«Московские аптеки», 2009, N 5
УДАРИМ ЦЕНАМИ ПО КРИЗИСУ!
Самые эффективные средства — те, которые еще не применялись. Геннадий Малкин
В апреле в Москве состоялась XIV Всероссийская конференция «Аптечная сеть России». Приоритетной стала тема обеспечения населения лекарствами в период кризиса и введение предельных цен на лекарства как одно из важнейших условий выполнения программы ОНЛС.
Иванов Сергей Олегович
Начальник управления фармации
Департамента здравоохранения
города Москвы
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МОСКВЫ
Социальная политика Москвы направлена на последовательное повышение уровня и качества жизни населения столицы, соблюдение основных социальных государственных гарантий, в том числе по обеспечению доступности медицинской и лекарственной помощи. В этой связи первым направлением является обеспечение лекарственными препаратами по 7 высокозатратным нозологиям. Заявка на первое полугодие 2009 г. была сформирована в пределах выделенных лимитов финансирования на сумму 1937,5 млн. руб. (1863,6 млн. руб. — сумма со снижением по аукциону) в соответствии с количеством больных. В 2008 г. общее число лиц, имеющих право на госпомощь по 7 высокозатратным нозологиям, составило 6340 чел., число обратившихся за помощью — 6086 чел., средняя стоимость одного рецепта — 97,3 тыс. руб. Департамент здравоохранения проводит еженедельный мониторинг выполнения поставок лекарственных средств (ЛС) по вышеуказанным нозологиям. Отчеты еженедельно направляются в Росздравнадзор. Второе направление — базовая программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), полномочия по выполнению которой переданы субъектам РФ в 2008 г. в соответствии с федеральным законом N 230 от 18.10.2007 г. Программа обеспечивает за счет регионального бюджета и субвенций из федерального бюджета лекарствами и медицинскими изделиями (в т.ч. изделиями медицинского назначения) тех граждан, которые имеют право на государственную соцпомощь. Размеры сумм субвенций субъектам РФ на эти цели, согласно Постановлению правительства РФ N 646 от 25.08.08, учитывают увеличение норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц до 426 руб. На 1 января 2009 г. общее число лиц в регистре льготников по сравнению с 2008 г. выросло на 4,6% (1970270 чел.). Количество имеющих право на лекарственное обеспечение также увеличилось на 2,3%. Общий процент населения, отказавшегося от набора социальных услуг, достиг на 01.01.2009 г. 22,97%. В Москве выписку ЛС и ИМН в рамках программы осуществляют 21834 врача в 567 ЛПУ. Отпуск по льготным рецептам производится в 248 аптечных пунктах при АПУ и 111 аптечных предприятиях, полностью оснащенных компьютерным оборудованием для информационной поддержки программы ОНЛС. Неизменный состав уполномоченных фармацевтических фирм, которые обеспечивали реализацию программы ОНЛС в 2008 г., позволил заблаговременно поставить в 2009 г. необходимые лекарственные средства в аптеки льготного отпуска и избежать срывов в обеспечении отдельных категорий граждан лекарствами. Однако в связи с нестабильным финансовым положением в стране в этом году появилась проблема исполнения государственных контрактов по итогам открытых аукционов, проведенных на 2009 г. В аукционной документации на поставку ЛС номенклатура ЛС представлена по МНН с указанием необходимых торговых наименований препаратов с учетом дозировки, фасовки, лекарственной формы, а также стоит указание на возможность предоставления эквивалента участником аукциона. При этом в аукционной документации указано необходимое для закупки количество упаковок лекарственного средства по торговому наименованию и общее количество упаковок по МНН. Победители по аукционам на 2009 г. высказывают озабоченность по поводу надлежащего выполнения ими взятых на себя, в рамках заключенных госконтрактов, обязательств. Ряд производителей меняет в сторону увеличения цены на лекарственные препараты. По некоторым позициям цены государственных контрактов ниже закупочных цен у производителей. Для выполнения гарантированного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Департамент здравоохранения города обратился в управление контроля размещения госзаказа ФАС РФ по вопросу разъяснения о возможности: — замещения ряда ассортиментных позиций номенклатуры спецификаций к заключенным госконтрактам в рамках МНН эквивалентом с сохранением количеств и цены за единицу продукции; — изменения фасовки, дозировки, торгового наименования в рамках МНН в спецификациях к заключенным госконтрактам с сохранением количеств и цены за единицу продукции; — изменения количеств номенклатуры ЛС в спецификации с сохранением неизменной суммы госконтракта. На сегодняшний день получено принципиальное согласие ФАС РФ о возможности замены торговых наименований, указанных в лотах, эквивалентом. Порядок оформления торговых наименований как эквивалента будет определен Департаментом здравоохранения города Москвы. Лекарственное обеспечение ЛПУ осуществляется по 3 направлениям: 1. Обеспечение ЛС в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и в рамках федеральных программ за счет средств федерального бюджета. 2. Обеспечение специфическими ЛС за счет бюджетных средств Департамента здравоохранения г. Москвы по заявкам ЛПУ посредством закупок на конкурсной основе. На 2009 г. запланированы закупки на сумму 3,882 млрд. руб. Фактическая потребность ЛПУ на медикаменты на 2009 г. в суммарном выражении удовлетворена на 100% за исключением 4 профилей, таких как кардиология, рентгеноконтрастные препараты, инфузионные растворы, парентеральное питание. Объемы закупок лекарств этих категорий определены в суммарном выражении на уровне 2008 г. Специфические ЛС и ИМН приобретаются путем проведения аукционов на понижение цены в соответствии с федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.05. В прошлом году снижение стартовой стоимости составило в среднем 2% от выставленной суммы. 3. Обеспечение лекарственными препаратами за счет денежных средств ЛПУ, а также средств обязательного медицинского страхования и за счет средств управлений здравоохранения административных округов города. Еще одно направление социальной политики Правительства Москвы — организация лекарственного обеспечения населения столицы аптечными подразделениями ГУП «Столичные аптеки». Помимо непосредственных видов своей деятельности эта структура выполняет социальные функции. К ним относятся: изготовление ЛС по экстемпоральным рецептам врачей и требованиям ЛПУ, реализация наркотических ЛС, обеспечение кислородом, вакцинами и сыворотками, медицинскими пиявками, ночное дежурство, мелкооптовый отпуск, участие в программе ДЛО, отпуск препаратов со скидкой по «Социальной карте москвича», предоставление информации о наличии ЛС в аптеках и др. Во всех структурных аптечных подразделениях ГУП «Столичные аптеки» покупателям предоставляются скидки в размере 5% при предъявлении «Социальной карты москвича» по Перечню ЖНВЛС, а также на ряд широко используемых ЛС и ИМН. Список включает более 3,5 тыс. наименований. Сумма скидки в среднем — от 1,5 до 2 млн. руб. ежемесячно. Следующим этапом развития проекта стало предоставление скидки по «Социальной карте учащегося» и «Социальной карте студента».
ВВЕДЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА
Введение предельных цен на лекарства Правительство Москвы рассматривает в качестве антикризисной меры, направленной на снижение негативных настроений среди малообеспеченных слоев населения или той его части, которая постоянно нуждается в лекарствах, но уже не в состоянии угнаться за их подорожанием. По данным Центра фармацевтической информации Москвы и маркетингового агентства DSM Group, в I квартале этого года цены на лекарства в свободной продаже в среднем увеличились на 11%, в то время как за весь 2008 г. — на 14%. В связи с этим уже во второй половине 2009 г. у государства могут возникнуть трудности с реализацией программы ОНЛС и др. закупками медикаментов. Еще до вступления кризиса в активную фазу Правительство Москвы начало разрабатывать собственную программу регулирования цен на фармрынке. Суть предложений, которые были направлены в соответствующие федеральные ведомства, сводилась к унификации правил игры на фармрынке во всех регионах России. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования цен на лекарства путем установления предельно допустимых наценок, не пересматривались уже длительное время. Суммарная величина наценок по отдельным регионам достигла 50-60%. Первым из всех субъектов Правительство Москвы уже в сентябре 2008 г. приняло постановление N 836-ПП «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства», которое установило механизм применения предельно допустимых наценок не к зарегистрированным, а к фактическим отпускным ценам на ЛС иностранных и отечественных производителей. Также постановлением был снижен размер торговых надбавок на ЛС зарубежного происхождения, определен порядок формирования цен на лекарства при госзакупках. В настоящее время наши предложения в редакции Минздравсоцразвития — «целесообразно обязать органы управления субъектов РФ минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на ЛС» — рассматриваются Правительством РФ в качестве комплексной меры по сдерживанию роста цен на лекарства. По данным экспертов, торговые надбавки на лекарства в Москве признаются самыми реальными и оптимальными в ЦФО. Кроме того, Минздравсоцразвития предлагает ввести обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителей на ЛС, входящие в перечень ЖНВЛС. Это позволит зафиксировать на какой-то срок цены примерно на 80% всех лекарств на фармрынке России. В Минздравсоцразвития считают необходимым скорректировать порядок ввоза лекарств, закрепив в правилах обязательную проверку факта регистрации предельной отпускной цены производителя. А также — ввести контроль фактических цен на лекарства из списка ЖНВЛС. Они должны соответствовать ценам, указанных в контрактах при получении разрешения Росздравнадзора на ввоз препаратов. Важным условием сдерживания цен на ЛС является их постоянный мониторинг — в первую очередь в розничном сегменте рынка. По данным ЦФИ в I кв. 2009 г. цены в аптеках зачастую оказывались ниже, чем оптовые цены поставщиков. Это касалось, прежде всего, импортных лекарств и медикаментов из импортного сырья. Данная аномалия была вызвана колебанием валютного курса в указанный период. Пока аптека реализует закупленную партию, дистрибьютор приобретает следующую (в пересчете на рубли) уже дороже. В качестве причин повышения цен на лекарства в этом году эксперты аналитического портала Pharm-Expert.ru называют ослабление рубля и рост банковских ставок по кредитам, зависимость отечественного фармрынка от иностранных производителей. Около 80-90% лекарственного ассортимента в нашей стране представлены импортными препаратами (с учетом лекарств, производимых в России из импортного сырья), отсутствие реальной поддержки российских производителей со стороны государства. Кроме того, иностранные дистрибьюторы лекарств также переживают кризис, сталкиваются с проблемами кредитования и убытками российских партнеров-поставщиков из-за огромных курсовых потерь. Эксперты Pharm-Expert.ru опасаются невыполнения госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения, в рамках которой население получает наиболее важные и дорогостоящие лекарства. Дистрибьюторы, выигравшие тендеры на поставки лекарств в рамках программы ОНЛС, которые будут осуществляться в первой половине 2009 г., уже сейчас несут значительные убытки. Тем не менее, Департаменту здравоохранения удалось добиться взаимопонимания с большинством отечественных и зарубежных производителей ЛС по стабилизации цен на медицинскую продукцию под государственные гарантии ее закупок на весь оставшийся период 2009 и 2010 г. в сопоставимых объемах. В аптечной сети ГУП «Столичные аптеки» приняты меры по выравниванию цен на сопоставимую продукцию разных производителей за счет московского бюджета. Общий объем средств на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в 2009 г. составит около 9 млрд. руб. Правительство Москвы планирует сопоставимый уровень финансирования социального комплекса и на перспективу до 2010 г.
По материалам конференции
«Аптечная сеть России»
подготовила
А.КРОТОВА
Подписано в печать
25.05.2009