«Фармацевтическое обозрение», 2013, N 1
Вопрос: Будет ли нарушением 323-ФЗ оплата производителем расходов по размещению рекламы в СМИ (журнале) о скидках (через купоны), или с указанием фиксированных цен на безрецептурные лекарственные препараты в конкретной аптечной сети или аптеках, ведь в ст. 74 указанного закона не указывается оплата рекламных акций?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 74 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств указанных организаций и (или) их представителей. Таким образом, в явном виде оплата производителем рекламной акции, проводимой аптечной организацией, в указанной норме Закона не прописана. В то же время согласно части 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. В описанном в тексте вопроса случае аптечная организация проводит рекламную акцию в СМИ и в связи с этим становится обязанной оплатить рекламные услуги СМИ. Производитель, оплачивая за аптечную организацию рекламные услуги СМИ, тем самым освобождает ее от имущественной обязанности перед СМИ, т.е., фактически в соответствии с частью 1 статьи 572 ГК РФ одаривает аптечную организацию. Таким образом, соглашаясь на оплату производителем своей рекламной кампании в СМИ, аптечная организация, фактически, принимает от организации-производителя подарок. Заметим, однако, что проводимая аптечной организацией рекламная акция осуществляется не только в ее интересах, но и в интересах производителя в том случае, если рекламируются только лекарственные средства, производимые организацией-производителем. По нашему мнению, в данном случае аптечной организации и организации-производителю можно было заключить договор о сотрудничестве, согласно которому на аптечную организацию возлагаются обязанности по проведению рекламной акции, а на производителя — обязанности по ее оплате, тогда оплату услуг СМИ производителем трудно было бы признать подарком аптечной организации. Заметим, однако, что согласно пункту 3 части 2 статьи 74 Закона N 323-ФЗ руководители аптечных организаций не вправе заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий. По нашему мнению, заключение указанного выше соглашения между аптечной организацией и организацией-производителем о проведении рекламной компании, в принципе, может расцениваться как заключение соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов. Таким образом, при реализации описанной в тексте вопроса рекламной кампании существует вероятность предъявления обеим сторонам соглашения претензии в нарушении требований статьи 74 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
03.09.2012