«Фармацевтическое обозрение», 2010, N 1
ЦЕПОЧКА ПОСТАВОК БЕЗ ЗВЕНА ПОСРЕДНИКОВ
Меры по регулированию цен со стороны государства могут затронуть сектор дистрибуции — если регуляторные органы вознамерятся снизить цены путем усиления контроля в этом сегменте рынка и сокращения цепочки поставщиков. По крайней мере, в Генпрокуратуре РФ считают, что завышение цен на лекарственные средства вызвано недостаточным вниманием правоохранительных и контролирующих органов, и винить в сложившейся ситуации надо бизнес. Именно бизнес представители Генпрокуратуры обвиняют в антисоциальном поведении на фармрынке.
ВИНИТЬ НАДО БИЗНЕС
Вопрос был поднят на одном из совещаний, на котором собрались представители МВД и Генпрокуратуры РФ. Лекарства в России из-за торговых надбавок подчас дорожают в два раза, отметили в Генпрокуратуре РФ. По словам заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана, «результаты проведенных проверок, к сожалению, неутешительны. Нарушения правил определения цен на лекарства носят масштабный и повсеместный характер». Зачастую торговые надбавки на эту категорию товаров значительно превышают их фактическую стоимость. В Генпрокуратуре РФ считают, что завышение цен на лекарства в России вызвано не только недобросовестным поведением бизнеса, но и недостаточным вниманием правоохранительных и контролирующих органов. «Уголовных дел, несмотря на масштабность нарушений, единицы, оперативно-розыскная деятельность ведется робко или нецеленаправленно», — сказал Александр Буксман. Особое беспокойство ведомства вызывает «пассивное поведение уполномоченных государственных органов по выполнению поставленных перед ними задач». «Наши действия здесь должны быть наступательными и бескомпромиссными», — призвал он. Представители МВД считают, что проблему усугубляет то, что в стране слишком большое число дистрибьюторов лекарств. По данным МВД, на российском рынке сейчас существуют около 2,5 тыс. оптовых фармацевтических компаний, тогда как в Великобритании и Франции, например, работают три или четыре национальных дистрибьютора. По словам зам. главы МВД РФ Евгения Школова, ряд из них, используя многоступенчатые и зачастую неконтролируемые посреднические сети, осуществляют фиктивные операции, в результате которых потребитель приобретает лекарственные средства по ценам, значительно отличающимся от цен производителя. В связи с этим в МВД считают целесообразным, чтобы Минздравсоцразвития совместно с Минпромторгом, ФАС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработали предложения по сокращению количества оптовых фармацевтических предприятий, участвующих в поставке лекарств. Претензии к оптовикам имеются и у антимонопольной службы. Как сообщил ряд СМИ, в ноябре Челябинское УФАС России возбудило дело по признакам согласованных действий между участниками аукциона на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Ранее ЧОФОМС провел открытый аукцион на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на 4-й квартал 2009 года. Компании, принимающие участие в аукционе, не торговались между собой, не предпринимали попыток снизить цену, что, по мнению организаторов, свидетельствует об их заранее согласованной стратегии поведения на аукционе, направленной на разделение рынка лекарственных средств по ассортименту реализуемых товаров. По нескольким лотам победители аукциона заявляли согласие с ценой контракта при ее минимальном снижении на 0,5 процента. Результатом поведения участников аукциона явилось поддержание цен на торгах и, как следствие, минимальное снижение начальной цены контракта. В итоге экономия бюджетных средств, являющаяся одной из главных целей проведения аукционов, составила незначительную сумму.
ОСТАНУТСЯ ТОЛЬКО УСПЕШНЫЕ ДИСТРИБЬЮТОРЫ
Справедливы ли обвинения в том, что завышение цен на лекарства в России вызвано недобросовестным поведением бизнеса и недостаточным вниманием правоохранительных и контролирующих органов? И верно ли, что в стране слишком большое число дистрибьюторов лекарств и их целесообразно сократить? У опрошенных нами участников рынка и аналитиков мнения на этот счет разделились. Тотальные проверки, которые начали проводить в последние месяцы правоохранительные и контролирующие органы, показали, насколько нецивилизованно в нашей стране организован фармацевтический рынок, считает редактор фармацевтического портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов. «Нарушения законодательства повсеместны, в первую очередь, они наблюдаются именно в порядке ценообразования, что приводит к высоким ценам на лекарства и их практически неконтролируемому росту, — сказал он. — Особенно яркий пример этому мы увидели в период осенних простудных заболеваний, когда искусственно подогретая паника по поводу возможной пандемии гриппа привела к сумасшедшему росту цен на противопростудные препараты. Это касается не только противовирусных препаратов, на которые не распространяются контролируемые торговые надбавки, но и лекарств из списка ЖНВЛС. На такие препараты в регионах России сегодня предельные оптовые и розничные надбавки зачастую устанавливают совершенно произвольно, доходит до того, что цена на одно средство может значительно различаться в пределах одного населенного пункта. В среднем надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарства составляют от 30 до 100 процентов. До недавнего времени контролирующие органы сквозь пальцы смотрели на ситуацию в фармотрасли, немногочисленные нарушители получали вполне символические административные наказания. Потому в целом тезис о том, что неконтролируемый рост цен на лекарства вызван как недостаточным вниманием правоохранительных и контролирующих органов, так и недобросовестным поведением бизнесменов, вполне соответствует действительности». У генерального директора «Национальной дистрибьюторской компании» Настасьи Ивановой свое мнение на этот счет. «В случае, если властные органы предложат и смогут реализовать рациональную и единую для всей страны систему контроля за торговыми наценками, а также ценами на лекарства, это оздоровит российский фармрынок, — сказала она. — Но все-таки я считаю, что государственное регулирование цен на медицинские препараты в рамках рыночной экономики не является единственной панацеей от всех наших бед. Единственный стимул снижать цены и завоевывать рынок — это жесткая и здоровая конкуренция между его участниками. Кроме того, предложение регистрировать предельные отпускные цены на лекарства иностранных производителей только в рублях также не является оптимальным. Очевидно — чтобы обезопасить себя от возможных убытков, производитель заранее спрогнозирует рост цены и сразу заложит его в цену препарата. Или как вариант — он может просто договориться с дистрибьюторами о регистрации рублевых цен с очень большим запасом». Касаясь вопроса целесообразности сокращения числа дистрибьюторов, Настасья Иванова сказала: «Двумя основными причинами роста цен в розничной торговле медикаментами являются нефиксированная торговая наценка на лекарства и чрезмерное количество оптовых посредников. В среднем число оптовиков при продаже одного лекарства может доходить до 10-15 перекупщиков. Розничная цена на ряд препаратов зарубежного производства зачастую превышает отпускную цену завода-производителя в 3-5 раз. Это происходит именно из-за присутствия на нашем рынке огромного количества оптовиков-посредников. Несмотря на то, что, согласно данным экспертов, количество дистрибьюторов лекарств в России с 2000 года снизилось с 2,5 тыс. до 1,5 тыс., по европейским меркам их чрезмерно много. Например, в Германии таких компаний не больше десятка, а во Франции — четыре. Правда, есть и оборотная сторона — в этих государствах цены на одноименные препараты выше, чем в России. А все потому, что на рынке практически нет конкуренции. Кроме того, существующий в нашей стране слабый контроль качества медикаментов при наличии большого количества посредников, через которых проходит лекарственная продукция, провоцирует появление фальсифицированных препаратов. Иначе говоря, множество передаточных звеньев сильно увеличивают как цены на лекарства, так и процент подделок. Первые шаги со стороны государства к тому, чтобы реально изменить ситуацию, вызвать снижение стоимости лекарственных средств, уже сделаны — Правительство России одобрило проект постановления о государственном регулировании цен на лекарства из списка ЖНВЛС. Документ устанавливает, что с 2011 года будет введена обязательная государственная регистрация предельных отпускных цен производителей в рублях на 650 международных наименований лекарств из списка. При этом тарифные надбавки на эти цены станут регулироваться во всех регионах по единой методике, которую утвердит Федеральная служба по тарифам (по словам Владимира Путина) до 1 января 2010 года. Эти же положения появятся и в законе «Об обращении лекарственных средств», после того как законопроект примет Госдума и подпишет Президент, тогда ситуация с ценами на лекарства в разных регионах России станет более стабильной и прогнозируемой. В целом можно констатировать, что уже сейчас властными органами в целях упорядочения хаоса на рынке лекарств предпринимаются вполне стандартные меры — государственное регулирование цен и массовые проверки участников рынка по вопросу ценообразования на лекарства. Понятно, что намерение государства сделать цепочку ценообразования на медикаменты прозрачной и понятной сыграет только на пользу конечным потребителям. А декларирование оптовых цен производителем и фиксация отпускных цен на каждом этапе ценообразования — от завода или таможенного терминала до аптеки — позволит понять, сколько реально стоит тот или иной препарат. Сегодня на российском фармрынке требование заявлять отпускные цены касается исключительно тех производителей, которые участвуют в аукционах по снабжению стационаров, закупкам лекарств для вакцинации или в рамках государственных социальных программ, например, таких, как ОНЛС (ДЛО) или «Семь нозологий». На розничном рынке лекарств вообще невозможно следить за ценообразованием. Я бы предложила, как один из вариантов решения вопроса, вообще отменить НДС на лекарственные средства, как это было раньше. Именно из этих соображений лекарства НДС не облагались, ведь этот налог, по сути, платит население». «Президент Дмитрий Медведев предложил особое внимание уделить работе по максимальному замещению импортных лекарств качественными российскими аналогами, — говорит Иван Данилов. — Заявление главы государства о курсе на скорейшее импортозамещение лекарств ничего, кроме позитивной реакции со стороны фармсообщества вызвать не может. Думаю, что и российский гражданин станет покупать российские лекарства, если будет уверен в их качестве и эффективности. Однако очевидно, как много «но» возникнет при реализации этого президентского поручения. Сейчас российская фармпромышленность массово производит однотипную устаревшую отечественную номенклатуру в целом дешевых лекарств, а также недорогие дженерики. Преодолеть зависимость от импортных препаратов и субстанций в настоящее время невозможно. Более того, и в ближайшее десятилетие Россия останется страной, производящей не собственные лекарства, а воспроизводящей лекарства-дженерики. По данным исследований, доля зарегистрированных дженериков в нашей стране составляет 78-80 процентов, в то время как в США она не превышает 25 процентов, а в Японии 20. Именно на изготовление дженериков продолжает расходоваться основная часть инвестиционных ресурсов, а из отечественных лекарственных субстанций сегодня производится менее 8 процентов препаратов, продаваемых в России. Из более чем 600 самых различных российских фармацевтических производств лишь чуть больше одного процента полностью соответствуют мировым стандартам качества. Сегодня мы полностью зависим от импортных субстанций и инновационных дорогостоящих лекарств. В октябре 2009 года Минпромторг России утвердил Стратегию развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года («Фарма-2020″). Вопрос, получит ли в итоге российская фармотрасль такое серьезное финансирование (инвестиции по этому документу должны составить почти 6 миллиардов долларов в течение 11 лет, то есть 550 млн. долларов в год (причем основную часть этих расходов должно будет взять на себя государство), остается открытым. Хотя при любом раскладе кажется маловероятной сама возможность создания оригинальных российских препаратов в столь короткие сроки». Настасья Иванова находит вполне эффективными действия, которые сегодня предпринимаются государством. «Они действительно могут принести ожидаемый результат и сделать наш фармрынок более цивилизованным, — говорит она. — Конечно, некоторым компаниям — производителям, дистрибьюторам, продавцам эти нововведения будут неудобны, поскольку любые ограничения напрямую отражаются на прибыли. Но в целом на рынке это никак не отразится. Российский фармацевтический рынок по-прежнему остается одним из самых доходных и быстрорастущих секторов российской и мировой экономики. Даже, несмотря на общий экономический спад, международный фармрынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста стабильно составляют 5-10 процентов ежегодно. В 2006 году российский фармрынок продемонстрировал серьезный рост в 30 процентов и стал особенно привлекателен для иностранных инвесторов. И с тех пор практически ничего не изменилось, разве что темпы роста выровнялись и приблизились к общемировым. И, несмотря на кризисное сокращение объемов продаж до 10-15 процентов в год, Россия остается очень притягательной как для иностранного, так и для отечественного капитала. Инвесторы хорошо понимают, что возможности российского рынка еще очень велики, а его емкость значительна — потребление лекарств в нашей стране на душу населения в стоимостном выражении значительно ниже, чем в других странах. По данным экспертов, если рост отечественного фармацевтического рынка будет оставаться на уровне 10-15 процентов в год, к 2012 году его объем может достигнуть 20 млрд. долл. Поэтому, даже учитывая многочисленные проблемы, российский фармсектор остается очень привлекательным для бизнеса, а введение санкций за нарушение порядка ценообразования не станет препятствием ни для производителей, ни для поставщиков, ни для продавцов лекарств». В крупнейшей на российском фармрынке дистрибьюторской компании — ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» — придерживаются позиции рыночных принципов в регулировании количества игроков дистрибьюторского звена товаропроводящей цепочки. «Логистические операции, которые призваны обеспечивать дистрибьюторы, достаточно сложный и затратный процесс, учитывая масштабы страны, слаборазвитую транспортную инфраструктуру, — выразил мнение генеральный директор ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» Алексей Молчанов. — Для эффективного функционирования всей системы движения товара от производителя к потребителю присутствие нескольких сильных игроков — обоснованная необходимость. Как правило, эти компании уже имеют инфраструктуру для хранения, транспортировки и обработки фармацевтической продукции. Что касается ЦВ «ПРОТЕК», то наша логистическая структура строилась с учетом требований действующего российского законодательства и ориентируясь на международные стандарты и нормы фармацевтической логистики. Это касается не только требований, предъявляемых к самим складам, но и к стандартам клиентского сервиса — сборки заказа, его комплектации и доставки, а также к эффективным методикам отзыва продукции. «ПРОТЕК» имеет прямые контракты с производителями и систему доставки до аптек, которая позволяет осуществлять заказ «день в день», что полностью исключает посредническое звено из цепочки поставок». Алексей Молчанов отметил при этом, что на рынке существует около 2 тысяч мелких оптовых операторов: «Мы не видим смысла в существовании такого большого числа небольших региональных компаний, которые не выполняют роль дистрибьютора, а выступают как посредники. Тем не менее, розничные предприятия могут сами принимать решения о закупках, как в пользу национальных компаний, так и в пользу небольших региональных игроков». По мнению генерального директора DSM Croup Сергея Шуляка, рынок содержит столько дистрибьюторов, сколько он в силах держать, и если изменятся экономические условия, посредники сократятся сами по себе. «У нас, конечно, большое количество дистрибьюторов, но всем им находится место, потому что наши национальные дистрибьюторы не всегда в силах доставить препараты туда, куда нужно, — считает он. — Мы прогнозируем, что в ближайшие пять лет их количество может сократиться процентов на 30. В основном речь идет о мелких региональных компаниях. Наши «монстры» все равно никуда не денутся, они системообразующие. Позволит ли сокращение числа игроков реально снизить цены на лекарственные препараты? Дело в том, что если цена будет зарегулирована, то она уже априори не может быть выше. Возможно, это повлияет на рынок, например, на рынок закупок в медицинских учреждениях». Сокращение числа дистрибьюторов административными методами не приведет к снижению цен само по себе — только к кратковременному эффекту, а в долгосрочной перспективе снизит конкурентоспособность отрасли, убежден генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт» Николай Демидов. «Любые решения, которые носят административный характер, чреваты нанесением ущерба свободному рынку, ставят под вопрос присутствие большого числа компаний, прежде всего фармацевтических компаний, производящих препараты, которым в подобной системе будет трудно ориентироваться и рассчитывать на получение прибыли. Фармкомпании станут ориентироваться прежде всего на возможность зарабатывать деньги на рынке. Регулируя рынок «волевыми» методами, мы отрезаем дистрибьюторов, оставляем каких-то двух гигантов, что может достаточно пагубно сказаться на общей картине. Я думаю, что число дистрибьюторов и так будет сокращаться, потому что рынок уже концентрированный — 80 процентов контролируют 5 дистрибьюторов. Это вполне похоже на европейскую ситуацию. Через 5 лет эти компании консолидируются до трех благодаря усилиям внутренних либо внешних инвесторов, и возьмут под контроль 90 процентов рынка. Они перестанут быть теми дистрибьюторами, которых мы видим сегодня — посредниками в поставке лекарственных препаратов до аптеки, до потребителя, — и станут просто логистами. Думаю, останутся только те, кто в последние годы достаточно успешно работали над своими непрямыми издержками, то есть над управленческими, складскими затратами. Они смогут эффективно работать в новой системе, это будет естественным образом корректировать данный сегмент (не говорю — увеличивать или уменьшать). Собственно, то количество дистрибьюторов в том виде, в каком они сейчас есть, породило введение программы ДЛО. Так как конкурсы стали разыгрываться на региональном уровне, появилось много региональных дистрибьюторов, которые играют только в ОНЛС; они не могут конкурировать с дистрибьюторами на розничном рынке, зато в силу ряда причин прекрасно участвуют в играх на региональных аукционах. Если попробовать их «порезать», думаю, это вызовет не очень хорошие отклики в регионах, потому что их назовут социально значимыми. Эта инициатива похожа на некий экспромт, не очень проработанный. Хотелось бы, чтобы ей не дали хода. Думаю, что здесь государство может свои цели по снижению цены или по недопущению необоснованного роста цен достичь теми действиями, которые предпринимаются сейчас, то есть, внося определенные инициативы по уровню наценки на препараты и по регистрации цен. В принципе это должно дать эффект».
Р.ШЕВЧЕНКО