DVD 684 ₽
  • Tetrahedron Letters 2009-2010 Tetrahedron Letters 2009-2010 684 ₽

Товары

  • Гимнастика для беременных женщин и молодых мам Гимнастика для беременных женщин и молодых мам 342 ₽
  • Embryology Books Embryology Books 342 ₽
  • Kelley’s Textbook of Rheumatology DVD Kelley's Textbook of Rheumatology DVD 684 ₽
  • Biophysics Books Biophysics Books 342 ₽
  • A Colour Atlas of Human Morphology A Colour Atlas of Human Morphology 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • ЦРПТ прокомментировал работу аптек без интернета
  • Регулятор внедрил 12 новых показателей эффективности работы поликлиник
  • Varda Space привлекает средства на развитие производства препаратов в космосе
  • «Авексима» начала возведение фармкластера в Московской области за 6,5 млрд рублей
  • BioNTech и Pfizer просят суд аннулировать патент Moderna на технологию мРНК
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version