«Фармацевтический вестник», 2008, N 7
ПЕРЕД ПРИРОДООХРАННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВСЕ РАВНЫ
Единый подход ко всем природопользователям, независимо от размера предприятия, и платность природопользования — два аспекта, на которые каждый руководитель должен обращать внимание. Платить приходится за негативное воздействие на окружающую среду. Вид такой платы предусмотрен и Бюджетным кодексом РФ, и Федеральным законом о бюджете на текущий год, регулируется другими нормативными документами, говорит главный государственный инспектор Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курской области Юрий Виноградов.
Природоохранное законодательство Российской Федерации базируется на нескольких федеральных законах: N 7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды»; N 96-ФЗ от 04.05.99 «Об охране атмосферного воздуха», N 89-ФЗ от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления», N 134-ФЗ от 08.08.01 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В дополнение основных природоохранных законов достаточно полно разработана нормативно-правовая база министерств и ведомств. Некоторые уточнения вносит региональное законодательство, в частности конкретизирует федеральные нормы образования отходов. Два важных момента, которые нужно учитывать любому руководителю. Во-первых, российское законодательство имеет единый подход ко всем природопользователям, будь то промышленное предприятие или, допустим, та же аптека. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых в процессе производственно-хозяйственной деятельности образуются отходы, являются природопользователями. И второе: природопользование в нашей стране платное. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с каждого природопользователя. Существует несколько видов негативных воздействий. Назову три наиболее часто встречающихся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов производства и потребления. За каждый вид взимается плата, определяемая фактическим объемом негативного воздействия на окружающую среду. Поскольку мы говорим об аптеках, то такой вид негативного воздействия, как сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, здесь явление редкое. А вот размещение отходов производства и потребления — весьма распространенный вид негативного воздействия. И именно по этому поводу и возникают разногласия. Закон N 89-ФЗ так трактует понятие «обращение с отходами»: это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также сбор, транспортировка, переработка отходов и т.д. То есть если в аптеке образуются любые виды отходов, значит, она осуществляет деятельность по обращению с отходами. Отходы, производимые предприятием, должны быть размещены в установленном месте в соответствии с существующим порядком. Как правило, у аптечных учреждений образуются твердые бытовые отходы (ТБО): остатки пищи, отходы офисной деятельности и чаще всего — упаковочная тара из-под лекарств. Аптеки сами эти отходы не вывозят, для этой цели заключаются договоры со специализированным предприятием на вывоз отходов. Невнимательно читая такой договор, руководители аптечных организаций зачастую считают, что, передав отходы специализированной организации, они избавились от мусора. Это далеко не так. Договор заключается на вывоз отходов, но не на их передачу другому лицу. А собственником, согласно ст. 4 этого же закона, по-прежнему является то юридическое лицо, в процессе деятельности которого эти отходы образовались, до тех пор, пока имущество не перемещено в установленное место, т.е. на полигон. Чтобы аптека имела право размещать свои отходы на полигоне, она должна иметь разрешение «Лимиты на размещение отходов», в котором говорится, какие виды отходов, в каком количестве могут быть размещены на полигоне. По итогам квартала каждый природопользователь, у которого образовались отходы, представляет в территориальный орган Ростехнадзора отчет о фактических объемах негативного воздействия на окружающую среду. Это не обязательно должно совпадать с разрешением. Как правило, это меньше того, что предусмотрено лимитами. Муниципальные органы власти в каждом муниципальном образовании принимают свои постановления, устанавливающие нормативы образования ТБО от предприятий различных сфер деятельности. В соответствии с ними определяется проектный объем образования отходов на предприятии, которые определяет налогооблагаемую базу и вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду исходя из фактических объемов. Часто аптеки расположены в арендуемых помещениях. Иногда в договоре аренды прямо написано, что арендодатель берет на себя ответственность за оказание коммунальных услуг арендатору, или, наоборот, указано, что арендатор самостоятельно отвечает по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия на арендуемых площадях. Но бывает так, что этот пункт вообще не прописан в договоре аренды. Если договор на вывоз ТБО и отчет арендодателем представляется по фактическим данным с учетом деятельности арендаторов, то к арендатору вопросов нет. Если же арендодатель не представляет отчетность за арендатора и не отчитывается за его негативное воздействие на окружающую среду — в ответе арендатор. Мы рекомендуем в этих случаях заключать дополнительное соглашение к договору аренды. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства предусмотрена гл. 8 КоАП РФ. Для аптек актуально знание двух статей этого кодекса. Ст. 8.2. предусматривает санкции за «несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления» для предпринимателей — штраф от 2 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц — штрафные санкции от 10 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Статья 8.41. предусматривает санкции за «невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду»: штраф для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 3 до 6 тыс. руб., для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб. Речь идет о ТБО, а не о лекарствах с просроченными датами реализации. Они уже классифицируются как специфические медицинские отходы и регулируются другими нормативными актами, порядок их утилизации иной.
Подготовила
О.ТУРЦЕВА,
Курск
Подписано в печать
26.02.2008