Четверг, 3 июля 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Управление в сфере здравоохранения

Статья. «Розничная реализация ЛС»: обсуждение техрегламента» (О.Иванова, Е.Пигарева) («Московские аптеки», 2005, N 11)

09.06.2015
в Управление в сфере здравоохранения

«Московские аптеки», 2005, N 11

«РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛС»: ОБСУЖДЕНИЕ ТЕХРЕГЛАМЕНТА

Полностью готов и в 2006 г. будет представлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект Технического регламента «О требованиях к безопасности лекарственных средств, процессам их разработки, изготовления, производства, испытания, хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации» (далее Технический регламент по ЛС). После принятия этого документа он получит статус федерального закона и либо станет применяться вместо ФЗ «О лекарственных средствах», либо будет иметь приоритетное исполнение. Таким образом, для фармацевтической отрасли это важнейший документ. К сожалению, чаще всего законы в нашей стране обсуждаются широкой общественностью уже после их принятия, когда вносить какие-либо изменения поздно. Цель сегодняшней «Темы номера» — обратить внимание на проект Технического регламента, в частности, на Главу XI, которая посвящена розничной реализации лекарственных препаратов.

Принятием Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 «О техническом регулировании» в России был дан старт формированию принципиально нового законодательства. Также немаловажным стимулом к проведению этой реформы послужило стремление России к вступлению в ВТО. Согласно закону «О техническом регулировании» статус закона получают Технические регламенты (общие и специальные), а практическое их исполнение более подробно прописывается в Национальных стандартах (аптечная практика будет отражаться в Стандарте надлежащей аптечной практики (аналог GPP)), которые носят рекомендательный характер (до тех пор, пока хозяйствующий субъект добровольно не задекларировал свои обязательства по их исполнению). Написание регламентов началось еще 3 года назад, но в связи с административной реформой процесс несколько замедлился. Конкурс на разработку Технического регламента по ЛС (специальный регламент) выиграл Национальный институт технического регулирования (НИТР). Проект Технического регламента по ЛС включает следующие структурные разделы: 1. Общие положения.
2. Доклинические исследования.
3. Клинические исследования.
4. Регистрация лекарственных продуктов. 5. Национальная фармакопея.
6. Маркировка и листок-вкладыш.
7. Производство лекарственных продуктов. 8. Оптовая торговля.
9. Импорт и экспорт лекарственных продуктов на/с территории РФ. 10. Хранение и уничтожение.
11. Розничная реализация лекарственных препаратов. 12. Реклама и иные методы продвижения лекарственных продуктов. 13. Фармаконадзор.
14. Специальные требования к лекарственным продуктам, полученным из человеческой крови и плазмы. 15. Государственный контроль (надзор) за оборотом на рынке/ инспектирование каналов распределения ЛС. 16. Ответственность субъектов оборота ЛС и органов государственной власти за нарушения положений Технического регламента. 17. Заключительные положения.
В Главе I среди других общих понятий вводится одно принципиально новое — понятие «аптечного объекта». Аптечный объект — предназначенное для осуществления розничной реализации и (или) изготовления лекарственных препаратов здание (часть здания), строение или конструкция, т.е. конкретное место, где проводится фармдеятельность. В проекте определено и понятие «фармацевтической деятельности». Фармацевтическая деятельность — деятельность аптечных организаций по изготовлению, хранению и отпуску лекарственных препаратов. Существуют разногласия по поводу включения дистрибьюции в фармацевтическую деятельность: есть мнение, что опт — это самостоятельная деятельность, не имеющая прямого отношения к фармации.

РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛС

Т.к. для читателей нашей газеты наиболее важен раздел Проекта, посвященный розничной реализации лекарственных продуктов, то мы публикуем полностью Главу XI проекта Технического регламента по ЛС: Розничная реализация лекарственных препаратов.

Глава XI. Розничная реализация лекарственных препаратов Статья 71. Общие требования к розничной реализации лекарственных препаратов 1. Розничная реализация лекарственных препаратов, включая их розничную продажу и безвозмездный отпуск потребителям, осуществляется юридическими лицами (аптечными организациями) и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. 2. Розничная реализация лекарственных препаратов, включенных в соответствующие списки Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, осуществляется с учетом требований законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах. 3. Аптечные объекты должны иметь расположенную над входной дверью или около нее вывеску с указанием следующей информации: — тип аптечного объекта (аптека, аптечный пункт или аптечный киоск); — наименование аптечной организации и организационно-правовой формы (для юридических лиц) или фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя; — адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (для аптечной организации); — данные о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименования зарегистрировавшего его органа (для индивидуального предпринимателя); — режим работы, а также адреса и телефоны близлежащих и дежурных аптек. Аптечные объекты, работающие в ночное время, должны иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, звонок для вызова работника аптечного объекта. 4. В труднодоступных и малонаселенных местах, где по различным причинам отсутствуют стационарные аптечные объекты, а организация их невозможна или нерациональна, допускается розничная реализация лекарственных препаратов фельдшерско-акушерскими пунктами без наличия лицензии на фармацевтическую деятельность. Реализуемые в этих случаях лекарственные препараты должны быть поставлены организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Реализация лекарственных препаратов в фельдшерско-акушерских пунктах осуществляется его сотрудниками, имеющими медицинское образование. Максимальный запас лекарственных препаратов в фельдшерско-акушерских пунктах устанавливается органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации. 5. Не допускается реализация лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, фальсифицированных или пришедших в негодность лекарственных препаратов, а также лекарственных препаратов, признанных товаром ненадлежащего качества и возвращенных по этой причине. 6. Розничная реализация лекарственных препаратов без предусмотренной производителем внешней (вторичной) упаковки допускается только при условии, что потребителю в письменном виде была предоставлена вся информация, содержащаяся в листке-вкладыше. Реализация лекарственных препаратов без внутренней (первичной) упаковки не допускается. 8. При розничной реализации лекарственных препаратов аптечного изготовления их упаковка (этикетка) должна содержать информацию, предусмотренную статьей 80 настоящей главы. 9. По требованию потребителя ему должна быть предоставлена информация обо всех имеющихся в аптечном объекте синонимах лекарственного препарата, а также их ценах. 10. Лекарственные препараты до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре. Предпродажная подготовка лекарственных препаратов, поставляемых в аптечный пункт или аптечный киоск, может быть проведена в аптеке.

Статья 72. Требования к розничной реализации лекарственных препаратов, отнесенных к категории отпускаемых по рецепту врача 1. Лекарственные препараты, отнесенные к категории отпускаемых по рецепту врача, подлежат розничной реализации после предъявления потребителем рецепта, оформленного на бланке установленной формы с соблюдением правил оформления, установленных федеральным органом в сфере здравоохранения. 2. Формы бланков рецептов, правила оформления, а также порядок учета, хранения и уничтожения рецептов в аптечных организациях разрабатывается и утверждается федеральным органом в сфере здравоохранения. 3. В случае отсутствия в аптечном объекте на момент обращения потребителя лекарственного препарата, на который выписан рецепт, аптечный работник вправе предложить потребителю его синонимическую замену. В случае согласия потребителя на предлагаемую замену на обороте рецепта аптечный работник указывает наименование отпускаемого в качестве замены лекарственного препарата, ставит свою подпись и дату реализации.

Статья 73. Виды деятельности, осуществляемые аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями 1. В зависимости от типа аптечного объекта аптечные организации или индивидуальные предприниматели вправе осуществлять следующие виды фармацевтической деятельности: а) в аптеке — розничная реализация лекарственных препаратов, изготовление лекарственных препаратов, отпуск лекарственных препаратов медицинским организациям и другим организациям для медицинских целей; б) в аптечном пункте — розничная реализация лекарственных препаратов; в) в аптечном киоске — розничная реализация безрецептурных лекарственных препаратов; г) больничная, межбольничная аптека — изготовление лекарственных препаратов, отпуск лекарственных препаратов организациям, имеющим лицензию на медицинскую деятельность. 2. Помимо деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, аптечные организации или индивидуальные предприниматели вне зависимости от типа аптечного объекта вправе также осуществлять реализацию товаров и услуг, не влияющих на свойства лекарственных препаратов. 3. Аптечные организации или индивидуальные предприниматели по заказу потребителя вправе осуществлять доставку лекарственных препаратов на дом или в иное, указанное потребителем, место. Доставка потребителю должна осуществляться способом, не допускающим изменения свойств лекарственных препаратов в процессе их транспортировки. 4. По согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аптечные организации или индивидуальные предприниматели вправе осуществлять выездную (вне стационарных аптечных объектов) торговлю лекарственными препаратами. Выездная торговля допускается:
а) в труднодоступных и малонаселенных местах, где по различным причинам отсутствуют стационарные аптечные объекты, а организация их невозможна или нерациональна. В этом случае допускается продажа лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, включенных в соответствующие списки Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством о наркотических средствах и психотропных веществах; б) в местах и во время проведения массовых мероприятий. В этом случае допускается продажа лекарственных препаратов только безрецептурного отпуска. При проведении выездной торговли должны быть обеспечены условия для надлежащего хранения и сохранности лекарственных препаратов. Осуществляемая в процессе выездной торговли продажа лекарственных средств должна производиться специалистами, имеющими фармацевтическое образование.

Статья 74. Требования к выкладке лекарственных препаратов С целью лучшего информирования потребителя об имеющемся в продаже ассортименте лекарственных препаратов, в витринах аптечного объекта и на приспособленном для этого оборудовании может осуществляться выкладка лекарственных препаратов или их упаковок. При выкладке лекарственные препараты, предназначенные для внутреннего и наружного применения, размещаются раздельно. Внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармакотерапевтическому признаку. При выкладке рецептурных лекарственных препаратов должно быть указано: «Отпускается по рецепту врача». В открытой выкладке, обеспечивающей непосредственный доступ потребителя к лекарственным препаратам в торговом зале, могут находиться только лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача. Не допускается выкладка лекарственных препаратов, включенных в соответствующие списки Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством о наркотических средствах и психотропных веществах.

Статья 75. Лицензирование аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей 1. Лицензирование аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке, установленном законодательством о лицензировании. 2. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или предоставляет в лицензирующий орган заявление, в котором указываются данные, установленные законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. В качестве адресов места осуществления лицензируемого вида деятельности в заявлении указываются адреса аптечных объектов, на которых планируется осуществление фармацевтической деятельности (с указанием типа аптечного объекта). К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются, помимо установленных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, следующие данные: — план-схемы аптечных объектов, на которых планируется осуществление фармацевтической деятельности, с указанием назначения входящих в их состав помещений. 3. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе в качестве адресов места осуществления лицензируемого вида деятельности указываются адреса аптечных объектов (с указанием типа аптечного объекта).

Статья 76. Лицензионные требования и условия Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: а) наличие в распоряжении соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на правах собственности или используемых им на иных законных основаниях одного или более аптечных объектов, отвечающих требованиям статьи 77 настоящей главы. При этом как минимум один аптечный объект должен быть аптекой; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалистов соответствующей квалификации в количестве, необходимом для обеспечения работы аптечных объектов, но не менее одного специалиста в смену на каждом объекте; в) наличие системы обеспечения качества, отвечающей условиям статьи 79 настоящей главы.

Статья 77. Требования к помещениям и оборудованию аптечных объектов 1. На аптечных объектах должны быть обеспечены условия для надлежащего хранения и сохранности лекарственных препаратов. 2. Все помещения аптечного объекта должны быть объединены в единый блок, изолированный от других объектов. Допускается вход в аптечный объект через помещение другой организации. 3. Площади аптечного объекта должны быть достаточны для осуществления фармацевтической деятельности с учетом ее вида и объема. 4. На площадях аптечных объектов не допускается размещение подразделений, функционально не связанных с осуществлением деятельности, предусмотренной статьей 73 настоящей главы. 5. Аптечные объекты в зависимости от типа должны иметь в своем составе, как минимум, следующие помещения: а) для аптеки: торговый зал, помещение для приемки и распаковки, материальную комнату, помещение для персонала, помещение для администрации, санузел. Аптека, осуществляющая также изготовление лекарственных средств, должна иметь, помимо перечисленных: помещение для изготовления лекарственных средств (ассистентскую), моечную, дистилляционную. Для аптек, занимающихся изготовлением стерильных лекарственных форм, необходимо также иметь стерилизационную, которая может быть совмещена с дистилляционной, и асептический бокс/блок; б) для аптечного пункта: торговый зал, помещение или зону для приемки и распаковки, для материальной комнаты и для персонала. Аптечным работникам должен быть обеспечен доступ к использованию санузла, который может располагаться в здании, где размещен аптечный пункт; в) для аптечного киоска: единое помещение на одно рабочее место без торгового зала. Аптечным работникам должен быть обеспечен доступ к использованию санузла, который может располагаться в здании, где размещен аптечный киоск; г) для больничной и межбольничной аптеки: помещение (зона) для приемки и распаковки, материальную комнату, помещение (зона) для отпуска, помещение для персонала, помещение для администрации, санузел. Аптека, осуществляющая также изготовление лекарственных препаратов, должна иметь, помимо перечисленных: помещение для изготовления лекарственных средств (ассистентскую), моечную, дистилляционную. Для аптек больничных и межбольничных аптек, занимающихся изготовлением стерильных лекарственных форм, необходимо также иметь стерилизационную, которая может быть совмещена с дистилляционной, и асептический бокс/блок. 6. Внутренние поверхности стен, потолков, полы помещений аптечных объектов должны позволять проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Отделка административно-бытовых помещений аптечных объектов допускает использование обоев, ковровых покрытий, паркета, масляных красок и т.п. 7. Аптечные объекты должны быть оснащены оборудованием, соответствующим объему и характеру осуществляемой фармацевтической деятельности. Помещения для хранения лекарственных препаратов должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить их надлежащее хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств в течение установленного срока годности.

Статья 78. Требования к квалификации персонала аптечной организации и индивидуального предпринимателя 1. Персонал аптечной организации или индивидуального предпринимателя должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать следующим квалификационным требованиям: — фармацевтические должности в аптечной организации или у индивидуального предпринимателя могут занимать специалисты (провизоры и фармацевты), имеющие сертификат специалиста. 2. Руководство аптекой и аптечным пунктом должен осуществлять провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3-х лет (не менее 1 года для аптечного пункта и аптеки, расположенной в сельской местности). Руководство аптечным киоском может осуществляться фармацевтом.

Статья 79. Система обеспечения качества 1. В аптечных организациях или у индивидуальных предпринимателей должна быть создана система обеспечения качества, включающая: — помещения и оборудование, соответствующие объему деятельности аптечного объекта и позволяющее обеспечить соблюдение условий хранения и изготовления лекарственных препаратов; — документацию, позволяющую идентифицировать происхождение, количество и качество поступающих и вести учет хранящихся и реализуемых лекарственных препаратов; — входной контроль поступающих в аптечную организацию или индивидуальному предпринимателю лекарственных средств; — персонал необходимой квалификации;
— систему непрерывного обучения персонала; — должностные инструкции;
— фонд нормативных и справочных материалов, которыми должны быть обеспечены все аптечные объекты данной аптечной организации. 2. На аптечном объекте должно быть утвержденное Приказом по аптечной организации либо индивидуальным предпринимателем Положение о системе обеспечения качества. 3. На аптечном объекте должно быть назначено лицо, ответственное за систему обеспечения качества. Лицо, ответственное за систему обеспечения качества, должно иметь фармацевтическое образование и пройти соответствующий курс (не менее 108 (144) часов) по программе для уполномоченных по качеству. 4. В аптечных организациях или у индивидуальных предпринимателей должна регулярно проводиться самоинспекция по соблюдению системы обеспечения качества. 5. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (температуры и влажности). Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется лицом, ответственным за систему обеспечения качества и хранится в течение года после окончания.

Статья 80. Требования к информации на упаковке (этикетке) лекарственного препарата аптечного изготовления Каждая упаковка (этикетка) лекарственного препарата, изготовленного в аптеке, в обязательном порядке должна содержать следующую информацию: — состав лекарственного препарата с указанием количественного содержания всех активных веществ; — название и местонахождение аптечной организации, а также адрес аптеки, если они не совпадают (для аптечных организаций); — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя и информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименования зарегистрировавшего его органа, а также адрес аптеки (для индивидуального предпринимателя); — дата истечения срока годности;
— способ применения;
— в случае изготовления дозированной формы лекарственного препарата — доза и, в соответствующих случаях, количество доз в упаковке; — условия хранения с указанием температурного режима (при необходимости); предупредительную надпись «хранить в недоступном для детей месте»; — фамилию и подпись ответственного лица.

НАИБОЛЕЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАВЫ XI

  1. Разрешение в сельских и труднодоступных районах реализации лекарственных препаратов фельдшерско-акушерскими пунктами без наличия у них лицензии на фармацевтическую деятельность; реализуемые ими лекарственные препараты должны поставляться организациями, имеющими лицензию на фарм. деятельность.
  2. Разрешение нарушения вторичной упаковки (в том случае, если до потребителя будет доведена инструкция по применению данного ЛС).
  3. Разрешение открытой выкладки рецептурных ЛС (при условии сопровождения их надписью «отпускается по рецепту врача»).
  4. Лицензирование АП и АК только в виде филиалов аптек (чтобы предпродажная подготовка могла происходить в аптеке).
  5. Установление минимально необходимого набора помещений аптечного объекта и их взаимная увязка (уход от нормативов площадей)
  6. Требования к квалификации руководителей аптек, АП и АК.
  7. Проект предусматривает возможность выездной торговли только в труднодоступных местах и местах проведения массовых мероприятий.
  8. Вызывает вопросы регламентация аптечного ассортимента. Предварительная формулировка разрешает реализацию в аптечных учреждениях продуктов, которые не ухудшают качества ЛС и служат для повышения качества жизни. В то же время в аптечных киосках из ЛС разрешается реализация только безрецептурных препаратов. Дать оценку обозначенным выше нововведениям (по пунктам) мы попросили специалистов-практиков, представителей фармацевтической общественности и экспертов.

МЕНТАЛЬНО НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Разработка нового аптечного стандарта в очередной раз оживила фармацевтическую общественность. О том, какие изменения повлечет за собой введение проекта Технического регламента, мы попросили рассказать члена рабочей группы по подготовке данного документа, эксперта по правовым вопросам СПФО Светлану Спартаковну Завидову.

Принятие ФЗ «О техническом регулировании» (184-ФЗ от 27.12.02) было вызвано тем, что в нашей стране сложилась ситуация, когда достаточно запутанная правовая база оказалась сложна для применения хозяйствующими субъектами. Сегодня одновременно существуют и действуют правовые нормы различного ранга и уровня: федеральные законы, подзаконные акты, ведомственные приказы и письма. Было признано, что бизнес задыхается под такого рода законодательством, не всегда понятным, иногда избыточным или взаимоисключающим. Кроме того, курс России на вступление в ВТО также послужил толчком к созданию ментально нового законодательства. Согласно закону «О техническом регулировании», обязательные к исполнению нормы для продукции и связанными с ней процессами должны содержаться только в технических регламентах, которые принимаются законами, постановлениями Правительства или указами Президента, т.е. уровень обязательных норм права поднимается и, таким образом, ограничивается ведомственное нормотворчество. Федеральные органы исполнительной власти в отношении объектов технического регулирования могут издавать акты только рекомендательного характера. Цель — сделать законодательство, которое содержало бы обязательные к исполнению нормы в Технических регламентах, а способы их выполнения более подробно описывались в рекомендательных стандартах. Если Технический регламент регламентирует то, что применяется во всех отраслях, то это Общий Технический регламент, а для отраслей, требующих отдельной регламентации (для фармацевтической отрасли, например), создаются специальные Технические регламенты. Технический регламент по лекарственным средствам как раз такого рода документ. Разработка Регламента началась более чем 2 года назад и сейчас этим официально занимается Национальный институт технического регулирования. В отношении лекарственных средств уже существует специальный закон — ФЗ «О лекарственных средствах». Проект Технического регламента построен по аналогии с этим законом: идет поэтапное описание, как самой продукции, так и различных этапов жизненного цикла ЛС, включая исследования (клинические, доклинические), регистрацию, производство и т.д. Если Проект будет принят, то он сможет прийти на смену действующему закону «О лекарственных средствах», иначе между двумя законами сразу неизбежно возникнут противоречия, ведь по всем основным разделам они пересекаются. Новый Технический регламент — это попытка устранения давно признанных излишними административных барьеров, а те нормы, которые до сих пор в законодательстве были прописаны недостаточно — прописываются более подробно. Глава XI Технического регламента «Розничная реализация лекарственных препаратов» — это достаточно сложный раздел, который вызывает полемику. Что в нем нового? Принятое в ФЗ «О лекарственных средствах» понятие «аптечного учреждения» меняется на «аптечную организацию». Это правильнее с правовой точки зрения, т.к. «учреждение» — это одна из форм юридического лица. Также вводится новое понятие — «аптечный объект». Объект — это конкретное место, где осуществляется регламентируемая деятельность, ведь все требования и оценка их выполнения применяется к конкретным объектам. Таким образом, вводится классификационный признак, позволяющий отличить объект, в котором осуществляется непосредственная деятельность, от организации как юридического лица. В разделе, посвященном розничной реализации ЛС, содержится 10 статей, включающих и общие требования, и непосредственные нормы, например, лицензионные требования и условия. Это, кстати, один из спорных моментов: имеет ли смысл выделять лицензионные требования в Регламенте, когда есть Постановление Правительства, которое утвердило порядок лицензирования фармацевтической деятельности. Также вызывает разногласия норма, согласно которой, при получении лицензии на фармдеятельность, хотя бы один из объектов должен быть аптекой. В проекте Регламента удалось уйти от нормирования площадей, но сама формулировка — «площади аптечного объекта должны быть достаточны для осуществления фармацевтической деятельности с учетом ее вида и объема» — тоже не идеальная, поскольку слишком обобщенная и может породить различное толкование. Отдельный, вызывающий горячие споры момент, — нормирование обязательного набора помещений, включая обеспечение доступа к санузлам для работников аптечных пунктов и киосков. По моему мнению, не только санузлы, но и сам набор помещений в законе не стоит нормировать, потому что это излишне для нормативного акта такого уровня. Возникают также вопросы, насколько адекватно изложены в проекте требования к квалификации сотрудников. Другой спорный момент — стоит или не стоит на уровне Регламента ограничивать ассортимент. Сейчас, согласно Проекту, аптечные организации «вправе осуществлять реализацию товаров и услуг, не влияющих на свойства лекарственных препаратов». В первоначальной редакции эта норма была более жесткой, перечислялся ассортимент конкретных товаров, которые могут реализовываться помимо ЛС. Это вызвало массу дополнительных предложений и разработчики пошли на более либеральный вариант, который теперь уже вызывает обратную критику, т.к. возник вопрос: что же, можно и табачными изделиями, и алкоголем в аптеках торговать? По-видимому, должен быть выбран какой-то оптимальный подход, и сейчас речь идет о поиске корректной формулировки, которая бы всех удовлетворяла: отсекала крайние случаи, но и не ограничивала нормальную работу. Согласно Регламенту, если провизор заменяет выписанный врачом препарат на препарат аналогичного действия, то он должен будет указать отпущенное ЛС на обороте рецепта. Кстати, Минздравсоцразвития сейчас планируется Приказ, который вводит строгую отчетность при замене фармацевтическим работником одного препарата, выписанного врачом, на другой. Рациональное звено в этом есть, ведь когда врач прописывает тот или иной препарат, то он несет ответственность, он должен знать о возможных нежелательных эффектах (если они вдруг будут), и врач должен знать, что же в действительности получил потребитель вместо того, что было выписано. Это норма вполне оправданная. Положительным моментом является признание возможности реализации ЛС вне стационарного места: «аптечные организации или индивидуальные предприниматели по заказу потребителя вправе осуществлять доставку лекарственных препаратов на дом или в иное, указанное потребителем, место». Таким образом, узаконивается возможность дистанционной торговли, возможность доставки заказа из аптек на дом или в офис потребителю. Также разрешается реализация ЛС ФАПами и возможность выездной торговли в труднодоступных и малонаселенных местах. Выездная торговля сейчас широко распространена в Москве, но тут трудно говорить об увеличении доступности лекарственной помощи для населения. Автофургоны в городе нередко создают угрозу для стационарных аптек, когда становятся рядом с аптекой и проводят демпинговую политику. Кроме того, были проблемы и по соблюдению условий хранения ЛС в таких автофургонах. Единожды загруженные эти машины подолгу стоят на улице и зимой, и летом. Даже упаковки отсыревают, и не известно, что происходит с самими препаратами. Однако в труднодоступных районах выездная торговля необходима, а в городах недобросовестной конкуренции со стационарными аптеками быть не должно. Также обсуждается вопрос возможности нарушения вторичной упаковки (без вреда первичной). Регламент это разрешает, но, на мой взгляд, это не совсем правильно, потому что информация о ЛС содержится в инструкции, помещенной непосредственно во вторичную упаковку и на самой упаковке, а при более мелкой фасовке всегда есть опасность, что потребитель эту информацию не получит. Проблема крупных упаковок, не соответствующих потребностям покупателя, на мой взгляд, должна решаться не на уровне закона, а регулироваться рынком: если товар в этой упаковке не востребован, то задача производителя — создать более удобную для потребителя упаковку. Регламент разрешает выкладку рецептурных препаратов при условии сопровождения их надписью «отпускается по рецепту врача». Сейчас по факту проверок отдельными проверяющими органами такая выкладка запрещается, но это противоречит законодательству по защите прав потребителей: потребителю должна быть предоставлена информация о товарах, находящихся в наличии у продавца. Я не вижу причин запрещать потребителю знакомство с ассортиментом, потому что выкладка — это не реклама, это информирование потребителя о том, что есть в аптеке. Нас также критикуют за то, что в регламенте недостаточно полно регламентировано изготовление ЛС. Но, с другой стороны, необходимо, наверно, помнить о том, что помимо Технического регламента по ЛС должен разрабатываться и национальный стандарт надлежащей аптечной практики (аналог GPP) — стандарт, более подробно и детально регламентирующий работу аптечный предприятий. Другое дело, что, согласно новому законодательству, этот стандарт предназначен для добровольного использования. Хотя «добровольность» у нас не всегда правильно понимается. Те участники рынка, которые задекларировали, что выполняют этот стандарт, с этого момента должны его выполнять в обязательном порядке и выполнение подобного рода обязательств уже нужно контролировать. Проект Технического регламента по ЛС нуждается в обсуждении. Пока споры по разделу, касающемуся розничной реализации, больше ведутся даже не между представителями органов исполнительной власти и бизнесменами (как чаще всего бывает). Скорее всего, это спор другой природы — между (условно) «классическими провизорами» и «новыми фармацевтами»: теми, кто по учебникам знает, как надо работать аптеке, и теми, кто работает и воспринимает услуги по розничной реализации ЛС в первую очередь как торговлю, а к аптеке относятся как к обычной торговой точке. Обсуждать проект Технического регламента необходимо сейчас, пока он еще не принят, и есть возможность вносить изменения. Потенциальным оппонентам этого проекта можно порекомендовать обращаться с обоснованными предложениями в письменном виде непосредственно к разработчику — в Национальный институт технического регулирования (www.nitr.ru). Когда данный законопроект будет принят, сейчас сказать сложно. Это будет законодательная инициатива Правительства РФ, и в Правительство законопроект должен поступить к декабрю 2006 г. Потом законопроект должен будет получить заключения различных ведомств и только после этого поступит в Госдуму для прохождения соответствующей процедуры.

ЗАКОНОПРОЕКТ НА ОСНОВЕ МИРОВОГО ОПЫТА
И ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Участники розничного фармацевтического рынка комментируют следующие основные моменты: 1. Разрешение в сельских и труднодоступных районах реализации лекарственных препаратов фельдшерско-акушерскими пунктами без наличия у них лицензии на фармацевтическую деятельность; реализуемые ими лекарственные препараты должны поставляться организациями, имеющими лицензию на фармдеятельность. 2. Разрешение нарушения вторичной упаковки (в том случае, если до потребителя будет доведена инструкция по применения данного ЛС). 3. Разрешение открытой выкладки рецептурных ЛС (при условии сопровождения их надписью «отпускается по рецепту врача»). 4. Лицензирование АП и АК только в виде филиалов аптек (чтобы предпродажная подготовка могла происходить в аптеке). 5. Установление минимально необходимого набора помещений аптечного объекта и их взаимная увязка (уход от нормативов площадей). 6. Требования к квалификации руководителей аптек, АП и АК. 7. Проект предусматривает возможность выездной торговли только в труднодоступных местах и местах проведения массовых мероприятий. 8. Вызывает вопросы регламентация аптечного ассортимента. Предварительная формулировка разрешает реализацию в аптечных учреждениях продуктов, которые не ухудшают качества ЛС и служат для повышения качества жизни.

Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздравсоцразвития РФ Михаил Александрович Гетьман. Технический регламент по ЛС — это, пожалуй, самое прогрессивное, что готовится в плане законодательства, регламентирующего фармацевтическую деятельность. Предусмотренные сегодня требования представляют собой отдельные, независимые друг от друга блоки, и все это в целом больше похоже на лоскутное одеяло, нежели на единую систему. (Я имею в виду и ФЗ «О лекарственных средствах», и десятки ныне действующих подзаконных актов). Технический регламент по ЛС учитывает недостатки существующего законодательства, а все нормы и требования, необходимые для обеспечения безопасности ЛС, связывает воедино. В результате получается стройная система ценностей, которая вполне соответствует международному уровню, что вполне логично, т.к. население нашей страны уже давно заслужило те же подходы к обеспечению лекарственной помощью, что и население цивилизованных стран. Росздравнадзор поддерживает разработку Технического регламента по ЛС, и мы рассчитываем, что в 2006 г. будет серьезное обсуждение этого документа.

Ассоциация «СоюзФарма»
Глава XI Технического регламента обсуждалась руководителями московских аптек на заседании Наблюдательного Совета Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма». Несмотря на то, в начале обсуждения у участников были разные точки зрения, в итоге удалось придти к единому мнению, которое мы и представляем. 1. Большинство участников заседания считают, что реализация ЛС невозможна без наличия лицензии на фармдеятельность. 2. Конечно, если говорить о цивилизованном рынке, то лекарственные препараты следует отпускать во вторичной упаковке. Но для этого должны быть созданы соответствующие материальные и социальные условия. Сегодняшний период может считаться переходным, поэтому допустим отпуск ЛС без вторичной упаковки, но только при условии обязательного предоставления потребителю информационного листка-вкладыша. 3. Разрешение открытой выкладки рецептурных ЛС, при условии сопровождения их надписью «отпускается по рецепту врача», одобряется. 4. При лицензировании нескольких аптечных объектов обязательно должна быть базовая аптека. Так легче не только проводить предпродажную подготовку товара, но и отслеживать ведение всех остальных операций. 5. Московские аптеки — члены Ассоциации «СоюзФарма», считают, что санузел должен быть в обязательном наборе помещений аптечного пункта и киоска. Исключение могут составить ЛПУ, где предусмотрена санитарная зона для персонала. 6. С требованиями к квалификации руководителей аптек, АП и АК, согласны все. 7. Выездную торговлю можно разрешить при условии, что она будет осуществляться через аптеку, аптечную сеть или оптовика с обязательным разовым разрешением от исполнительной власти. 8. Что касается ассортимента ЛС, действительно, аптечные киоски должны реализовывать только безрецептурные препараты. Что касается регламентации всего ассортимента, то можно разрешить «реализацию товаров и услуг, не влияющих на свойства лекарственных препаратов» при условии, если будет сформирован список этих товаров и услуг.

Директор МУП «ЦГА N 86» (г. Бронницы Московской обл.) Онищенко Лариса Александровна (аптека является членом «СоюзФарма») 1. Согласна с возможностью реализации ЛС ФАПами без лицензии на фармдеятельность. Сегодня в отдаленных селах Московской области, где еще не закрыты фельдшерско-акушерские пункты, есть и аптечные пункты II группы. Они не лицензированы. Прибыли аптекам, от которых они работают, эти пункты не дают. Весь их товарооборот составляет от 3 до 20 тыс. руб. Я могу предположить, что коммерческие аптеки такие пункты не открывают, и не будут открывать, так как это практически прямые убытки — отвлечение оборотных средств на 3-4 месяца. Если же будет принято решение о лицензировании таких точек, то вряд ли они вообще смогут существовать, хотя сегодня именно ФАПы и такие АП дают деревне хоть и минимальную, но важную и необходимую лекарственную помощь. 2. Раз мы движемся к цивилизованному рынку, вторичная упаковка должна быть. 3. Можно сделать витрину с выкладкой рецептурных препаратов, так как наш народ все еще нетерпелив и любит пройтись взглядом по витрине. Увидел знакомую надпись на упаковке, спокойно встал в очередь и ждет, не увидел — будет подходить, отталкивать или громко переспрашивать, пока не узнает, есть ли нужное ему лекарство. 4 Предпродажная подготовка должна быть обязательно в аптеке, и ответственность за отпускаемые ЛС также должна нести аптека, а аптечные пункты могут быть только мелкой розницей при аптечном предприятии. 6. Если АП открыт от аптеки, то обязанности заведующего этим пунктом сводятся к работе первостольника. Значит, в этом случае, заведовать аптечным пунктом может и фармацевт. 7. Конечно, выездная торговля может существовать, но опять же только от аптеки, и направляться в малодоступные населенные пункты (для сельской местности). Торговля медикаментами с машин должна быть запрещена (как, впрочем, и продуктами питания). Времена насыщения рынка ушли, сегодня уже пора заниматься качеством. 8. Сегодня так и есть, аптечный киоск реализует только безрецептурный отпуск ЛС. Если потребителям удобно покупать что-либо другое в аптечном объекте или получать дополнительные услуги при аптечном объекте, то, конечно, такая практика может существовать, но тут важно не допустить перегибов, которые уже были в этих моментах 12 лет назад.

Коммерческий директор аптечной сети «Вита» (г. Самара) Андрей Евгеньевич Горшков Все предложенные в Проекте изменения, на мой взгляд, уместны и востребованы. Некоторые изменения узаконивают то, что и так фактически происходит повсеместно (например, выкладка рецептурных препаратов на витрины), другие — создают реальные улучшения существующих правил (например, пункт о смягчении требований к наличию санузла и площади пункта/киоска). В целом, отношение к документу позитивное, и хотелось бы надеяться, что этот тренд сохранится, и наше законодательство продолжит свое развитие на основе мирового опыта и здравого смысла.

Директор ГУП Аптека N 434 «На Дорогобужской» Ангелина Михайловна Александрова 1. Разрешая розничную реализацию медикаментов фельдшерско-акушерским пунктам, необходимо оговорить, что ФАП является отделом аптечной организации, чтобы было конкретное предприятие, имеющее лицензию и несущее ответственность за реализацию медикаментов. 2. Второй спорный момент — это разрешение реализации ЛС без вторичной упаковки. Жизнь показала, что вторичная упаковка нужна и удобна. Не стоит возвращаться к советским временам. Современная культура обслуживания покупателя требует наличия вторичной упаковки. Другое дело, что упаковка должна быть оптимальна, но это уже обязанности производителя, а не аптеки.

Начальник отдела рекламы и PR ЗАО «Эркафарм» Ольга Александровна Николаева 1. Учитывая высокий уровень фальсифицированной продукции на фармрынке, мы полагаем, что разрешение реализации ЛС в пунктах без соответствующей лицензии является шагом навстречу фальсифицированной продукции. Мы считаем, что реализация ЛС в нелицензированных учреждениях практически то же самое, что и торговля с рук. 2. Поскольку наша сеть работает с открытой формой торговли, каждый клиент может самостоятельно ознакомиться с листком-вкладышем. Однако продажа ЛС без упаковки производителя, по нашему мнению, не совсем логична. Во-первых, у клиента аптека должна ассоциироваться со здоровьем, соответственно, с чистотой, стерильностью и порядком. А продажа ЛС без упаковки выглядит абсолютно неэстетичной и не вызовет желания приобретать подобную продукцию. 3. Что касается разрешения выкладки рецептурных ЛС, то почему бы и нет? Главное, чтобы у клиента не было свободного доступа к данным препаратам. Все мы знаем, что многие любят заниматься самолечением или принимать лекарства «по совету знакомых». 4. Безусловно, при лицензировании нескольких аптечных объектов, хотя бы один из них должен быть аптекой. 5. Естественно, сотрудники аптек или аптечных пунктов должны иметь все условия для нормальной работы. 6. На наш взгляд, четкой регламентации, каким стажем должен обладать директор аптеки, быть не может. Директоры, работающие в нашей сети, как правило, начинали свою карьеру в качестве работников первого стола, однако, путь к должности директора у кого-то занимал несколько лет, а кто-то преодолевал его менее чем за 1 год. Все зависит от способностей конкретного человека, его профессионализма, умения управлять коллективом и т.д. 7. Вопрос выездной торговли достаточно сложен. Для организации выездной торговли необходимо определить четкие требования к условиям хранения препаратов, доводить до сведения местного населения, какие именно компании имеют право на подобную деятельность и т.д.

Исполнительный директор РААС Татьяна Валерьевна Бабина На сегодняшний момент, к сожалению, действующее законодательство в значительной мере отстает от современной ситуации, и таким образом, является своеобразным тормозом для построения современной, инвестиционно-привлекательной фармацевтической отрасли. Поэтому я считаю, что все предложения и проекты по изменениям, дополнениям и т.д. по законодательству, регулирующему фармацевтическую отрасль, должны происходит с учетом современной ситуации (уже сложившихся практик) и с учетом сохранения баланса интересов потребителей фармацевтической продукции, государства и бизнеса. 1. Считаю такое положение возможным, при условии введения какой-либо системы аккредитации таких пунктов и сертификации сотрудников с медицинским образованием. 2. Это положение абсолютно правильно, т.к. это очень удобно для потребителей. Основное условие: предоставление пациенту необходимой информации в письменном виде. 3. Это предложение правильно, т.к. оно не означает, что пациент может самостоятельно выбрать и приобрести Rx-препарат (это категорически следует исключать из практики). Выкладка нужна для того, чтобы проинформировать о ценах на рецептурные препараты. 4. Требование лишнее и не отвечает современной ситуации. 5. С моей точки зрения, прежде чем, формулировать замечания по этому пункту, следует определиться: является ли предметом технического регулирования требования по помещениям? В общем случае, считаю это требование обязательным для всех розничных объектов (и не только аптечных). 6. Руководство аптекой и аптечным пунктом в сетевых аптечных организациях может осуществлять специалист, не имеющий высшего специального образования, т.к. система управления качеством и принципы надлежащей аптечной практики в сетевых организациях имеют системный характер; внедряются, стандартизируются централизованно. Другое дело, что, например, его заместитель должен иметь высшее профессиональное образование. 7. Полностью поддерживаю предложение, т.к. выездная торговля возможна только в труднодоступных и малонаселенных местах. В общем случае, фармацевтическая служба должна работать исключительно в стационарном формате. 8. В аптечном киоске с учетом требований к помещениям и персоналу можно реализовывать только лекарственные препараты, относящиеся к ОТС. Другое положение о «реализации товаров и услуг, не влияющих на свойства лекарственных препаратов» не противоречит предыдущему, более того, оно необходимо всем участникам розничного рынка (как с государственной, так и с частной формой собственности), т.к. это положение сделает экономику аптеки более привлекательной и эффективной.

СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТОРМОЗИТ ФАРМОТРАСЛЬ

По докладу Сергея Геннадьевича Милютина, директора по маркетингу аптечной сети «Медикея» (Омск), «Основные аспекты реализации GPP» на секционном заседании «Перспективы развития сетевых аптечных организаций» (XII Международная специализированная выставка «Аптека 2005»)

Надлежащая аптечная практика еще не имеет статистики по результатам деятельности провизоров, направленной на улучшение здоровья населения. Необходимость введения стандартов надлежащей аптечной практики обусловлена парадигмой функционирования отрасли. Фармация напрямую взаимодействует с пациентом, предлагает информацию о применении ЛС и сами ЛС, в том числе и рецептурные. Лекарственная терапия сейчас осуществляется в основном в домашних условиях — следовательно, сокращаются объемы медицинской помощи в стационарах. Здесь у аптеки появляется возможность стать центром и провайдером услуг по рациональному применению лекарств, и профессионально его контролировать. На определенном этапе жизненного цикла компании начинают применять систему менеджмента качества. GPP практики входит в систему менеджмента качества, дополняя и обогащая ее показателями функционирования аптеки с точки зрения удовлетворенности пациентов и результатов аптечной практики в отношении их здоровья. В выборе конкурентной рыночной стратегии мы осознаем изменения, происходящие на рынке. Количество дополнительных услуг, консультирование по рациональному применению лекарств позволяет аптекам зарабатывать дополнительные деньги, быть конкурентоспособными, работать на тех пациентов, которые принимают лекарства в постоянном режиме и лишены помощи со стороны здравоохранения, которое на 100% стало сетевым. Сейчас один врач ставит диагноз, другой проводит исследования, третий назначает терапию. Нами движет общественная миссия фармацевтического бизнеса. Какие преграды стоят на пути реализации GPP? Фармацевтическое законодательство вместо того, чтобы нацеливать розницу на высокие стандарты отрасли, тормозит ее — наше законодательство сориентировано на товарное обеспечение и количественные показатели. Есть гарантия качества ЛС, но никаких стандартов в отношении применения ЛС для аптеки не прописано. В законодательстве недооценена и роль провизора. Существуют двойные стандарты — есть аптечные киоски, есть аптеки, фармацевты и провизоры. В новом проекте Федерального закона есть одна наглядная фраза в отношении лицензирования. Там написано, что органы исполнительной власти могут проверять субъекты, имеющие знак соответствия международным стандартам раз в три года, а субъекты, которые имеют знак соответствия национальным стандартам, раз в два года. А остальные — один раз в год. Возникает вопрос: кто эти остальные? Участие в государственной фармацевтической рознице тоже не способствует внедрению стандартов надлежащей аптечной практики. Незрелость рынка сосредоточена на ценовой конкуренции — наши аптечные сети думают, что, экономя издержки обращения, решат свои проблемы. Нужно позиционировать себя на новых направлениях работы с пациентами. Врачи считают, что мы вторгаемся в их сферу деятельности. Фармацевтическая отрасль ломает монополию медицины на информацию о применении ЛС, и врачу приходится с этим мириться. Фармацевтическая помощь — это виды аптечной деятельности, обеспечивающее надлежащее применение ЛС и участие в управлении лекарственной терапии. Возможно, что на этом этапе в фармзаконодательство мы вполне можем внести национальные стандарты по острейшим проблемам аптечной практики. Можно установить стандарт наличия в аптечном помещении зоны консультирования — для конфиденциальной беседы фармацевта и пациента. Доступ аптеки к проверенной информации по эффективности и безопасности ЛС оставляет желать лучшего. Хорошо, если будет работать корпоративная информационная система под контролем государственного органа. Аптека, которая не имеет официального доступа к информации, не должна получать лицензию. В отношении информирования пациентов о правильном применении лекарств — законодательство говорит о том, что аптечные работники должны устно сообщить о том, как правильно применять ЛС, когда пациенты сами записывают указания. Но почему не ввести стандарт письменного информирования пациента? В отношении регистрации и документирования отпуска рецептурных препаратов и нежелательных явлений хочется сказать, что без сбора медицинской информации о применении ЛС и побочных реакций мы вообще никуда не двинемся. Мы должны знать, чем закончилось применение ЛС у пациента. В отношении квалификации аптечных работников необходимо устранить двойные стандарты — осуществлять фармацевтическую помощь должен только специалист, желательно с последипломной специализацией по отдельным направлениям клинической фармакологии с правом консультирования пациентов. Нужно начинать с интеграции стандартов надлежащей аптечной практики в корпоративную систему менеджмента качества. Аптечному предприятию можно нанять на работу хорошего менеджера по управлению качеством, создать отдел контроля качества, использовать современные IT-системы, вовлекать всех менеджеров в работу кружков качества, использовать принцип поэтапного внедрения, понять, где больше всего необходимо улучшение и решить, что, прежде всего, необходимо документировать. В корпоративной информационной системе нашей аптечной сети есть надлежащая аптечная практика со всеми документами, прописанными стандартами по обслуживанию, консультированию при самолечении и т.д. Начинали мы с того, что заложили в своих аптеках консультационные зоны, которые дают возможность вести конфиденциальные беседы, сервировать чай или кофе — американцы говорят о том, что под аромат кофе продажи вырастают в 1,5-2 раза, возможность принять лекарство, проверить приборы, обучить пациента их использованию, примерить медицинское белье. Нужны соответствующие изменения в системе поиска кандидатов — необходимо выбирать фармацевтов с хорошими коммуникативными навыками. При обучении специалистов кроме стандартов обслуживания мы развиваем коммуникативные навыки, проводим тренинги на базе кафедры психологии Омского государственного университета; рациональное обучение провизоров проводит кафедра фармакологии Омской государственной медицинской академии. Качество обслуживания мы наблюдаем с помощью анкеты тайного покупателя — задаем вопросы, следим, правильно ли фармацевт выяснил проблему пациента при самолечении, воспользовался справочной литературой, дал консультацию. Обеспечение надлежащего отпуска и применения лекарств — самая болезненная тема. Мы пока документируем все в аптечных картах, сейчас работаем над тем, чтобы в информационную систему заносить данные о рецептурных пациентах и всех покупках, которые они сделали. Сегодня очень мало литературы по стандартизации лекарственной помощи, но все, что издавалось, есть в наших аптеках. Существует мониторинг регистрации результатов применения ЛС и нежелательных явлений, оформлены карты-извещения о регистрации, мы их собираем, анализируем и затем пытаемся послать в контролирующие органы. Мы предоставляем письменно информацию о том, какую индивидуальную дозировку в какое время нужно применять пациенту. Ужасающие результаты мы получили при анкетировании в Омске за апрель 2004 года. Практически 100% потребителей ЛС имели проблемы с их применением, 18% не понимали, что ждать от приема препарата, 15% подтвердили, что никто им не объяснил, как применять ЛС, 23% подозревали, что лекарство никак не действует, 61% отметили у себя те или иные побочные эффекты. Вывод: пациентам никто не объяснил, как действует ЛС и чего от него ждать. Наиболее далеко мы продвинулись в помощи при самолечении — регулярно выпускаем «Руководство при консультировании пациентов, занимающихся самолечением». В отличие от существующих на рынке справочников, преимущество нашего руководства в том, что оно позволяет быстро отличить угрожающее состояние от менее серьезного расстройства здоровья, которое подлежит самолечению. В нем приведены списки современных, эффективных и безопасных ЛС в порядке содержания в них тех или иных фармацевтических ингредиентов для того, чтобы не было дублирования. В отличие от обычных руководств, в нем есть рекомендации по рациональному выбору безрецептурных ЛС; издание постоянно обновляется и имеет статус корпоративного стандарта предприятия. Профилактика заболеваний и просвещение — это программы надлежащей аптечной практики, над которыми мы работаем. Нами разработаны программы избавления от избыточного веса, остеопороза, отказа от курения. Опрос показал, что 48% пациентов согласны платить за консультации провизора. Возможно, что через некоторое время мы все будем читать отчеты по рациональному применению лекарств, пользу от применения которых пациентам принесла надлежащая аптечная практика.

О.ИВАНОВА
Е.ПИГАРЕВА
Подписано в печать
25.11.2005


Пред.

Приказ Минздравсоцразвития России от 30.11.2005 N 707 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с непроизвольным мочеиспусканием»

След.

Приказ Росздравнадзора от 10.10.2005 N 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2005 N 7317)

СвязанныеСообщения

Управление в сфере здравоохранения

Приказ Росстандарта от 13.12.2011 N 1283-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»

02.02.2018
Управление в сфере здравоохранения

Приказ Росстандарта от 13.12.2011 N 1257-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»

02.02.2018
Управление в сфере здравоохранения

<Письмо> Росздравнадзора от 04.09.2017 N 01И-2161/17 «О новых данных по безопасности лекарственного препарата Бисептол»

02.02.2018
След.

Статья. "Последствия государственного регулирования" (С.Завидова) ("Фармацевтические ведомости", 2005, N 10)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Сепсис Сепсис 684 ₽
  • Оперативная хирургия 3 тома Оперативная хирургия 3 тома 342 ₽
  • Carotid Duplex Ultrasonography Extracranial and Intracranial Carotid Duplex Ultrasonography Extracranial and Intracranial 342 ₽
  • Procedures in Cosmetic Dermatology Series: Lasers and Lights 2 Procedures in Cosmetic Dermatology Series: Lasers and Lights 2 684 ₽

Товары

  • Medical Books 12 Medical Books 12 342 ₽
  • Neurology Books 11 Neurology Books 11 342 ₽
  • Schwab Encyclopedic Reference of Cancer Schwab Encyclopedic Reference of Cancer 205 ₽
  • Microbiology Books Microbiology Books 479 ₽
  • Farmacopea Portuguesa VII Farmacopea Portuguesa VII 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • МВД раскрыло схему поставок перчаток под видом медицинских на 1 млрд рублей
  • Только 63% МНН из перечня ЖНВЛП производится в России по полному циклу
  • Расходы ОМС на медреабилитацию увеличились в 2022
  • в 2024 году 13,5% работ по биомедицине могли быть написаны с помощью ChatGPT и других ИИ
  • Новые резиденты ОЭЗ и ТОР получат дополнительные преференции
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version