«Фармацевтический вестник», 2009, N 20
ШТРАФСБЫТ.
ГОСУДАРСТВО ГОТОВО СЛЕДИТЬ ЗА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ НА ЛС ЖЕСТЧЕ
Реестр доминирующих игроков фармрынка, который по различным сегментам ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, поможет государству контролировать ценообразование на ЛС. ФАС обещает применять к игрокам, «необоснованно завышающим цены» на продукцию, штрафные санкции в размере от 1 до 15% их годового оборота. Жестко следить за ценообразованием не только на ЖНВЛС, но и, в принципе, на весь лекарственный ассортимент обещают и в профильных госструктурах — Росздравнадзоре и Минздравсоцразвития России.
Таблица
Динамика изменения розничных цен на ЛС
Месяц Средняя цена за упаковку
долл. США руб.
2008 г.
Февраль 2,79 68,47
Март 3,05 72,53
Апрель 2,91 68,38
Май 2,90 68,92
Июнь 2,98 70,44
Июль 3,21 74,88
Август 3,08 74,47
Сентябрь 3,15 79,64
Октябрь 3,10 81,62
Ноябрь 3,05 83,43
Декабрь 2,99 84,11
2009 г.
Январь 2,63 85,24
Февраль 2,58 92,20
Март 2,69 93,36
Апрель 2,84 95,50
Источник: ЦМИ «Фармэксперт»
Бороться с ростом цен на ЛС в ФАС готовы кардинально. Как рассказал «ФВ» начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев: «Помимо контроля над ценообразованием всего лекарственного ассортимента в розничных сетях мы будем отслеживать ситуацию и в оптовом сегменте рынка, и у производителей. Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке, будут заноситься нами в соответствующий реестр, а за их деятельностью будет устанавливаться жесткий контроль. Любое изменение стоимости продукции будет рассматриваться нами через призму объективной экономической обоснованности. Если объективных причин не будет, то к недобросовестному участнику рынка будет применяться наказание в виде штрафа в размере от 1 до 15% общего годового оборота компании». Также чиновник отметил, что в ближайшее время ФАС запустит в работу электронную систему наблюдения, которая будет охватывать все территориальные управления службы, а также практически все локальные розничные рынки, коих в России насчитывается 2,2 тыс. Принцип работы новой электронной системы в ФАС описывают довольно скупо: в режиме реального времени она будет отображать изменение долей на локальных рынках, у аптечных сетей, а также изменение цен на наиболее часто покупаемые лекарственные препараты, количество которых будет постоянно увеличиваться. «Эта электронная программа будет установлена в территориальных управлениях. Территориальные управления раз в три месяца по своим запросам будут получать конкретные данные изменяющихся ценовых индексов от аптечных сетей. Информация будет вноситься в базу данных и передаваться нам. В случае, если мы увидим, что на какие-то препараты повышение цен выбивается из экономической логики, то мы будем выходить с проверкой и локализовывать это правонарушение» — рассказал чиновник. Тимофей Нижегородцев не смог уточнить сроки запуска системы. Впрочем, пока ситуацию с ростом цен на лекарственные препараты в ФАС критичной не считают. «Средний рост цен на лекарства составил 23-26%, что с учетом девальвации в 36% и инфляции в 14% вообще ниже низшего», — комментирует г-н Нижегородцев. Данные, полученные от ЦМИ «Фармэксперт», соответствуют информации, озвученной г-ном Нижегородцевым. Так, средняя цена за упаковку в апреле 2009 г. по сравнению с апрелем 2008 г. в долларах даже снизилась — с 2,91 до 2,84 долл. В рублях средняя цена за тот же период выросла с 68,38 до 95,5 руб. Жесткий контроль ФАС, по словам г-на Нижегородцева, приведет к исключительно позитивным сдвигам для отрасли: «Года через четыре мы ситуацию на фармрынке не узнаем. Изменения будут и в части взаимоотношений между производителями и поставщиками, и в части взаимоотношений между поставщиками и аптечными сетями, исчезнет возможность ценового давления на население со стороны аптечных организаций». Непосредственные госконтролеры — Росздравнадзор и Минздравсоцразвития — со своей стороны тоже готовы проявить жесткость к участникам рынка. Советник Росздравнадзора Максим Лакомкин рассказал «ФВ», что в поле мониторинга цен на ЛС, проводимого ведомством, обязательно попадут не только препараты из Перечня ЖНВЛС, но и в принципе весь лекарственный ассортимент. Лепта Минздравсоцразвития в общее дело — проект постановления Правительства (как говорят в министерстве, он уже внесен), обязывающий регистрировать предельные цены на все ЛС. Контролировать ценообразование согласно проекту постановления будет Федеральная служба по тарифам. Представители аптечной розницы и фармпроизводители считают, что ценовые тенденции на рынке лекарств объективны, а жесткий контроль со стороны государства необоснован. «В государственных структурах нет представления о реалиях аптечной отрасли. Аптеки сами варятся в своих проблемах, не находя никакого понимания со стороны профильного министерства», — сетует исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Елена Неволина. При этом она признает, что «перекосы ценообразования» в некоторых аптеках действительно имеют место: «Конечно, они заслуживают порицания, и, прежде всего, со стороны профсообщества, но также требуется изучение причин этих перекосов». По ее мнению, провоцируют рост цен не аптеки, а цепочки мелких дистрибьюторов. «Максимальная торговая наценка на весь лекарственный ассортимент в аптеках составляет от 15 до 40% — в разных регионах по-разному. Наценки же дистрибьюторов никто не контролирует, — негодует Елена Неволина. — Могу сказать, что политику ценообразования аптечные сети, по крайней мере, крупные, менять не будут». Генеральный директор Ассоциации российских производителей (АРФП) Виктор Дмитриев, наоборот, не склонен винить во всем одних дистрибьюторов: «Да, в России число дистрибьюторов значительно больше, чем в той же Франции, и это, безусловно, влияет на рост цен. Но у нас и расстояния несопоставимые. К тому же, у дистрибьюторов есть перекрестное покрытие издержек — им невыгодно работать с дешевыми препаратами. Затраты по их доставке, особенно в отдаленные регионы, перекрывают возможную прибыль, поэтому наценка на препараты высокой ценовой категории окупает нерентабельность логистических услуг по дешевым препаратам». В ужесточении госрегулирования рынка Виктор Дмитриев видит и непосредственную угрозу для отечественного фармпрома: «Жесткая государственная политика может лишить Фарминдустрию приемлемой нормы рентабельности. Это рискует обернуться потерей шансов на какой-либо подъем российской фармпромышленности. Никто не возражает против регулирования цен. Но при этом параллельно с госрегулированием должны быть приняты конкретные экономические меры (госзаказ, помощь в технологическом развитии российских производств, развитие импортозамещающих процессов), которые придут на помощь отрасли, т.е. должны быть учтены и интересы населения, и интересы промышленности», — отметил генеральный директор АРФП.
Е.СМИРНОВ
Подписано в печать
09.06.2009