«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2008, N 1
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАССОВЫХ РАСХОДОВ В 2008 ГОДУ
Основные направления, процедуры и правила поведения всех участников бюджетного процесса на текущий финансовый год, в том числе и особенности использования средств, определены в законе о бюджете на соответствующий финансовый год. 24 июля 2007 г. Президент РФ подписал Закон N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее — Закон о бюджете). В дополнение к этому основному документу Правительство РФ подготовило Постановление, в котором конкретизируются и уточняются основные положения Закона о бюджете. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Отличием этих двух документов является то, что по сравнению с аналогичными нормативными документами прошлых лет приняты они еще задолго до начала финансового года. Безусловно, это положительно скажется на процессе исполнения Закона о бюджете на 2008 и последующие годы. Статьей 6 Закона о бюджете определены особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями в 2008 г. Указано, что средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Лицевым счетам такого вида присваивается код 06 (первые цифры номера лицевого счета). Расходование средств с этих счетов осуществляется федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке. Также в органы Федерального казначейства представляются сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденные в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета. Напомним, что при необходимости в течение финансового года учреждение может вносить уточнения в смету доходов и расходов. Порядок внесения изменений устанавливает главный распорядитель средств федерального бюджета. Как правило, при внесении изменений в смету составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем как бюджетного учреждения, так и главного распорядителя бюджетных средств. Это зависит от того, что предусмотрено в порядке составления смет. Уточненная смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности также представляется в орган Федерального казначейства. Смета доходов и расходов может представляться в орган Федерального казначейства в электронном формате. При этом в порядке утверждения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам должно быть предусмотрено, что руководитель федерального учреждения вправе утверждать указанную смету самостоятельно. Смета доходов и расходов в электронном формате в обязательном порядке должна быть подписана электронно-цифровой подписью руководителя бюджетного учреждения. Законом о бюджете установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях. Законом о бюджете определены особенности использования средств по некоторым направлениям. Так, ст. 8 Закона о бюджете установлены особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений. Указано, что Правительство РФ не вправе принимать решения, приводящие к увеличению в 2008 г. численности федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений. Также в этой статье указано, что численность судей судов Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству) на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Статья 9 Закона о бюджете устанавливает особенности использования бюджетных ассигнований в сфере образования. В ней указано, что Правительство РФ направляет в устанавливаемом им порядке бюджетные ассигнования, предусмотренные в соответствии со ст. 7 настоящего Федерального закона на 2008 г. по разделу «Образование» классификации расходов бюджетов: 1). на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации; 2). на проведение эксперимента по государственной поддержке образовательного кредитования. Правительство Российской Федерации в установленном им порядке обеспечивает передачу приобретенных в 2008 г. автобусов для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учебного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений, а также оборудования, необходимого для централизованного подключения образовательных учреждений к сети Интернет, в собственность субъектов РФ с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований. В ст. 10 Закона о бюджете указаны особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта. Так, сказано, что Правительство РФ направляет в устанавливаемом им порядке бюджетные ассигнования, предусмотренные в соответствии со ст. 7 Закона о бюджете по разделу «Здравоохранение и спорт» классификации расходов бюджетов: 1). на централизованные закупки диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C; 2). на централизованные закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения; 3). на централизованные закупки лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей; 4). на финансовое обеспечение денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных учреждений здравоохранения, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству; 5). на финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи; 6). на финансовое обеспечение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации; 7). на оплату расходов, связанных с лечением граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 8). на проектирование, строительство и оснащение перинатальных медицинских центров; 9). на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; 10). на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Приобретенные Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по разделу «Здравоохранение и спорт» классификации расходов бюджетов: 1). диагностические средства и антиретровирусные препараты для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, оборудование и расходные материалы для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, оборудование и санитарный автотранспорт для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, оборудование для оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями передаются в 2008 г. в федеральные учреждения здравоохранения (учреждения, оказывающие медицинскую помощь, подведомственные федеральным органам исполнительной власти и Российской академии медицинских наук, перечень которых определяется Правительством РФ), а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации; 2). лекарственные средства, предназначенные для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, передаются в 2008 г. федеральным учреждениям здравоохранения, подведомственным Федеральному медико-биологическому агентству, а также в собственность субъектов РФ с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Бюджетные ассигнования в объеме 1288000,0 тыс. руб., предусмотренные федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» для осуществления бюджетных инвестиций, используются при условии и в пределах поступлений в 2008 г. в федеральный бюджет целевых отчислений от Всероссийской государственной лотереи. Законом о бюджете также определен порядок использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшихся по доходам федерального бюджета, полученным от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям. Статьей 29 Закона о бюджете установлено, что эти остатки подлежат использованию в 2008 г. в соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Напомним что, согласно ст. 5 вышеуказанного Закона доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета. Порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям) культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Положение о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утверждено Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н. Причем обращаем внимание, что Приказом Минфина России от 12.11.2007 N 107н внесены изменения в Приказ N 57н. В заключение нашей статьи несколько слов об авансировании. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи: — в размере 100 процентов суммы договора (контракта) — по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение; по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, а также по договорам, подлежащим оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности; — в размере до 30 процентов суммы договора (контракта) — по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
К.э.н., советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса
Управления Федерального казначейства
по Хабаровскому краю
Е.А.КОРОЛЬ
Подписано в печать
25.12.2007