«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2
ЕДИНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА НА 2010 ГОД
Ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда. Не стал исключением и 2010 г. Единые рекомендации на 2010 г. утверждены 04.12.2009 протоколом N 10 (далее — Единые рекомендации на 2010 г.). В этой статье прокомментируем основные положения данного документа и отметим его отличия от Единых рекомендаций на 2009 г. <>.
<> Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2008, протокол N 8.
Единые рекомендации на 2010 г. разработаны в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Они учитываются: — при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников этих учреждений Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; — при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Установление систем оплаты труда и принципы их формирования
Так же как и Едиными рекомендациями на 2009 г., Едиными рекомендациями на 2010 г. определено, что системы оплаты труда в учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В зависимости от подчиненности учреждения разрабатывают и утверждают эти документы: — федеральные государственные учреждения — в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; — государственные учреждения субъектов РФ — в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; — муниципальные учреждения — в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В п. 7 Единых рекомендаций на 2010 г. указано, что установление (изменение) систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы осуществляется с учетом: а) достигнутого уровня оплаты труда;
б) государственных гарантий по оплате труда; в) размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; г) размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; д) порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ; е) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов); ж) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения; з) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ). Нововведением является то, что Едиными рекомендациями на 2010 г. определены основания для пересмотра норм труда. Так, пересмотр норм труда допускается лишь по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, установления целевых показателей эффективности труда. При этом локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, должны приниматься работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В Единых рекомендациях на 2010 г. указано, что об изменении систем оплаты труда, введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Неизменными остались принципы формирования системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, а именно: — верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепринятых принципов и норм международного права на всей территории РФ; — установление в учреждениях систем оплаты труда коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права; — обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером; — обеспечение работодателем равной оплаты труда равной ценности и недопущение дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников; — обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Нормы и условия оплаты труда
В разд. III Единых рекомендаций на 2010 г. перечислены нормы и условия оплаты труда, которые регламентируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обязательными для применения на территории РФ являются следующие нормы и условия оплаты труда: — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, минимальная заработная плата, установленная региональным соглашением о минимальной заработной плате в соответствии с законодательством РФ; — включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда по занимаемой работником должности, в зависимости от квалификации работников и сложности выполняемых работ, а также выплат стимулирующего и компенсационного характера; — размеры районных коэффициентов и порядок их применения при расчете заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством РФ, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ; — размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, которые не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права; — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ; — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. В то же время Едиными рекомендациями на 2010 г. исключены из норм, регламентируемых в качестве обязательных, профессиональные квалификационные группы (группы профессий рабочих и должностей служащих), сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденные Минздравсоцразвития с учетом видов экономической деятельности и предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов).
Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений
В соответствии с разд. VI Единых рекомендаций на 2010 г. системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом: а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; б) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; в) государственных гарантий по оплате труда; г) перечня видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития; д) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета; е) настоящих Рекомендаций;
ж) мнения представительного органа работников. Сравнительный анализ положений Единых рекомендаций на 2009 и 2010 гг. позволяет сказать, что в Единые рекомендации на 2009 г. были внесены уточнения и дополнения. Например, Едиными рекомендациями на 2009 г. было предусмотрено, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы и на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития. Комментируемым документом учреждениям рекомендовано размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливать с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития. В отношении видов выплат стимулирующего характера, входящих в систему оплаты труда работников, Едиными рекомендациями как на 2009 г., так и на 2010 г. предусмотрено, что они устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Минздравсоцразвития. Данными документами также определено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Однако в Единых рекомендациях на 2010 г. дополнительно указано, что при этом учитываются формализованные критерии определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями. Едиными рекомендациями на 2009 и 2010 гг. установлено, что главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений. Они используются учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом — главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа. Едиными рекомендациями на 2010 г. предусмотрено, что целевые показатели эффективности работы учреждений должны содержать формализованные критерии определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями. Неиспользованные средства премиального фонда руководителя учреждения могут быть перераспределены и направлены на выплаты стимулирующего характера работникам данного учреждения, а также на премирование руководителей и (или) на стимулирующие выплаты работникам других подведомственных учреждений.
Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений
В Единых рекомендациях на 2010 г. указано, что при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования системы оплаты труда, изложенный в разд. VI, обратив особое внимание на: а) определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Минздравсоцразвития; б) определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности с учетом требований к квалификации и сложности выполняемых работ, выплат компенсационного и стимулирующего характера; в) применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Минздравсоцразвития; г) установление размеров выплат компенсационного характера не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права; д) установление размеров и определение условий осуществления выплат стимулирующего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами; е) установление размеров должностных окладов руководителей учреждений в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а их заместителей и главных бухгалтеров — в размере на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений; ж) применение механизма централизации ЛБО, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений, для использования их на поощрение руководителей и возможность перераспределения и направления неиспользованных средств премиального фонда руководителя учреждения на выплаты стимулирующего характера работникам данного учреждения, а также на премирование руководителей и (или) на стимулирующие выплаты работникам других подведомственных учреждений; з) использование в качестве ориентиров при установлении систем оплаты труда примерных положений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти для подведомственных федеральных государственных учреждений; и) утверждение штатного расписания руководителем учреждения самостоятельно; к) установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении, изменении новых систем оплаты труда не ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения, изменения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Согласно Единым рекомендациям на 2010 г. органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений не должны допускать: а) регулирования нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления следующих вопросов, не относящихся к их компетенции: — формирования и утверждения профессиональных квалификационных групп, квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам; — перенесения профессий рабочих и должностей служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, утвержденные Минздравсоцразвития; — изменения порядка регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы), в том числе замены понятия «ставка заработной платы» на понятие «должностной оклад»; — применения наименований должностей работников, по которым отсутствуют утвержденные в установленном порядке квалификационные характеристики; — утверждения квалификационных характеристик по должностям служащих и профессиям рабочих; — отступления от Единого реестра ученых степеней и ученых званий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней», а также установленных сроков вступления в силу решений об их присуждении; б) установления повышающих коэффициентов за наличие среднего или высшего профессионального образования при формировании размеров должностных окладов (ставок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии среднего или высшего профессионального образования; в) различий в размерах повышающих коэффициентов, иных выплат за один и тот же показатель квалификации (квалификационная категория, уровень образования, стаж работы) по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональных квалификационных групп. Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовано при введении и применении систем оплаты труда работников учреждений обращать внимание на: а) закрепление в трудовых договорах с работниками (в дополнительных соглашениях к трудовому договору) их конкретной трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), условий оплаты труда, а также норм труда; б) составление единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения, и источников формирования фонда оплаты труда; в) применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников).
Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
И.ЗЕРНОВА
Подписано в печать
01.02.2010