«Фармацевтический вестник», 2015, N 22
ВИРТУАЛЬНАЯ ПИЛЮЛЯ
Серьезная борьба развернулась вокруг интернет-торговли лекарственными препаратами. «ФБ» выяснил, чего ждать от законодательства по этому вопросу в ближайшее время.
Без суда и следствия
Ситуация на российском рынке интернет-торговли ЛП выглядит примерно так: можно все, но ничего нельзя. Еще больше запретов стало 1 июля, когда в силу вступили поправки в ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств». Так, его новый п. 24 ст. 5 предоставил уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) право на досудебное закрытие сайтов, продающих ЛП. При этом вступившая в силу норма предполагает исключения, предусмотренные Правительством РФ. Общественно-политическая пресса поспешила обрадовать читателей, что с 1 июля все сайты, торгующие лекарствами, заблокируют. Тем временем в законодательстве не прописано, какой именно уполномоченный ФОИВ должен заниматься закрытием интернет-аптек. «До настоящего момента правительством не принято решение, какой из ФОИВов буцет осуществлять эту функцию. А время для принятия такого решения, очевидно, было. Сложно предположить, что теперь вопрос вдруг будет решен быстро», — отметил зам. генерального директора компании STADA CIS Иван Глушков. Есть в упомянутом п. 24 еще одно белое пятно. Не подготовлено постановление Правительства РФ, которое предусматривало бы исключения, получающие иммунитет от мгновенной блокировки. Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения России Елена Максимкина рассказала «ФБ», что работа по подготовке соответствующих документов в Минздраве ведется, уточнив, что в скором времени ведомство официально получит поручение от правительства по их разработке. «Как только будет определен перечень исключений, все остальное, что сейчас существует в нашем интернет-пространстве, должно быть закрыто. Мы действуем именно в таком направлении. Необходимо определить, какой именно из ФОИВов будет наделен полномочиями по закрытию сайтов в досудебном порядке. Это могут быть Росздравнадзор или Минкомсвязь — тот, у кого окажется в этом направлении больше компетенций и ресурсов», — рассказала г-жа Максимкина. По сведениям «ФБ», Минздрав не сразу настроился на подготовку подобного документа. Так, о бездействии ведомства в этом вопросе периодически вспоминали в ФАС России, а некоторые игроки рынка даже упражнялись в лоббистских начинаниях.
Сомнительная перевозка
Точно нельзя обвинить в бездействии ААУ «СоюзФарма». Еще весной у организации был готов потенциальный проект постановления, уточняющий, когда блокировать интернет-аптеку все же не стоит. В целом в «СоюзФарме» замечают, что ситуация с интернет-торговлей сложна и запутанна. Поэтому начинать надо с малого. «Очень важно понимать и не подменять уже существующие в законодательстве четкие понятия и термины. Иначе это приведет к абсолютной неразберихе. Когда мы начали заниматься вопросами интернет-торговли, мы, прежде всего, изучили вопрос доставки ЛП. Между прочим, в российском законодательстве есть целый перечень нормативно-правовых актов, которые регулируют доставку ЛП льготным группам граждан. То есть она разрешена. При этом через все правовое поле красной нитью проходит запрет на какую-либо дистанционную торговлю ЛП», — отметил исполнительный директор ассоциации Дмитрий Целоусов. Таким образом, уверен г-н Целоусов, все разрешения по доставке ЛП путем терминологических изысканий будут упираться в запрет на дистанционную торговлю, хотя острая необходимость доставки ЛП маломобильным категориям граждан существует. В связи с этим «СоюзФарма» предлагает заходить со стороны Постановления Правительства РФ N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», в котором прописано, что одним га видов фармдеятельности может являться услуга по перевозке ЛП. В связи с этим, полагает эксперт, Минздраву необходимо разработать правила перевозки медикаментов для конечных потребителей. «В этом мы видим частичное решение проблемы», — резюмирует он.
Все заблокировать
Отдельная часть фармсообщества полагает, что, прежде чем говорить об исключениях и хитросплетениях существующего законодательства, стоит «наладить» блокировку. «Какой смысл делать исключения из нормы закона, которая еще даже не действует? Вот когда в этом направлении появится правоприменительная практика и мы поймем, что насущная необходимость в исключениях есть, их уже можно будет предусмотреть», — прокомментировал ситуацию директор по развитию ЗАО НПК «Катрен» Анатолий Тендер. Некоторые заинтересованные игроки рынка вообще решили не ввязываться в отраслевые дрязги и выбрали свой, особенный путь. Генеральный директор DSTech Сергей Шестаков рассказал «ФБ», что с высокой долей вероятности судьба фармацевтического интернет-рынка решится практически без его участия. Весной 2015 г. Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с Фондом развития интернет-инициатив и Институтом развития Интернета разработать предложения о мерах по поддержке предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере развития Интернета. В частности, президента интересует развитие Интернета в области здравоохранения и фармацевтики. Программа должна быть готова к октябрю. По словам Сергея Шестакова, ее разработкой занимается специально созданный для этой цели Программный комитет, которым руководит председатель совета Института развития Интернета Герман Клименко. Предложения (на стадии обсуждения) пока следующие: единая государственная интернет-аптека, которая будет осуществлять доставку препаратов из Перечня ЖНВЛП и т.д. (возможно, с помощью Почты России), и предоставление возможности осуществлять доставку ЛП ограниченному кругу самых крупных федеральных компаний.
П.ЗВЕЗДИНА
Подписано в печать
09.07.2015