«Российские аптеки», 2009, N 9-10
УПРАВЛЯЕМЫ ЛИ ЦЕНЫ НА ЛС?
В последнее время все мы стали свидетелями значительного роста цен на ЛС. При этом и покупатели, и продавцы ЛС считают, что цены на ЛС практически никем не регулируются. Попытаемся разобраться в данной ситуации и выяснить, так ли это.
В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Можно утверждать, что регулирование цен на ЛС — функция государства. Это нормативно определено Федеральным законом от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», которым установлено, что государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС, осуществляется путем государственного регулирования цен на ЛС (ст. 5). Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В этом Перечне указаны и ЛС, на которые цены регулируются путем установления предельных торговых надбавок к оптовым и розничным ценам. Порядок государственного регулирования цен на ЛС установлен несколькими постановлениями Правительства России. Вот два основных. Прежде всего — это Постановление от 09.11.2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Другим постановлением от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», установлен порядок регулирования цен на все остальные ЛС, кроме тех, которыми бесплатно обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с указанными постановлениями Правительства РФ обязаны осуществлять государственное регулирование цен на ЛС, применяя порядок, который в них указан.
ЦЕНЫ НА ЖНВЛС
Государственное регулирование цен на ЖНВЛС осуществляется с участием нескольких государственных органов, как федерального, так и регионального уровня (Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 г. N 782). Минздравсоцразвития РФ периодически формирует Перечень ЖНВЛС, который утверждается Правительством РФ. В настоящее время такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 29.03.2007 г. N 376-р. Росздравнадзор осуществляет государственную регистрацию предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей ЖНВЛС, согласованных с Федеральной службой по тарифам. На этой основе Росздравнадзор формирует Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен производителей данных ЛС. Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе предельных отпускных цен производителей ЖНВЛС, указанных в Государственном реестре, устанавливают предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на эти лекарства. Оптовик, купив у производителя лекарство, предельная отпускная цена которого указана в реестре цен на ЖНВЛС, прибавляет к цене производителя установленную в регионе предельную оптовую надбавку и таким образом формирует свою отпускную оптовую цену на данное лекарство <>.
<> Здесь и далее порядок формирования цен на ЛС приводится без учета НДС, который, в соответствии со ст. 164 Налогового кодекса РФ, составляет 10%.
При этом сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации ЛС на территории субъекта РФ, не должна превышать предельного размера оптовой надбавки, установленной органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Таким образом, если в поставке ЛС от производителя аптечному учреждению участвовали несколько посредников-оптовиков, то надбавка, установленная в субъекте РФ, например в размере 25%, распределяется на всех оптовиков по договоренности, но в суммарном выражении не должна превышать установленный предельный размер оптовой надбавки. Аптечное учреждение формирует розничную отпускную цену на ЖНВЛС путем прибавления к отпускной цене производителя (при прямых закупках) либо к отпускной цене оптовика, включающей оптовую надбавку к цене производителя (при закупке у оптовика) установленного в субъекте РФ предельного размера розничной надбавки к цене ЛС. Рассмотрим конкретный пример. В субъекте РФ установлен предельный размер оптовой торговой надбавки в размере 25%, розничной — 40%. На ЛС зарегистрирована цена 2 руб. Как формируется розничная цена?
Пример 1.
Аптечное учреждение закупило ЛС от производителя по зарегистрированной цене 2 руб. Предельная розничная цена составит:
2 руб. + (2 руб. x 0,40) = 2 руб. 80 коп.
Пример 2.
Аптечное учреждение закупило лекарственное средство у оптовой фармацевтической торговой организации с предельной отпускной ценой 2 руб. + (2 руб. x 0,25) = 2 руб. 50 коп. Предельная розничная цена составит:
2 руб. 50 коп. + (2 руб. x 0,40) = 3 руб. 30 коп.
При этом аптечные учреждения, как правило, при формировании цен увеличивают свою розничную отпускную цену на всю допустимую надбавку (например, в размере 40%). В то же время все участники фармрынка (производители, оптовики и розничный сектор) должны осуществлять расчет отпускной цены с учетом расходов, связанных с производством, хранением и реализацией ЛС (например, оплаты коммунальных услуг, закупки аптечного оборудования и его технического обслуживания, установки и эксплуатации охранной сигнализации и прочих расходов). Характерно, что эти расходы у аптечных учреждений разные, а цены на лекарства везде одинаково высокие. Так, у аптечных киосков расходы сведены к минимуму, потому что, как правило, их владельцы не закупают специального оборудования для создания температурного режима в торговом помещении, необходимого для сохранения лекарств, не устанавливают охранную сигнализацию и т.п. Следует указать еще на одно из требований, предъявляемых к фармацевтическим организациям при формировании отпускных цен на ЛС. В целях обеспечения государственного контроля над ценами на ЛС организации оптовой торговли и аптечные учреждения, осуществляющие их розничную продажу, оформляют протокол согласования цен поставки ЛС. Образец протокола согласования содержится в нормативных правовых актах субъектов РФ, принятых в целях установления торговых надбавок к ценам на ЛС. По сведениям Федеральной службы по тарифам соответствующие документы, которыми утверждены предельные оптовые и предельные розничные торговые надбавки на ЖНВЛС, приняты во всех субъектах РФ.
А ЕСЛИ НЕ ЖНВЛС?
Порядок государственного регулирования цен на другие ЛС (Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890) во многом отличается от порядка формирования цен на ЖНВЛС: — производитель ЛС не обязан фиксировать свою отпускную цену и регистрировать ее в государственном органе; — организация оптовой торговли ЛС не ограничена какими-либо пределами при формировании оптовой отпускной цены, поэтому может произвольно установить свою оптовую надбавку к отпускной цене производителя (при прямых закупках) либо к отпускной цене оптовика (при закупке лекарств у оптовика). Государственное регулирование цен на ЛС, не отнесенные к ЖНВЛС, осуществляется только в сфере розничной торговли ЛС путем установления розничных надбавок к цене ЛС органами исполнительной власти субъектов РФ. По сведениям Федеральной службы по тарифам, соответствующие документы, которыми утверждены размеры предельных розничных надбавок на такие ЛС, приняты только в 19 субъектах РФ.
КОНТРОЛЬ И ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ
Наряду с регулированием ценообразования на ЛС, действующее законодательство предусматривает осуществление контроля над соблюдением установленного порядка формирования цен на различные категории ЛС и ответственность за его нарушение. Государственный контроль над соблюдением порядка ценообразования на ЛС в субъектах РФ осуществляют подразделения финансового контроля, входящие в структуру органов исполнительной власти. При выявлении нарушений порядка формирования цен на ЛС сотрудники контролирующих органов вправе в соответствии с ч. 1 ст. 28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) составить на руководителей оптовых организаций и аптечных учреждений протокол об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях данной категории рассматривают руководители этих органов (ст. 23.51. КоАП РФ). Руководители организаций оптовой торговли и аптечных учреждений, допустившие нарушение порядка формирования цен на ЛС, привлекаются к административной ответственности по ст. 14.6. «Нарушение порядка ценообразования» КоАП РФ. Произвольное установление цен на ЛС создает серьезный общественный резонанс, негативные социальные последствия которого, особенно среди слоев населения с низким уровнем доходов, сравнимы с последствиями роста цен на продовольствие. Одним из обстоятельств, влекущих социально негативные последствия роста цен на ЛС, является разноуровневый подход к осуществлению их государственного регулирования. Как явствует из Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890, установление предельных размеров торговых надбавок к цене ЛС предусмотрено только для розничной торговли. Таких ограничений для организаций оптовой торговли ЛС не предусмотрено. Можно понять позицию Правительства РФ, которое пыталось ограничить рост цен на ЛС при их реализации потребителю. Но эта цена неизбежно формируется с учетом отпускной цены организаций оптовой торговли, для которой предельных размеров торговой надбавки не существует. Кроме того, такой разноуровневый подход к регулированию цен на ЛС в оптовом и розничном звене реализации ЛС создает социально необоснованные неравные условия предпринимательской деятельности в сфере реализации основной массы ЛС, не отнесенных к категории ЖНВЛС. По нашему мнению, следует внести изменения в Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890, поручив органам исполнительной власти субъектов РФ устанавливать предельные размеры торговых надбавок организациями не только розничной аптечной сети, но и организациями оптовой торговли. Разноуровневый подход наблюдается также при выполнении правительственных решений о государственном регулировании цен на ЛС. Как отмечено, только в 19 субъектах РФ утверждены размеры предельных надбавок к розничной цене на ЛС, не отнесенных к ЖНВЛС. Тем самым органы исполнительной власти остальных субъектов РФ считают возможным не выполнять Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890, которым предусмотрена такая мера государственного регулирования цен на ЛС. Между тем, согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 30.12.2008 г. N 8-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства РФ имеют обязательный статус к исполнению в РФ. Таким образом, было бы целесообразно провести в порядке надзора за соблюдением федерального законодательства проверку выполнения органами исполнительной власти субъектов РФ постановлений Правительства РФ от 09.11.2001 г. N 782 и от 30.07.1994 г. N 890 и принять меры реагирования, направленные на безусловное выполнение указанных федеральных нормативных правовых актов всеми субъектами РФ. Кроме того, по нашему мнению, в целях обеспечения надлежащего государственного контроля над ценообразованием на ЛС целесообразно было бы возложить функцию осуществления такого контроля на Росздравнадзор.
К.ю.н., ведущий
научный сотрудник,
Б.С.БОЛОТСКИЙ
Старший научный сотрудник,
ВНИИ МВД России
В.Т.МАЗЕИН
Подписано в печать
25.05.2009