«Фармацевтический вестник», 2010, N 38
ЛИЦЕНЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ И ПУСТОТЫ
НОВЫЙ ЗАКОН «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ» СОКРАТИТ ДАВЛЕНИЕ НА БИЗНЕС, НО ВСЕХ ПРОБЛЕМ НЕ РЕШИТ
До вступления в силу нового закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятого Госдумой пока только в первом чтении, остается месяц. Ряд его норм, впрочем, вступит в силу спустя полгода со дня официального опубликования. Проект документа предусматривает значительное сокращение лицензируемых видов деятельности и упрощение процедур лицензирования. Однако документ не решает задачу унифицированного порядка лицензирования. Как и прежде, лицензирование будет регулироваться не только законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», но и рядом других законов.
Проект закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» был принят Госдумой еще 8 октября в первом чтении. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, документ был разработан во исполнение плана мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ N 691-р от 19.05.2009, а также плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ N 1862-р от 03.12.2009. По мнению разработчиков, принятие закона позволит сократить административное влияние на предпринимателей. Одной из главных целей законопроекта является совершенствование системы лицензирования. Так, новый закон направлен на дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности в связи с наличием других методов регулирования-аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением технических регламентов. В частности, предлагается отменить лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности. Однако произойдет это с 1 января 2013 г. Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники предлагается отменить с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов. Таким образом, произойдет сокращение лицензирования 17 видов деятельности. Так, после принятия законопроекта лицензированию будет подлежать 49 видов деятельности. Согласно действующей редакции ФЗ N 128 от 08.08.2001, лицензированию подлежит 104 вида. Причем многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены по экономическим сферам. Например, вместо пяти видов деятельности в сфере оборота наркотических и психотропных средств будет один. После вступления в силу закона будут выдаваться лицензии на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также культивирование наркосодержащих растений. Новая редакция закона тем не менее не решает задачи унифицированного порядка лицензирования. Как и прежде, лицензирование будет регулироваться не только законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», но и рядом других законов. При этом предлагается сохранить самостоятельный порядок лицензирования в восьми видах деятельности против 23 нынешних. Так, самостоятельный порядок лицензирования будет осуществляться в деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов. При этом в шести сферах деятельности, в т.ч. в части образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ, а также по реализации программ профессиональной подготовки, порядок лицензирования устанавливается федеральными законами, которые регулируют отношения в соответствующей сфере. Проектом закона вводятся нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии. По мнению разработчиков документа, данная мера позволит исключить процедуру продления срока действия лицензии и, соответственно, снизить финансовые и материальные издержки лицензиатов. Действующий закон устанавливает, что лицензия выдается сроком на пять лет. Согласно проекту, при необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Причем лицензии, полученные до вступления в силу закона, по истечении срока их действия по заявлению лицензиата станут бессрочными. Однако по истечении срока переоформлению подлежат лицензии, предоставленные до вступления в силу закона на виды деятельности, наименование которых изменено, а также лицензии, не содержащие перечня работ и услуг, составляющих конкретные виды деятельности. Переоформленные лицензии также действуют бессрочно. В законопроекте также уточняется и дополняется понятийный аппарат. В частности, вводится определение «место осуществления лицензируемого вида деятельности». При отсутствии четкого определения такого объекта в лицензию должны были быть вписаны все объекты, на которых или в которых осуществлялись лицензируемые виды деятельности. В лицензию могут быть вписаны только объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес. Пополнится закон и новыми статьями. Так, была введена статья «Лицензионные требования». Они устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми правительством. В перечень требований входит наличие находящихся в собственности или на ином основании зданий, помещений, сооружений, технических средств, оборудования, технической документации, а также персонала, имеющего профессиональное образование, подготовку и стаж работы, необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности. Среди требований, кроме того, значатся система производственного контроля и соответствие соискателя установленным федеральными законами требованиям по организационно-правовой форме юрлица, объему уставного капитала, отсутствию задолженности по обязательствам перед третьими лицами. Вводится также статья «Лицензионное дело». В такое дело включается заявление соискателя лицензии или лицензиата и прилагаемые к ним документы, приказы лицензирующего органа о предоставлении лицензии, отказе, переоформлении, приостановлении, возобновлении и прекращении действий лицензий. В деле также должны быть копии подписанной и зарегистрированной лицензии и приказы о назначении проверок, копии актов проверок, выданных предписаний, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о вынесении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля. Предметом лицензионного контроля устанавливается определение возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных условий, лицензиатом — соблюдения лицензионных требований. Лицензиат в плановом порядке будет проверяться по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии. В дальнейшем лицензиат будет проверяться в обычном порядке — по истечении трех лет со дня окончания последней плановой проверки. Лицензиат в плановом порядке будет проверяться по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии, поскольку именно в первый год велики риски нанесения им ущерба при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В дальнейшем лицензиат будет проверяться в обычном порядке — по истечении трех лет со дня окончания последней плановой проверки.
О.МАКАРКИНА
Подписано в печать
30.11.2010