«Фармацевтический вестник», 2007, N 32
ПРИНЦИП ЕГАИС ХОТЯТ ОПРОБОВАТЬ НА ФАРМРЫНКЕ
В начале октября группа депутатов «Единой России» внесла в нижнюю палату Госдумы законопроект «О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ». Законопроект регламентирует нормы борьбы на нескольких товарных рынках, в частности на фармацевтическом и косметическом. Контрольная система по принципу своего действия напоминает Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС), запущенную в 2006 г. на алкогольном рынке. Эксперты прогнозируют, что участники отреагируют на ввод новой системы повышением отпускных цен на медикаменты.
Депутаты «Единой России» Борис Грызлов, Владимир Катренко, Вячеслав Володин, Олег Морозов, Владимир Пехтин 4 октября вынесли на рассмотрение Государственной думы законопроект «О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ» (о подготовке законопроекта «ФВ» писал в N 16 от 8 мая). Законопроект содержит детальные описания того, что следует считать контрафактом, а что фальсификатом, а также предлагает ввести на отдельных товарных рынках, в т.ч. фармацевтическом и парфюмерно-косметическом, новую контрольную систему. Суть ее заключается в особом порядке государственного регулирования оборота некоторых товаров, в частности нанесение на них спецмаркировки. По словам разработчиков документа, для маркировки будут применяться радиочастотные точки, которые тяжело подделать. Сведения об отмеченной таким образом продукции будут передаваться в специальные информационные базы данных. Нанесение идентификаторов предусматривается только на конкретные виды товаров, подделка которых угрожает безопасности жизни и здоровья граждан. Так, в законопроекте прописано семь видов продукции, подлежащих маркировке: аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных на любых видах носителей; лекарственные средства; биологически активные добавки; косметическая и парфюмерная продукция; строительные материалы; автомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запчасти для них; взрывчатые вещества. Маркировать товары российского происхождения обязан сам производитель, а импортные — сотрудники таможенной службы. Технические требования к идентификатору должно установить Правительство РФ. Как пояснил «ФВ» один из разработчиков законопроекта, зам. председателя Госдумы Владимир Катренко, виды маркировок могут быть разные: «Правительство должно определить, какой вид, какая методика наиболее всего на данном этапе времени более подходят. Мы отталкивались от тех наработок, которые существуют сегодня». Оборот немаркированной продукции семи групп товаров, непредоставление сведений о ввозе товара из этих групп или же предоставление ложной информации в информационные системы будет облагаться штрафами и конфискацией контрафактного товара. В частности, физическим лицам грозят штрафы до 500 тыс. руб. Законопроект также предлагает ужесточить наказание за нарушение авторских прав. Максимальный срок заключения за нарушения авторских прав «в крупном размере» разработчики законопроекта предлагают увеличить до 6 лет (сейчас 2 года). Во сколько обойдется производителям нанесение маркировки, разработчики законопроекта не говорят. Принцип действия контрольной системы, о которой говорится в законопроекте, отчасти напоминает систему ЕГАИС, запущенную в 2006 г. на алкогольном рынке. Напомним, что ЕГАИС была разработана подведомственным ФСБ ФГУП «Атлас». Информационная система не справилась с нагрузкой, к тому же не все участники рынка были снабжены необходимым оборудованием. В результате алкогольный рынок оказался практически полностью парализованным. Ущерб индустрии от несогласованных действий властей при введении ЕГАИС составил почти 15 млрд. руб. Разработчики законопроекта уверены, что предусмотренное законопроектом введение маркировок и внедрение единой информационной системы не повлияют на ситуацию с поступлением лекарств и косметической продукции на рынок. Крайне незначительно, по их мнению, введение маркировки повлияет на стоимость товаров. В случае принятия законопроекта в трех чтениях, он вступит в силу в течение 6 месяцев. Эксперты и участники фармрынка прогнозируют, что в случае принятия законопроекта российские рынки ЛС, БАД и космецевтики ждут глобальные перемены. «Во-первых, внедрение системы на фармацевтическом рынке приведет к росту цен на лекарственные средства. Для дорогостоящих препаратов рост цен будет несуществен, однако для недорогих препаратов рост составит десятки процентов, — убежден генеральный директор DSM Group Александр Кузин. — Во-вторых, система приведет также к дефициту лекарственных средств, особенно в момент ее внедрения». С ним соглашается директор по маркетингу компании Egis Сергей Давыдов: «Фармацевтический рынок к внедрению такой системы не готов. Для начала необходимо выделить приличный срок для внедрения этой системы. Причем лучше, если это будет сделано поэтапно, а не глобально, так как может быть множество сбоев. Если в случае с алкогольным рынком это допустимо, то с рынком лекарств — нет. Это может привести к фатальным последствиям». Эксперты также полагают, что внедрение маркировки на снижение доли контрафактной и фальсифицированной продукции не повлияет. «Многие маркировки воспроизводимы, и их можно подделать»,- говорит Сергей Давыдов. «Любое ограничение затруднит путь фальсификации, однако не закроет путь фальсификата и контрафакта полностью. Мер, которые бы полностью прикрыли доступ на рынок фальсифицированной и контрафактной продукции, нет», — пессимистичен Александр Кузин. Напомним, что на российском фармрынке доля фальсифицированной и контрафактной продукции считается традиционно высокой. По данным экспертов ВОЗ, в России количество фальшивых лекарств составляет около 12% от общего числа лекарственных средств. А по оценке DSM Group, на них приходится от 1 до 3%, что составляет в абсолютном выражении до 300-400 млн. долл. США.
А.МОХОВА
Подписано в печать
16.10.2007