“Медицинский вестник”, 2014, N 23-24
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
В середине июля Фондом независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека “Здоровье” было распространено сообщение, в котором его директор Эдуард Гаврилов высказал сомнение в правомерности действий страховых медицинских организаций по взиманию штрафов с медицинских работников. Фонд направил в Росздравнадзор запрос, в котором просит провести проверку обоснованности действий страховщиков. В ближайших номерах редакция “МВ” планирует предоставить возможность широкому кругу экспертов и должностных лиц высказать по этому поводу свое мнение, а пока попросило прокомментировать ситуацию заместителя генерального директора ООО “Росгосстрах-Медицина” Алексея СТАРЧЕНКО и директора юридической службы ООО “Росгосстрах-Медицина” Светлану ЗАЙЦЕВУ.
Основная претензия Фонда “Здоровья” к страховым медицинским компаниям – наложение штрафных санкций на врачей за неисполнение несуществующих, по мнению представителей общественной организации, стандартов оказания медпомощи, что приводит к снижению заработной платы медицинских работников. – В Фонд приходят письма от медицинских работников, в которых они говорят о том, что страховые компании налагают необоснованные штрафы за нарушение стандартов. А стандартов как таковых и нет. По специализированной медпомощи Минздравом утверждено только 17% стандартов, возникает вопрос адекватности штрафов, – заявляет Эдуард Гаврилов. В сообщении, опубликованном на сайте организации, говорится, что в фонд поступили обращения от врачей Республики Мордовия, Смоленской, Курской, Орловской областей, которые жалуются на уменьшение их заработной платы из-за применения к поликлиникам и больницам санкций за несоблюдение положений стандартов медицинской помощи. – Ситуация абсурдная, – убежден директор фонда. – С 2013 года медицинская помощь в России должна оказываться по единым федеральным стандартам, однако работу по их утверждению Минздрав не завершил. Вместе с тем врачей обвиняют в том, что они не оказали помощь по тем самым стандартам. Далее приводится ссылка на данные Росстата за 2013 год, согласно которым среднемесячная номинальная заработная плата работников здравоохранения составила 24,4 тыс. рублей, что ниже средней заработной платы по большинству секторов экономики. Эдуард Гаврилов обращает внимание на то, что из 15 основных секторов экономики, представленных Росстатом, уровень средней заработной платы работников здравоохранения находится только на 11 месте. Ниже только заработная плата работников образования, а также в сфере ремонта бытовой техники и автомобилей, работников гостиничного сектора и сельского хозяйства. Напомнив о том, что в апреле 2013 года Владимир Путин поручил Правительству РФ и региональным властям проконтролировать использование средств, выделенных из ФОМС на оплату труда медиков, он отмечает: – Боюсь, что поручение, касающееся достойного уровня доходов медиков, из-за провала работы по стандартизации медицинской помощи и неправомерных действий страховых организаций, работающих в ОМС, оборачивается обратным. В конце сообщения подчеркивается, что Фонд “Здоровье” направил в Росздравнадзор запрос, в котором просит провести проверку, какие стандарты медицинской помощи используются при проведении экспертизы ее качества и применении штрафных санкций в отношении медработников и медорганизаций, установить, насколько обоснованы штрафы, и сообщить о мерах, предпринятых ведомством по результатам проведенных проверок. Эксперты ООО “Росгосстрах-Медицина” так комментируют ситуацию: – Озабоченность медицинских работников низкими темпами роста заработной платы понятна и требует всемерной поддержки. Но, если прочитать высказывания директора Фонда “Здоровье”, создается впечатление, что весь груз ответственности за недостижение контрольных цифр “дорожных карт” по повышению заработной платы медицинских работников хотят взвалить на плечи страховых медицинских организаций и если экспертиза качества медпомощи с их стороны будет устранена, то можно будет зажить богато и счастливо. При этом финансовые санкции, налагаемые на медицинские организации, составляют 2-3% от объема финансирования в системе ОМС, о чем любому специалисту известно. Следовательно, эти 2-3% стали камнем преткновения всего здравоохранения? Именно на эти 2-3% недополучили заработную плату врачи и медицинские сестры? Именно этих 2-3% не хватило руководителям медицинских организаций для достижения надлежащего качества оказываемой медицинской помощи? Хотелось бы еще раз напомнить, что секвестру в связи с ненадлежащим качеством труда может быть подвергнута только стимулирующая выплата для медицинского работника. Минздрав России ввел в новую систему оплаты труда принцип, по которому стимулирующая выплата снижается при ненадлежащем качестве оказанной медицинской помощи. Причем это должно происходить и на уровне самой медицинской организации в результате применения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Иначе какой смысл вводить внутренний контроль? Приказом Минздрава РФ от 21.12.12 г. N 1340н утвержден Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, который призван стимулировать повышение качества медицинских услуг, а не их снижение. И так как в нем за основу принят результат работы, ее эффективность и качество, то возникает вопрос: каков, по мнению экспертов Фонда “Здоровье”, механизм выявления ненадлежащего качества медицинской помощи, кроме контрольного и экспертного? Кто, кроме врача-эксперта, профессионально выявит причины ненадлежащего качества, на которые должно быть обращено действенное внимание руководителей медицинской организации? Совершенно непонятно, почему многие эксперты и медики отказывают в объективности страховым медицинским организациям, которые нанимают в качестве экспертов независимых врачей, не состоящих в связях с проверяемой медицинской организацией. Да и сама страховая организация не подчиняется ни управлению здравоохранением, ни медицинскому сообществу, ни медицинским организациям. Вызывает недоумение и адресат обращения фонда – Росздравнадзор, который сам проверяет медицинские организации на предмет исполнения требований стандартов. На коллегии Росздравнадзора, состоявшейся 5 марта 2014 года, была озвучена информация по итогам таких проверок: за 2013 год выявлено 4156 нарушений порядков и стандартов медпомощи. Более того, компетенция Росздравнадзора и порядок проведения проверок, отнесенных к его компетенции, определены Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006 N 905 (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2007 N 9079). В соответствии с п. 6.3 этого положения ведомство вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Полномочия по проверке законности применения к медицинской организации штрафных санкций за нарушение стандартов медицинской помощи к компетенции Росздравнадзора не отнесены. Росздравнадзору предоставлено право по проверке соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (п. 5.1.3.2 Положения). При этом пунктом 7 Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Очевидно, что в обращении фонда подняты важнейшие темы: стандартизация и ее пороки и пробелы. Но подтекст комментируемого обращения показывает, что фонд интересует не “этиология и патогенез” в “патологии” стандартов, а отказ от обратной связи – независимого контроля в здравоохранении. В демократической стране нельзя подвергать сомнению право любой общественной организации обращаться в контрольные органы с любыми запросами, но компетентность и ответственность руководителей таких организаций обязывает их для защиты интересов своего электората искать действенные пути решения возникших проблем. И в данной ситуации профессионально и правильно, на наш взгляд, использовать такой ресурс, как экспертный контроль со стороны страховщиков.
Редакционный материал
Подписано в печать
19.08.2014