«Менеджер здравоохранения», 2008, N 11
РОДОВЫЕ СЕРТИФИКАТЫ
От редакции:
Мы приводим разъяснения специалистов из Санкт-Петербурга, специально сохранив ссылки на региональные документы, поскольку они иллюстрируют возможности совершенствования нормативной базы по данному вопросу в рамках полномочий субъектов Российской федерации.
- Основными нормативными документами, регламентирующими вопросы получения и использования средств по родовым сертификатам, являются: — Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее — Федеральный закон N 183-ФЗ); — Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 987 «О порядке финансового обеспечения в 2008-2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет» (далее — Постановление Правительства России N 987); — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2005 N 701 «О родовом сертификате» (далее — Приказ Минздравсоцразвития России N 701) с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 730; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.01.2008 N 11н «О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов» (далее — Приказ Минздравсоцразвития России N 11н); — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2008 N 51н «О порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения (а при их отсутствии — медицинскими организациями, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет» (далее — Приказ Минздравсоцразвития России N 51н); — Распоряжение Комитета по здравоохранению от 20.03.2008 N 134-р О мерах по реализации Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.01.2008 N 11н «О порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов» (далее — Распоряжение Комитета по здравоохранению N 134-р).
- По вопросу дополнительной оплаты труда руководителей учреждений здравоохранения (главному врачу, заведующему женской консультацией и заместителю главного врача по медицинской части) из средств, полученных по родовым сертификатам. На основании Приказа Минздравсоцразвития России N 51н и Распоряжения Комитета по здравоохранению N 134-р учреждение здравоохранения вправе самостоятельно распределить средства, выделяемые на оплату труда, между медицинскими работниками, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (далее — оказание помощи женщинам в период беременности (родов) и диспансерное наблюдение детей до года). Руководители учреждения здравоохранения: главный врач, заведующий женской консультацией — самостоятельного юридического лица (далее — руководитель), заместитель главного врача по медицинской части, относятся к категории руководителей, в должностные обязанности которых входит осуществление руководства учреждением здравоохранения. Соответственно руководителю учреждения здравоохранения, заместителю главного врача по медицинской части дополнительные выплаты к заработной плате из средств, полученных по родовым сертификатам, в общем случае не производятся. При оформлении руководителем учреждения здравоохранения, заместителем главного врача по медицинской части совместительства (на 0,25 ставки врача) и при непосредственном оказании медицинской помощи женщинам в период беременности (родов) и диспансерном наблюдении детей до года дополнительные выплаты к заработной плате осуществляются как врачу учреждения, на основании разработанного в учреждении положения, определяющего порядок использования средств, полученных за родовые сертификаты. В данном случае согласования дополнительных выплат из средств по родовым сертификатам за оформленное совместительство с вышестоящим органом управления здравоохранением не требуется. В случае, если в должностной инструкции заместителя руководителя учреждения здравоохранения предусмотрены виды деятельности, относящиеся к непосредственному оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности (родов) и при диспансерном наблюдении детей до года (консультации и т.д.), при документальном подтверждении выполненных работ (записи в историях болезни, амбулаторных картах) в соответствии с принятым в учреждении здравоохранения Положением об оплате труда допускается дополнительная оплата труда за счет средств, полученных по родовым сертификатам. Также допускается оплата труда за счет средств, полученных по родовым сертификатам для заведующих женскими консультациями, в том случае, если они являются руководителями не учреждения здравоохранения, а структурного подразделения (поликлиники, больницы, родильного дома). В данном случае в должностной инструкции для заведующих женскими консультациями должны быть предусмотрены виды деятельности, относящиеся к непосредственному оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности (родов) и диспансерному наблюдению детей до года. Необходимым условием для дополнительной оплаты труда за счет средств, полученных по родовым сертификатам, является выполнение соответствующих работ. Дополнительная оплата труда производится в соответствии с принятым в учреждении здравоохранения Положением об оплате труда.
- По вопросу дополнительной оплаты труда младшего медицинского персонала из средств, полученных по родовым сертификатам. Как уже указывалось выше, дополнительная оплата труда за счет родовых сертификатов устанавливается только медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь по данному направлению. Поэтому теоретически дополнительная оплата труда младшего медицинского персонала из средств, полученных по родовым сертификатам, возможна только в случае, если в их должностных инструкциях предусмотрено оказание определенных видов медицинской помощи (и если они реально оказывают эту помощь). В целом ряде других нормативных документов должности санитарок и т.д. отнесены к должностям медицинского персонала. Так, санитарки есть в составе номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения»). Вместе с тем статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности». Таким образом, санитарки не могут быть допущены к непосредственному оказанию медицинской помощи и соответственно претендовать на дополнительную оплату труда за счет родовых сертификатов.
- По вопросу оплаты труда врачей-стоматологов и медицинских сестер врачей-стоматологов, привлекаемых для диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04.2007 N 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни включает два осмотра детского стоматолога. Осмотры детей как до года, так и старше осуществляются стоматологическими поликлиниками на основе полисов обязательного медицинского страхования (далее — ОМС). На основании Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год включены в первичную медико-санитарную помощь мероприятия по проведению профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей. Следовательно, средства на оплату услуг по диспансерному наблюдению детей до года врачей-стоматологов учитываются при выделении средств учреждениям (в том числе и стоматологическим поликлиникам) из бюджета ТФ ОМС, выделяемого на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации. Средства по родовым сертификатам перечисляет Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на основании счетов на оплату услуг с приложением талонов родовых сертификатов, а также реестров указанных талонов путем перечисления средств на лицевые счета учреждений здравоохранения (в том числе детских городских поликлиник), имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальности «Педиатрия». Детские городские поликлиники должны обеспечить ведение обособленного учета средств, поступающих от отделения Фонда, и направлять на оплату труда сотрудников (медицинских работников), участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении детей до года, согласно утвержденному Положению по оплате труда. Соответственно оплата услуг врача-стоматолога за проведение диспансерного осмотра детей до года осуществляется стоматологической поликлиникой из средств ОМС, а не из средств, полученных детской городской поликлиникой по родовым сертификатам за диспансерное наблюдение детей до года. Оплата за счет средств, полученных по родовым сертификатам, возможна для врачей-стоматологов детских городских поликлиник, имеющих в своем составе стоматологические отделения. Этот порядок оплаты труда касается и медицинских сестер врачей-стоматологов.
- По вопросу приобретения медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря и изделий медицинского назначения. Порядок расходования средств медицинскими учреждениями по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (родов), и диспансерному наблюдению детей до года определен Приказом Минздравсоцразвития России N 51н и Распоряжением Комитета по здравоохранению N 134-р. Средства на оплату услуг за оказанную медицинскую помощь женщинам в период беременности (родов) направляются в соответствии с приказом по учреждению здравоохранения на: — оплату труда медицинского персонала в размере 35-55% от суммы перечисленных средств; — обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33% от суммы перечисленных средств; — оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения. Соответственно учреждение здравоохранения на средства, поступившие по родовым сертификатам, может приобретать любое необходимое медицинское оборудование, которое будет способствовать улучшению оказываемой помощи женщинам в период беременности, а также используется для обследования женщины перед наступлением беременности, для диагностики осложнений и лечения родильницы в послеродовом периоде.
- По вопросам оплаты талонов родовых сертификатов в 2008 году. Порядок и условия оплаты учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (родов), и диспансерному наблюдению детей до года, выдаче женщинам родовых сертификатов в 2008 г. утверждены Приказом Минздравсоцразвития России N 11н. В 2008 г., так же, как и в 2007, оплата услуг по медицинской помощи осуществляется на основании талонов родового сертификата N 1, N 2, N 3-1, N 3-2, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России N 701. Учреждения здравоохранения обеспечиваются бланками родовых сертификатов региональными отделениями ФСС РФ. Оплата талонов родовых сертификатов осуществляется ими же. Для оплаты талоны родовых сертификатов должны быть заполнены в соответствии с нормами Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России N 701. Оплата талонов родовых сертификатов производится при выполнении нескольких условий.
- Наличие лицензий у медицинского учреждения, включая лицензии на ведение работ и оказание услуг по соответствующей специальности. Так, у женских консультаций, родильных домов должны иметься лицензии на медицинскую деятельность по специальности «Акушерство и гинекология». У поликлиник, оказывающих услуги по диспансерному наблюдению за ребенком, — лицензии на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальности «Педиатрия». Если на момент оплаты талонов родовых сертификатов лицензия находится на переоформлении в связи с ее продлением, талоны родовых сертификатов подлежат оплате (Письмо Минздравсоцразвития России от 05.12.2007 N 02-18/07-12439, Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2007 N 1936/07).
- В соответствии с пунктом 9 Приказа Минздравсоцразвития России N 11н оплата женским консультациям услуг по медицинской помощи, оказываемой женщине в период беременности, производится региональным отделением ФСС РФ по месту нахождения женской консультации, выдавшей родовый сертификат, если женщина наблюдалась в данной консультации не менее 12 недель. Если женщина в период беременности наблюдалась в нескольких женских консультациях, то оплате подлежит талон родового сертификата N 1 той женской консультации, в которой женщина наблюдалась наиболее длительное время, но не менее 12 недель. Для оплаты талонов родовых сертификатов женская консультация, родильный дом, поликлиника представляют в ФСС РФ следующие документы: — счета на оплату талонов родовых сертификатов; — реестр талонов родовых сертификатов; — договор, заключенный между медицинским учреждением и региональным отделением ФСС РФ. Приказом Минздравсоцразвития России N 11н уточнено, что оплата услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (родов), а также по диспансерному наблюдению детей до года, производится региональными отделениями ФСС РФ по счетам медицинских учреждений до 20-го числа каждого месяца в пределах средств, перечисленных Фонду за соответствующий квартал. Случаи, когда талоны родовых сертификатов не оплачиваются. Условия, при которых талоны родовых сертификатов не оплачиваются, перечислены в пункте 18 Приказа Минздравсоцразвития России N 11н. Перечень медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, по диспансерному наблюдению за ребенком, которые не подлежат оплате, остался прежним. Пунктом 18 Приказа Минздравсоцразвития России N 11н предусмотрено, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения ФСС РФ талоны родовых сертификатов за медицинские услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования. Таким образом, оказание любого вида медицинской помощи на платной основе является основанием для отказа в оплате региональными отделениями ФСС РФ талонов родовых сертификатов за услуги, оказанные женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей. В отличие от законодательства 2007 года, Приказом Минздравсоцразвития России N 11н предусмотрена возможность оплаты талонов родовых сертификатов, если учреждением здравоохранения были оказаны «бытовые» сервисные услуги. (Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.02.2008 N 02-18/07-791). Из пункта 18 Приказа Минздравсоцразвития России N 11н следует, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения ФСС РФ талоны N 3-1 родового сертификата в случае, когда ребенку не было оказано диспансерное (профилактическое) наблюдение в течение первых шести месяцев жизни и если за оказанием данной услуги женщина с ребенком обратилась после того, как ребенку исполнилось 6 месяцев. То же касается и оплаты талона родового сертификата N 3-2. ФСС РФ не оплачивает данный талон, если услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка были оказаны после того, как ему исполнился один год.
Консультанты
г. Санкт-Петербург:
Д.э.н., профессор,
Ф.Н.КАДЫРОВ
Д.м.н., профессор,
А.С.СИМАХОДСКИЙ
Экономист,
И.М.ЩЕРБЕНКО