«Медицинский вестник», 2008, N 1
ТАТЬЯНА ГОЛИКОВА: ЗДОРОВЬЕ ДОЛЖНО СТАТЬ ПРИОРИТЕТОМ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Приоритетный национальный проект «Здоровье» положил начало глубоким преобразованиям в сфере здравоохранения. Впервые за многие годы осуществлены значительные финансовые вложения в отрасль — в кадры, материально-техническую базу, развитие первичной и высокотехнологичной медицинской помощи. В 2006- 2007 годах государство возвращало долги здравоохранению, накопившиеся за предыдущие годы. Так начала свой доклад на итоговом в 2007 году заседании Совета по приоритетным национальным проектам и демографической политике министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Алексеевна ГОЛИКОВА. Ее выступление, в котором подведены итоги двухлетней реализации нацпроекта «Здоровье», мы предлагаем вниманию читателей «МВ».
Нацпроект «Здоровье» в 2006-2007 годах развивался по трем направлениям. Осуществлялись мероприятия по развитию первичной медицинской помощи, профилактике заболеваемости и повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Коротко остановлюсь на результатах этих трех направлений. Существенно, почти в 1,6 раза, повышена зарплата для 69 тысяч работников первичного звена. Зарплата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики сегодня составляет в среднем 22,6 тысячи рублей, врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений — 15,5 тысячи рублей. Численность участковых врачей за это время возросла на 7,7 тысячи человек. Это позволило укомплектовать участковую службу. За этот же период в первичное звено пришли работать более 3 тысяч молодых врачей и почти столько же медработников среднего звена. В результате доля лиц пенсионного возраста снизилась на 10% во врачебном звене и на 12% в среднем медицинском звене. Более 42 тысяч единиц диагностического оборудования поставлено в 10 тысяч ЛПУ первичного звена. В результате практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны были оснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым, лабораторным, эндоскопическим и электрокардиографическим оборудованием. Это позволило сократить время ожидания диагностических обследований в муниципальных учреждениях с 10 до 7 дней. Поставлена задача сократить это время в 2008 году до 5 дней. Одновременно с поставкой оборудования проводилась существенная работа по повышению квалификации медицинского персонала. За время реализации нацпроекта переподготовку прошли 26 тысяч участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики — по сути, треть врачей первичного звена. И в 2008 году работа по этому направлению будет продолжена. Предполагается, что еще 11 тысяч специалистов пройдут переподготовку. Узким местом в здравоохранении до начала реализации проекта «Здоровье» была работа служб скорой медицинской помощи. За два года ситуация существенно изменилась. На 70% обновлен парк автомобилей скорой медицинской помощи. В службу поставлены специально оснащенные реанимобили для взрослых и детей, а также машины повышенной проходимости для труднодоступных местностей. Результатом этих мероприятий стало уменьшение времени ожидания скорой помощи с 35 до 25 минут, появилась возможность оказания медицинской помощи во время пути в клинику. Особое внимание за предыдущий период уделялось улучшению работы службы родовспоможения. Программой «Родовый сертификат» охвачено более 92% рожениц. Оплачены услуги по оказанию медицинской помощи 2,6 млн. женщин и более 300 тысячам детей, которые наблюдались в поликлиниках в течение первого года жизни. Родовые сертификаты позволили привлечь в систему роддомов и женских консультаций дополнительные финансовые ресурсы. 2,6 млрд. рублей было направлено в женские консультации и 7,6 млрд. рублей — в роддома. Улучшилось лекарственное обеспечение беременных на амбулаторном этапе. По уровню массового обследования новорожденных детей мы впервые достигли показателей развитых стран. Сейчас во всех регионах России новорожденные обследуются на пять наследственных заболеваний. Дети с выявленными заболеваниями получают необходимое лечение, что позволяет сохранить им жизнь и в дальнейшем улучшить ее качество. Результатом работы службы в новых условиях стало снижение младенческой смертности. Мы ожидаем, что в январе 2008 года этот показатель будет на 15% ниже, чем в январе 2006-го. Второе направление нацпроекта — профилактическое. Проведены дополнительная диспансеризация и углубленные медицинские осмотры 10,6 млн. человек. В 2008 году запланировано обследовать еще 9 млн. человек. Проведение массовой диспансеризации россиян, большинство из которых работники бюджетной сферы, позволило выявить большое число заболеваний на ранней стадии и определить индивидуальные программы лечения, что дало возможность снизить риски перехода данных заболеваний в хронические формы и риски инвалидности. Сократилось число случаев временной нетрудоспособности. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями были взяты на постоянный учет. Особое внимание уделялось диагностике социально опасных заболеваний. Проведено обследование населения РФ с целью выявления ВИЧ, а также гепатитов B и C. Инфицированные лица взяты под диспансерное наблюдение. Увеличен объем лечения граждан, нуждающихся в антиретровирусной терапии, а также тех, у кого обнаружены сочетанные формы заболеваний — гепатиты B и C и ВИЧ-инфекция. Мы пока не можем говорить о снижении заболеваемости ВИЧ, но выявление, постановка на учет и лечение таких больных — уже достаточно большой успех. Благодаря четкому выполнению Календаря профилактических прививок достигнуто снижение заболеваемости корью, краснухой, дифтерией, эпидемическим паротитом и вирусным гепатитом В. Обеспечена иммунная защита в группах населения РФ с повышенным риском заболевания гриппом в преддверии его сезонного подъема. Серьезные подвижки произошли в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Причем это коснулось не только федеральных центров, но и учреждений субъектов РФ, что позволило сделать ее более доступной для населения страны. С 2004 года, когда эта помощь предоставлялась 60 тысячам больных, число пролеченных возросло более чем в три раза — до 170 тысяч. В оказании высокотехнологичной медицинской помощи в 2007 году участвовало 73 лечебных учреждения субъектов РФ. В рамках нацпроекта начато строительство 14 центров высоких медицинских технологий. В итоге число людей, которые смогут получить помощь, увеличится в 2008 году до 195 тысяч, а в 2010-м — до 240 тысяч. Следствием развития направлений нацпроекта «Здоровье» стало значительное воздействие на демографическую ситуацию в стране. За 2006-2007 годы коэффициент рождаемости увеличился на 11%, смертности снизился на 9%. Однако негативные тенденции уменьшения населения России пока сохраняются. Чтобы преодолеть этот демографический тренд, понадобится еще много лет. Сохраняется и чрезмерно высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, что является сегодня, пожалуй, самой критической точкой в российской демографической ситуации. Концепция демографической политики РФ до 2025 года, утвержденная указом президента в октябре 2007 года, в подавляющей своей части адресована сфере здравоохранения. Поэтому для достижения целей, поставленных в концепции, необходимы системные изменения в отрасли. Приоритетным в развитии национального проекта «Здоровье» в 2008-2010 годах станет уменьшение смертности населения от управляемых причин (сердечно-сосудистых заболеваний и вследствие дорожно-транспортных происшествий). Будут продолжены уже начатые программы по совершенствованию оказания высокотехнологичной помощи, профилактике заболеваемости и развитию первичного звена. В 2008-2010 годах на эти цели предусмотрен 271 млрд. рублей. Уровень смертности населения страны от сердечно-сосудистых заболеваний является одним из самых высоких в мире. Ежегодно это становится причиной смерти более 1 млн. человек, из которых 100 тысяч уходят из жизни в трудоспособном возрасте. Предусмотрено расширить внедрение методов малоинвазивной сосудистой хирургии, что позволит уже в первые часы развития заболевания оказать медицинскую помощь больному, предотвратить необратимые изменения, летальный исход, а также максимально сохранить трудоспособность. На реализацию этих мероприятий в 2008-2010 годах будет направлено 8 млрд. рублей, в том числе в 2008-м — 3,6 млрд. Смертность при ДТП наступает в основном из-за несвоевременной доставки и невозможности оказать квалифицированную медицинскую помощь пострадавшим. В рамках нацпроекта предусмотрено обеспечение медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом именно тех учреждений, которые находятся сегодня вдоль семи федеральных трасс. На реализацию этого направления нацпроекта планируется выделить в 2008-2010 годах 7,4 млрд. рублей, в том числе 2,6 млрд. — в 2008-м. Одна из задач, поставленных в концепции демографической политики, — повышение внимания к институту семьи. Это нацеливает нас не останавливаться на достигнутом, а продолжать улучшение качества медицинских услуг в учреждениях родовспоможения, снижая при этом материнскую и младенческую смертность, максимально используя механизм привлечения родовых сертификатов. На решение этих же задач направлено строительство в стране оснащенных современным медицинским оборудованием 23 перинатальных центров. Кроме того, впервые в 2008-2009 годах планируется введение аудиологического скрининга детей первого года жизни. В течение двух лет эти обследования будут проводиться в 60 субъектах РФ, а в 2010 году — еще в 25. Все направления нацпроекта одновременно ориентированы и на улучшение демографической ситуации. В настоящее время завершается разработка проекта плана мероприятий правительства по реализации первого этапа концепции демографической политики. Наряду с перечисленными направлениями нацпроекта предусматривается осуществление конкретных действий по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей. Планируется принятие специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, а также по разработке и реализации программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни. Реализация указанных мероприятий позволит уменьшить остроту демографического процесса и сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. Для того чтобы достичь показателей, заложенных в концепции демографической политики до 2025 года, необходима серьезная модернизация, системные преобразования в здравоохранении в целом. Главной целью должно быть обеспечение такого объема и качества медицинских услуг, которые соответствовали бы потребности населения, современному уровню развития медицинской науки. Должны быть созданы новые правовые, экономические и организационные условия, позволяющие провести преобразования, обеспечивающие достижение этой цели. В этой связи потребуется решить ряд практических задач. Прежде всего, необходимо существенно улучшить систему управления отраслью. Это означает повышение качества прогнозирования и эффективности планирования ресурсов в здравоохранении. Второе — создать систему управления качеством медицинской помощи. Основой здесь должна стать единая система стандартизации медицинской помощи и переход от сметного финансирования ЛПУ к принципам оплаты медицинской помощи по объему и качеству ее оказания вне зависимости от места ее предоставления. Третье — модернизировать систему ОМС, сформировать институты защиты прав пациентов и страхования профессиональной ответственности медработников. Четвертое — обеспечить дальнейшее развитие отечественной науки и производства медицинской техники. Важнейшей задачей является создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение состояния здоровья, обеспечение высокого приоритета здоровья в системе социальных ценностей общества. Критерием оценки эффективности реализации поставленных задач должна являться устойчиво положительная динамика показателей здоровья населения, таких как низкая смертность, минимально низкий уровень младенческой и материнской смертности, стабилизация показателей первичной и общей заболеваемости с качественным изменением ее структуры, уровень заболеваемости социально значимыми болезнями. Предстоит большая деятельность по отработке механизмов, в том числе с учетом опыта, накопленного сегодня в субъектах РФ, и с учетом результатов пилотного проекта, который завершится в регионах 1 июля 2008 г.
Редакционный материал
Подписано в печать
27.12.2007