Определением Верховного Суда РФ от 10.09.2002 N КАС02-524 принят отказ от кассационной жалобы Министерства здравоохранения РФ и прекращено кассационное производство по данному делу. Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2002 г. N ГКПИ 2002-566
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице: судьи Верховного Суда
Российской Федерации Горохова Б.А., при секретаре Бирюковой Е.Ю., с участием прокурора Генеральной прокуратуры Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании 17 июня 2002 г. гражданское дело по заявлению Старченко Алексея Анатольевича о признании недействительными пунктов 2, 3 и 5 «Инструкции по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1977 г. N 866, и пунктов 1.1 и 1.2 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 7 июля 1987 г. N 872 «Об увеличении сбора гипофизов от трупов для производства гормональных препаратов». Заслушав объяснения заявителя Старченко А.А. и его представителя Фуркалюка М.Ю., представителя Министерства юстиции РФ Чижиковой Т.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Любимовой И.Б., полагавшего заявление Старченко А.А. удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации
установил:
Старченко А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 и 5 «Инструкции по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1977 г. N 866, и пунктов 1.1 и 1.2 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 7 июля 1987 г. N 872 «Об увеличении сбора гипофизов от трупов для производства гормональных препаратов», ссылаясь на то, что указанные нормы подзаконных нормативных правовых актов нарушают права граждан и противоречат нормам федерального законодательства. В судебном заседании заявитель Старченко А.А. свои требования поддержал. Представитель Министерства здравоохранения РФ в суд дважды не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений против заявления Старченко А.А. не представил. Представитель Министерства юстиции РФ заявление Старченко А.А. считает обоснованным и просит суд его удовлетворить. Проверив материалы дела, выслушав объяснения заинтересованных лиц и заключение прокурора, полагавшего заявление Старченко А.А. подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные Старченко А.А. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Статьей 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено: 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Эти конституционные нормы регулируют личные неимущественные отношения, которые не прекращаются в связи со смертью гражданина. Понятие достоинство личности включает в себя уважительное отношение не только к личности умершего человека, но и к его останкам. Статьей 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в частности, предусмотрено: 1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела. 2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации. 3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Пунктами 2 и 3 «Инструкции по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР N 866 от 23.09.1977, предусмотрено: П. 2. Изъятие материала осуществляется после поступления трупа в морг под наблюдением патологоанатома или врача, производившего вскрытие, не позднее 3-х суток после наступления смерти, исключая трупы с явными признаками разложения. П. 3. Забор гипофизов разрешается производить от трупов любого возраста и пола. Исключение составляют трупы больных, умерших от особо опасных и раневых инфекций, патологий гипофиза, и тех случаев, где гипофиз непосредственно участвует в патогенезе и механизме смертельного исхода. В указанных пунктах оспариваемой заявителем Инструкции императивно устанавливается норма об обязательности изъятия гипофиза у всех трупов всех возрастных групп, за некоторыми исключениями, без указания на то, что изъятие гипофиза производится либо в соответствии с волеизъявлением самого умершего, либо с согласия лиц, перечисленных в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», что нарушает право человека на достойное отношение к нему после смерти и права родственников на согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из тела умершего. Таким образом, п.п. 2 и 3 Инструкции противоречат ст. 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», поскольку допускают изъятие органов у трупа человека без соответствующего волеизъявления самого умершего или лиц, перечисленных в п. 3 ст. 5 данного Федерального закона. Пунктом 5 «Инструкции по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека» предусмотрено, что завод осуществляет сбор заготовленного материала по стране, его транспортировку и оплату. Данная норма, как предусматривающая оплату за изъятые органы человека, противоречит статье 15 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в силу которой продажа органов и (или) тканей человека недопустима. Учреждению здравоохранения, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу. Статья 47 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также устанавливает норму, в соответствии с которой органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Приказ Министра здравоохранения СССР N 872 от 07.07.1987 «Об увеличении сбора гипофизов от трупов для производства гормональных препаратов» предусматривает, в частности: П. 1.1. Обеспечить изъятие и организацию сбора гипофизов у умерших в учреждениях здравоохранения, а также доставляемых для проведения судебно-медицинской экспертизы трупов в соответствии с Инструкцией по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1977 г. N 866, в количестве, указанном в приложении. П. 1.2. Определить лечебные учреждения, имеющие патологоанатомические отделения, а также бюро судебно-медицинской экспертизы и обязать их осуществлять изъятие гипофизов от трупов при вскрытии, их хранение и передачу Каунасскому заводу эндокринных препаратов; обеспечить эти учреждения Инструкцией по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека. Эти нормы также противоречат ст. 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», поскольку устанавливают обязанность осуществлять изъятие гипофизов от трупов при вскрытии, то есть у каждого трупа при вскрытии, независимо от волеизъявления умершего или согласия его родственников. Данный Приказ устанавливает норматив для сбора гипофизов, что подтверждает факт нарушения прав человека на достойное отношение к нему после смерти и родственников на согласие или несогласие на изъятие органов из тела умершего, поскольку планировать заранее количество согласий на изъятие органов после смерти невозможно. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 231-232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Старченко Алексея Анатольевича удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2, 3 и 5 «Инструкции по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1977 г. N 866, и пункты 1.1 и 1.2 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 7 июля 1987 г. N 872 «Об увеличении сбора гипофизов от трупов для производства гормональных препаратов». Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
17 июня 2002 г.
N 2510/6049-02-32
О ПРОВЕДЕНИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
С целью обеспечения планомерного проведения Всероссийской диспансеризации детей Министерство здравоохранения Российской Федерации рекомендует в летний период: 1. Руководителям лечебно — профилактических учреждений: — при оформлении детей для поступления в образовательные учреждения, направлении их в санаторно — курортные учреждения и учреждения летнего отдыха проводить профилактические осмотры детей; — обеспечить проведение профилактических осмотров детей отдыхающих в городских оздоровительных учреждениях, воспитывающихся в детских домах и школах — интернатах; — обеспечить выезды специалистов в загородные оздоровительные учреждения для проведения профилактических осмотров детей. 2. Главным врачам детских санаториев, санаториев «Мать и дитя» организовать профилактические осмотры детей, находящихся на лечении. 3. Территориальным органам управления здравоохранения совместно с научно — исследовательскими и медицинскими образовательными учреждениями организовать выезд бригад специалистов для проведения профилактических осмотров в учреждениях летнего отдыха и лечения, обеспечив их «Медицинской картой о Всероссийской диспансеризации детей» (учетная форма N 30-Д/У-в) в необходимом количестве.
Заместитель Министра
О.В.ШАРАПОВА