МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
18 июля 1991 г.
N 251/125
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО — ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
Объявляем Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. N 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии». В целях дальнейшего совершенствования деятельности специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, Совет Министров РСФСР постановляет: 1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов выделить в 1991 году средства для реализации мероприятий, направленных на улучшение воспитания, обучения и материального обеспечения детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, находящихся в специальных учебно — воспитательных учреждениях (специальных домах ребенка, специальных детских домах и детских садах, специальных яслях — садах (яслях), специальных детских домах и детских домах — интернатах, специальных школах — интернатах (школах), специальных группах профессионально — технических училищ, профессионально — технических училищах — интернатах и техникумах — интернатах), а также обучающихся в специальных группах, классах при дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах — интернатах и индивидуально на дому. 2. Министерству образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству социального обеспечения РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов: рассмотреть в 1991 году состояние материальной базы каждого специального учебно — воспитательного учреждения, провести их инвентаризацию, предусмотрев при необходимости ремонт или реконструкцию, материально — техническое обеспечение, особенно оснащение специальным инвентарем, оборудованием и средствами коррекции; осуществлять постоянный контроль за деятельностью специальных учебно — воспитательных учреждений, а также оказывать помощь в получении педагогическими кадрами дефектологического образования в системе очного и заочного обучения для полного укомплектования ими указанных учреждений. 3. Государственному комитету РСФСР по экономике устанавливать организациям — заказчикам и подрядчикам республиканский государственный заказ на ввод в действие специальных учебно — воспитательных учреждений. 4. Государственному комитету РСФСР по материально — техническому обеспечению республиканских и региональных программ, Государственному комитету РСФСР по экономике, Министерству образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов принять меры к обеспечению до 1995 года каждого специального интернатного учреждения необходимым автотранспортом, в том числе санитарным автомобилем и автобусом. 5. Государственному комитету РСФСР по земельной реформе, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов завершить в 1991-1992 годах отвод в установленном порядке земельных участков для организации подсобных хозяйств при специальных учебно — воспитательных учреждениях и создать необходимые условия для их деятельности в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1984 года N 265 «Об общеобразовательных школах — интернатах, детских домах и других интернатах учреждениях» (СП РСФСР, 1984 г., N 12, ст. 94). 6. Министерству образования РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов определить мероприятия, обеспечивающие своевременное устройство детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии и нуждающихся в специальных учебно — воспитательных учреждениях, в специальные детские сады, ясли — сады (ясли), детские дома, детские дома — интернаты, школы — интернаты (школы), классы в общеобразовательных школах и школах — интернатах общего типа, училища — интернаты, техникумы — интернаты и группы профессионально — технических училищ в соответствии с заключениями и рекомендациями психолого — медико — педагогических консультаций о типе учреждения, необходимом для оздоровления таких детей, их воспитания и обучения, а также создание рабочих мест на предприятиях для выпускников специальных учебно — воспитательных учреждений. 7. Государственному комитету РСФСР по экономике, Государственному комитету РСФСР по материально — техническому обеспечению республиканских и региональных программ, Министерству образования РСФСР, Министерству промышленности РСФСР обеспечивать производство и поставку специальным учебно — воспитательным учреждениям тифлотехнических, бытовых, информационных и производственных средств, аппаратов, учебного оборудования и мебели в качестве поставок для государственных нужд. Освободить от налогообложения прибыль, полученную предприятиями от выпуска указанных видов продукции для специальных учебно — воспитательных учреждений, в части сумм, подлежащих зачислению в республиканский бюджет РСФСР. 8. Министерству труда РСФСР, Министерству образования РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР принять участие в работе Министерства труда и социальных вопросов СССР по определению условий оплаты труда работников постоянно действующих межведомственных психолого — медико — педагогических консультаций. 9. Министерству образования РСФСР, Министерству печати и массовой информации РСФСР принять участие в работе Государственного комитета СССР по народному образованию, Академии педагогических наук СССР и Министерства информации и печати СССР по обеспечению специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, необходимыми учебными планами, программами, учебниками, дидактическим материалом, учебно — наглядными пособиями и художественной литературой, в том числе на родном языке, повышению качества оформления учебников, особенно для детей с остаточным зрением по всему курсу учебных предметов средней общеобразовательной школы. 10. Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов исходя из местных условий и рекомендаций Министерства образования РСФСР снизить с 1 сентября 1991 г. предельную наполняемость классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах — интернатах (школах), детских домах и домах — интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классов и групп в профессионально — технических училищах, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях общего типа. Министерству образования РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР в месячный срок утвердить рекомендации по указанному вопросу. 11. Министерству социального обеспечения РСФСР обеспечить своевременное протезирование детей с недостатками в физическом развитии начиная с раннего возраста. 12. Министерству здравоохранения РСФСР в 1991 году разработать: показания к направлению детей с недостатками в умственном или физическом развитии в оздоровительные учреждения; медицинские и санитарно — гигиенические показатели для трудовой подготовки и профессиональной ориентации детей и подростков, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии, с учетом современных требований и профессий. 13. Распространить денежную норму расходов на питание, предусмотренную в подпункте «б» пункта 1 распоряжения Совета Министров РСФСР от 28 марта 1990 г. N 341-р, на учащихся, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии и обучающихся в специальных школах, классах в общеобразовательных школах и школах — интернатах общего типа (без проживания), из расчета 1 руб. 50 коп. (по II торговому поясу) на одного учащегося в день.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 24.05.91 N 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии» ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Министрам образования республик в составе РСФСР, начальникам Управлений, Главных управлений (комитетов) народного образования. Министрам здравоохранения, республик в составе РСФСР, зав. обл(край)здравотделами, начальникам Главных управлений, управлений здравоохранения: 1.1. Принять постановление Совета Министров РСФСР от 24 мая 1991 г. N 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии» к руководству и исполнению; 1.2. Разработать план мероприятий по реализации рекомендаций и поручений, определенных и изложенных в постановлении. 1.3. Осуществить в течение 1991-1992 годов инвентаризацию специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков с недостатками в развитии с целью определения состояния материально — технической базы и очередности проведения капитального ремонта, реконструкции действующих зданий. 1.4. Внести на рассмотрение Советов Министров республик в составе РСФСР, краевых, областных исполнительных комитетов предложения по: укреплению материально — технической базы специальных учебно — воспитательных учреждений, правильной организации питания воспитанников, их оздоровления; вводу в действие специальных учебно — воспитательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития, домов ребенка для установления Госкомэкономикой РСФСР организациям — заказчикам и подрядчикам республиканского государственного заказа; обеспечению до 1995 года каждого специального интернатного учреждения необходимым автотранспортом, в том числе санитарным автомобилем и автобусом. 2. Рекомендовать министерствам образования республик в составе РСФСР, краевым, областным управлениям, Главным управлениям, комитетам по народному образованию: 2.1. Внести в штаты специальных учебно — воспитательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития следующие изменения: предусматривать в школах — интернатах и детских домах штат воспитателей на каждую группу из расчета их работы в день: в группах воспитанников среднего и старшего школьного возраста с учетом режима дня (как правило, не более 10 часов), в дошкольных группах и группах детей младшего школьного возраста — 14 часов; в воскресные, праздничные и каникулярные дни для групп детей среднего и старшего школьного возраста, оставшихся в эти дни в школах — интернатах, часы работы воспитателей увеличивать до 14 часов; в специальных школах штат воспитателей на каждую группу продленного дня предусматривать по режиму их работы; в детских дошкольных учреждениях на каждую группу детей штат воспитателей предусматривать из расчета их работы в день; в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей — по режиму работы учреждения (группы); в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей — до 24 часов; в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием — до 14 часов с учетом продолжительности трудовой недели и режима работы учреждения (группы) в предвыходные дни. 2.2. Формировать средства на оплату труда работников специальных учебно — воспитательных учреждений (классов, групп) исходя из рекомендованной Министерством образования РСФСР предельной наполняемости классов, групп (приложение). 2.3. Предусматривать ассигнования на питание воспитанников специальных учебно — воспитательных учреждений, исходя из утвержденных натуральных норм, пересчитанных на действующие розничные цены, а на питание учащихся специальных школ, классов в общеобразовательных школах, школах — интернатах (без проживания) — с использованием поправочного коэффициента 3,1. 3. Главному управлению реабилитационной службы Минобразования РСФСР (т. Макаров Г.Б.), Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.): 3.1. Разработать и представить на утверждение в Совет Министров РСФСР до 01.11.91 г. проект Временного положения о специальных (коррекционных) общеобразовательных учебных заведениях для детей с недостатками умственного и физического развития; 3.2. Пересмотреть в 1992 году показания к направлению детей в специальные учебно — воспитательные учреждения. 4. Главному управлению реабилитационной службы (т. Макаров Г.Б.), Главному планово — финансовому управлению (т. Миронов И.Ю.) Министерства образования РСФСР, Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка (т. Зелинская Д.И.), Главному планово — экономическому управлению (т. Климкин М.В.) Министерства здравоохранения РСФСР: 4.1. По согласованию с Министерством труда РСФСР и Министерством финансов РСФСР разработать и представить к 01.10.91 г. на утверждение в Совет Министров РСФСР положение о постоянно действующей межведомственной психолого — медико — педагогической консультации. Совместно с Министерством труда РСФСР определить условия оплаты труда работников постоянно действующих межведомственных психолого — медико — педагогических консультаций. 4.2. Разработать до 01.10.91 г. для местных органов образования и здравоохранения рекомендации по штатной численности должностей врачей и среднего медицинского персонала специальных учебно — воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии. 5. Главному управлению реабилитационной службы (т. Макаров Г.Б.), Главному планово — финансовому управлению (т. Миронов И.Ю.) Министерства образования РСФСР: 5.1. Внести до 15.10.91 г. предложения в Госкомстат РСФСР о единовременном учете педагогических кадров специальных учебных заведений и классов для детей с недостатками умственного и физического развития. 5.2. Подготовить и внести до 20.09.91 г. предложения в Министерство труда РСФСР, Министерство финансов РСФСР о введении доплат, надбавок к ставкам заработной платы педагогов за сверхнормативное содержание детей в специальных классах, группах. 6. Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РСФСР (т. Зелинская Д.И.) в 1991 году разработать: 6.1. Показания к направлению детей с недостатками в умственном и физическом развитии в оздоровительные и санаторные учреждения. 6.2. Медицинские и санитарно — гигиенические показания для трудовой подготовки и профессиональной ориентации детей и подростков, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии, с учетом современных требований и профессий. 7. Контроль за исполнением приказа возложить на Главное управление реабилитационной службы Министерства образования РСФСР (т. Макаров Г.Б.) и Главное управление охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения РСФСР (т. Зелинская Д.И.).
Заместитель Министра
образования РСФСР
Е.Б.КУРКИН
Первый заместитель Министра
здравоохранения РСФСР
В.И.РЕЗАЙКИН
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Министра
финансов РСФСР
Н.В.ЧЕРНОМОРД
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Министра
образования РСФСР
Е.Б.КУРКИН
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДЕЛЬНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССОВ,
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ — ИНТЕРНАТАХ (ШКОЛАХ), ДЕТСКИХ ДОМАХ И ДОМАХ — ИНТЕРНАТАХ, ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССАХ И ГРУППАХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ШКОЛАХ — ИНТЕРНАТАХ, ДЕТСКИХ ДОМАХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА
Количество детей в классе (группе)
Дети, имеющие отклонения ранний дошкольный школьный
в развитии возраст возраст подростковый (до 3 л) (с 3 до 7 л) и юношеский (с 7 до 18 л)
нарушения речи:
- с тяжелыми нарушениями до 6 до 10 до 12 речи
- с фонетико-фонематическим — до 12 — нарушением речи и наруше- нием произношения отдель- ных звуков
нарушения слуха:
- глухие до 6 до 6 до 6
- слабослышащие и поздноог- до 6 до 8 до 10 (I отд.) лохшие до 6 (II отд.)
нарушения зрения:
- слепые до 6 до 6 до 8
- слабовидящие до 6 до 10 до 12
- с косоглазием и амблиопи- до 6 до 10 — ей
нарушения опорно-двигатель- до 6 до 8 до 10 ного аппарата
с задержкой психического до 6 до 10 до 12 развития
умственно отсталые до 6 до 10 до 12
с глубокой умственной — до 8 до 10 отсталостью
со сложными дефектами до 5 до 5 до 5
Примечание: исходя из местных условий может устанавливаться меньшая по сравнению с рекомендованной наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня.