«Фармацевтический вестник», 2016, N 3
ПРОЗРАЧНЫЙ СИК
Специнвестконтракты как механизм формирования единого поставщика
После предложения Владимира Путина дать право правительству закупать на внеконкурсной основе до 30% продукции, созданной в рамках специальных инвестиционных контрактов (СИК), интерес к последним повысился. Заместитель директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга РФ Дмитрий КОЛОБОВ рассказал «ФВ», в чем преимущества специнвестконтрактов для российских производителей и что они дают потребителям произведенной в их рамках продукции.
- Какие новые возможности даст отечественным производителям лекарств и медизделий возможность заключать специнвестконтракты после принятия поправок в 44-ФЗ?
- Началом развития механизма специнвестконтрактов стало принятие распоряжения Правительства РФ N 855 об определении компании «Стентекс» единственным поставщиком коронарных стентов при условии локализации производства на территории РФ. С вступлением с 1 июля 2015 г. нормы по специнвестконтрактам такой механизм стал доступным другим производителям лекарственных средств и медицинских изделий. Ключевой особенностью данного механизма будет возможность для предприятий определить на долгосрочный период времени (до 10 лет) фундаментальные условия взаимоотношений между субъектом РФ, в котором расположено предприятие, Правительством РФ в лице Минпромторга и компанией. Также вместе с поправками, которые сейчас проходят чтение в Госдуме РФ, данная норма позволит сформировать возможности определения компании — участника специнвестконтракта единственным поставщиком товаров и услуг для нужд как Правительства РФ, так и субъектов РФ. Это очень важно и для системы здравоохранения, и для предприятий, работающих в системе здравоохранения, так как с принятием 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» система здравоохранения стала децентрализованной, и основные компетенции, полномочия и финансовые ресурсы сосредоточены в субъектах РФ. Мы получили уже несколько запросов со стороны производителей медицинских изделий и лекарственных средств на заключение таких специнвестконтрактов. Они сейчас рассматриваются, после рассмотрения и одобрения правительственной комиссией по специнвестконтрактам они будут подписаны.
- Что это даст бюджетам разного уровня и потребителям продукции, произведенной в рамках СИК?
- Бюджетам российской системы здравоохранения специнвестконтракт даст возможность заключать договор на прозрачных условиях и понимание, какой товар будет поставляться, потому что производитель будет известен заранее, а качество продукции профессионалам также известно, понятны ценовые условия. Механизм ценообразования по единственным поставщикам, которые могут быть определены в рамках специнвестконтрактов, будет проработан, но в любом случае он, несомненно, будет отталкиваться от сложившихся рыночных цен и направлен на их снижение.
- Есть ли в заключении подобных контрактов какие-либо риски для всех сторон?
- Заключение специнвестконтрактов несет в себе один основной риск, который разработчики постарались нивелировать — это смена технологических укладов. Предположим, что через 5-7 лет какая-либо компания выведет на рынок новый продукт или новую технологию, которая будет принципиально лучше того, что положено в основу специнвестконтракта. Данная проблема решается правом субъекта как потреблять продукцию поставщика, так и приобретать продукцию на конкурсной основе. То есть если компания или субъект понимает, что данная продукция ему неинтересна через 5-7 лет, он всегда может провести конкурсные процедуры и выбрать те медицинские изделия или лекарственные препараты, которые ему сейчас необходимы.
Редакционный материал
Подписано в печать
28.01.2016