“Фармацевтическое обозрение”, 2013, N 1
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ
Депутаты, представители министерств и ведомств, властных структур и общественных объединений, медицинской и фармацевтической отраслей во время очередных парламентских слушаний, прошедших в Госдуме РФ, признали необходимость усиления ответственности за недостоверную рекламу различных лекарств, БАДов и медицинской техники.
Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья провел парламентские слушания на тему “Совершенствование законодательства о рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг”, участники которого обсудили возможные механизмы регулирования рекламы данной категории товаров и услуг. Открывший мероприятие председатель Комитета Сергей Калашников подчеркнул, что из-за несовершенства российского закона многие граждане зачастую оказываются во власти мошенников, при заболеваниях не обращаются к врачам, а занимаются самолечением, вследствие чего у них возникают тяжелые осложнения. По словам С.Калашникова, не менее 80% нашего населения “лечится так, как они себе это представляют, как советуют соседи, реклама”. Впрочем, оставшиеся 20%, уверен депутат, не лечатся вообще. Тем не менее, навязчивую рекламу медсредств и лекарств россияне не одобряют, – более 10% от всех обращений к депутатам посвящено данной проблеме. А в настоящее время на рассмотрении в Госдуме РФ находятся четыре законопроекта, направленных на ужесточение требований к чересчур агрессивной рекламе в сфере медицины и фармацевтики. Парламентарии отметили, что российское законодательство в этой сфере имеет схожие с другими странами нормы по ограничению подобной рекламы, но многие страны подзаконными актами ввели более строгие регламенты, ограничивающие рекламу лекарственных средств, медицинских изделий и услуг. Кроме того, в развитых странах нарушения в сфере медицинской рекламы единичны, в то время как в России они встречаются очень часто. По данным ФАС России, в 2011 году нарушения законодательства в этой области составили 9,2% от всех нарушений. За первое полугодие 2012 года Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения таковых нарушений выявлено 116 (недобросовестная реклама 39 препаратов, в том числе биологически активных добавок). Причем большинство нарушений оказалось в печатных периодических и электронных изданиях (бегущей строке на телевидении, интернет-сайтах и интернет-аптеках) и в листовках.
Все в ответе
Вр.и.о. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова в своем выступлении отметила, что она против категорического запрета рекламы лекарств в России, тем более что в большинстве стран ЕС, за исключением Бельгии, Германии, Дании и Швейцарии, это разрешено. Однако, по ее мнению, такая реклама должна стать более информативной, с обязательным упоминанием о необходимости следовать инструкции, с указанием дозы лекарственных препаратов и подробной информацией о противопоказаниях. Запретить же следует, с точки зрения Елены Тельновой, рекламу БАДов, а также лекарств и медицинских изделий в Интернете. Мнение Е.Тельновой об опасности бездумного рекламирования биологически активных добавок поддержали, практически, все участники слушаний. А начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов предложил установить ответственность за недостоверную рекламу, как для рекламодателей, так и для рекламораспространителей. Были высказаны мнения “горячих голов” и о полном запрете рекламы лекарств. Однако большинство собравшихся отметили, что подобные запретительные меры приведут к серьезным проблемам в отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, засилью иностранных компаний на российском рынке.
Предупрежден – значит вооружен
“Чем более население будет информировано о возможностях ответственного самолечения, тем эффективнее будет профилактика незначительных заболеваний, – заявил глава АРФП Виктор Дмитриев. – При нашем дефиците врачей не приходится ожидать, что пациенты каждый раз будут стоять в очереди за рецептом на лекарство от насморка”. По мнению В.Дмитриева, следует также учитывать неравные условия доступа к лекарственной и медицинской помощи у людей, проживающих в глубинке и в центральных российских городах. “Запретительные меры лишь всколыхнут подпольный рынок рекламы, – уверен руководитель АРФП, – нам надо создать законодательные условия, при которых реклама будет информировать о назначении препарата, стимулировать внимательное прочтение инструкции к нему. АРФП поддерживает рекомендации Комитета Госдумы по охране здоровья в части введения обязательного предварительного контроля рекламы и усиления ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг”.
Изменим систему?
В финале дискуссии взял слово Сергей Калашников. “Я остался доволен этими парламентскими слушаниями, – отметил председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья. – Мы абсолютно сознательно пригласили выступить больше представителей со стороны производителей, а не медицины, поскольку необходимо было услышать доводы в пользу рекламы лекарственных средств. И мы их услышали. У врачей, насколько мне известно, тут однозначная реакция, – эту рекламу нужно запретить. Кроме того, я всегда считал, что проблему БАДов и лекарственных средств надо решать параллельно, так как они друг с другом не связаны, однако сегодня у меня появилось ощущение, что начинать надо именно с БАДов. Третий момент (и он впервые возник здесь) – проблема терминологии. Нормативно это сделать проще всего, хотя это повлечет за собой целый шлейф необходимых изменений во всей системе”. Участники мероприятия решили пригласить к более детальному изучению столь важной медико-социальной и экономической проблемы экспертное сообщество. А по итогам парламентских слушаний были приняты рекомендации Правительству РФ, ФАС России и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения в целях создания эффективной системы по контролю рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг.
Ю.СЕДОВА