«Московские аптеки», 2015, N 11
БУДЬ ГОТОВ К РЕВОЛЮЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ФАРМАКОНАДЗОРЕ!
Ермишина Ольга
Руководитель группы фармакобезопасности ЗАО «Байер».
Необходимо понимать, что в современных реалиях фармаконадзор становится общей ответственностью. Сейчас уже каждая фармацевтическая компания обязана иметь службу фармаконадзора (далее — ФН), главная цель которой — безопасность лекарственных средств. Чем больше информации мы получаем о безопасности ЛП, тем увереннее фармацевтическая компания чувствует себя на рынке. А неправильно организованная система ФН грозит большими рисками для бизнеса. Согласно российскому законодательству, а именно Федеральному закону N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — ФЗ-61), Кодексу об административных правонарушениях и даже Уголовному кодексу РФ, регуляторные органы имеют право наложить на компании и их сотрудников штрафы в размере до 300 тыс. руб. и приостановить деятельность или отменить государственную регистрацию, вплоть до лишения свободы для виновных руководителей и сотрудников компаний сроком до двух лет. С января 2016 г. предстоят революционные изменения в области законодательства по фармаконадзору. Каковы сейчас требования законодательства? На настоящий момент держатели регистрационных удостоверений должны предоставлять в регуляторные органы индивидуальные сообщения о неблагоприятных с медицинской точки зрения событиях, которые связаны с применением лекарственных препаратов компании. Кроме этого, компания-производитель должны подавать периодические отчеты по безопасности (годовые или трехлетние). Это те же индивидуальные сообщения, собранные со всего мира и проанализированные. С 1 января 2016 г. вступают в силу статьи ФЗ-61 (в новой редакции), регулирующие процедуру регистрации ЛП. И отделы регистрации компаний обязаны будут в составе регистрационного досье давать планы управления рисками для биологических продуктов. Это большой документ, включающий в себя информацию по безопасности на ЛП (доклиника, клиника, пострегистрационное применение). Кроме этого, он содержит информацию о выявленных идентифицированных рисках, о важных, но пока не известных компании сведениях. Документ содержит также рутинный план фармаконадзора и план минимизации рисков. Еще один документ, который должен теперь подаваться в составе регистрационного досье, — это описание системы ФН. Пока не очень понятно, какой именно документ хотят видеть регуляторы. Сам термин немного устаревший с международной точки зрения. Сейчас компания описывает систему ФН двумя документами — мастер-файл системы фармаконадзора или краткое описание систем ФН. Мастер-файл — это очень большой документ; например, в нашей компании он занимает полторы тысячи страниц, включая подробнейшее описание всех структур компании, их взаимодействие, источники получения информации, описание базы данных, перечень всех процедур компании во всем мире, перечень всех зарегистрированных препаратов и договоров о фармбезопасности. Документ постоянно обновляется и подается в регуляторные органы только по запросу. Для примера, в Европе в составе регистрационного досье подается краткое описание системы ФН — одностраничный документ, который просто подтверждает наличие системы фармаконадзора в компании, информацию о полномочном лице по ФН с его контактами и нахождением мастер-файла. Будущее наднациональное законодательство в рамках ЕАЭС по ФН начнет действовать уже с 1 января 2016 г., т.е. требования к компании-производителю сильно возрастают. Они являются переводом европейских модулей Правил надлежащей практики фармаконадзора (GVP) с небольшими изменениями. Все требования будут выполняться исключительно функциями фармаконадзора — организация всех процессов, написание процедур компании и договоров о ФН, документирование, архивирование, электронная система хранения данных, а также тренинги для всех сотрудников компании. Отделы ФН должны будут также искать на регулярной основе сигналы по безопасности, т.е. свежую информацию в базе данных компании. И конечно, на отделе ФН будет лежать постоянное содержание мастер-файла системы ФН. Все остальные активности будут проходить при участии других функций держателя регистрационного удостоверения. Естественно, отдел фармаконадзора обязан быть постоянно готовым к инспектированию со стороны регуляторных органов. Но нужно понимать, что инспекторы придут также и в отделы маркетинга проверить, насколько правильно проводятся маркетинговые продажи с точки зрения ФН. Это такие программы, как «горячая линия», спонсированные компанией интернет-ресурсы, маркетинговые исследования, программа поддержки пациентов и мн. др. В ходе этих программ обязательно должны заключаться договоры с партнерами по ФН, чтобы обеспечить сбор данных по безопасности ЛП. Инспекторы придут и в отделы продаж, т.к. эти сотрудники активно общаются с врачами и могут получить от них данные по безопасности. Сотрудники отдела продаж, медпредставители должны быть соответственно хорошо тренированные, понимающие, какие данные по безопасности и в какие сроки они передают в отдел ФН. Естественно, инспекторы могут прийти и в отдел клинических исследований, и в отдел регистрации. Аудиты системы ФН должны проводиться на регулярной основе внутренними отделами обеспечения качества. Новым требованием является и предоставление дополнительной информации по безопасности в регуляторные органы, включая как международные данные, так и российские. К международным можно отнести:
— наблюдения/проблемы по безопасности (включая связанные с ошибочной информацией в инструкции по применению); (Это значит, что если сотрудник компании случайно обнаружит опечатку в инструкции по применению или какую-либо проблему с качеством, которое потенциально может повлиять на здоровье пациента, эта информация должна быть передана в течение 15 дней в регуляторные органы.) — отзыв, не продление, приостановка действия РУ/разрешения на маркетинг в любой стране мира; — исключение показаний к применению, включение новых противопоказаний — также в любой стране мира; — валидированные сигналы.
Российские данные для подачи в регуляторные органы: — нарушения в поставках ЛП (по вине держателя регистрационного удостоверения); — локальные планы управления рисками;
— информирование по безопасности врачей и пациентов. Естественно, во всем этом будут принимать активное участие и другие отделы компании — маркетинга, регуляторный, юридический, медицинский. Эту же информацию по безопасности мы обязаны предоставлять и врачам, и пациентам. Информационные письма для врачей (Dear Healthcare Professional Letters) или информационные письма по безопасности для пациентов о проблемах безопасности ЛП публикуются, как правило, на веб-сайтах регуляторных органов. Кроме этого, компании будут предоставлять врачам и пациентам образовательные материалы по безопасности планов управления рисками. То есть если в ходе написания такого плана компания-производитель выявит какой-то риск у препарата, она должна будет предпринять меры по его минимизации. Одним из вариантов как раз и является написание образовательных материалов и представление их врачам и пациентам. Это значит, что вначале мы будем собираться все вместе внутри компании — с отделами ФН, маркетинга, регуляторным, юридическим, медицинским — и решать, какие образовательные документы мы хотим сделать и какие пути их предоставления будем использовать. После этого мы будем утверждать и контент, и способ предоставления в регуляторные органы. В конце концов, документы должны быть предоставлены врачам и пациентам, а затем мы обязаны провести оценку эффективности обучения, например, проведя маркетинговое исследование. Результаты этого исследования мы опять подадим в регуляторные органы. Как видим, требования достаточно затратные для компании — держателя регистрационного удостоверения. Появляется новый термин — новый вид исследований — пострегистрационные исследования безопасности. Из названия понятно, что они проводятся с целью получения дополнительной информации по безопасности ЛП. Как правило, они инициируются регуляторными органами — в том случае, если у препарата отсутствует какая-то важная информация по безопасности, например, применение у определенной группы пациентов. Эти исследования могут быть как интервенционными, так и неинтервенционными и соответственно будут проводиться группами клинических исследований или неинтервенционных исследований в зависимости от структуры компании. Естественно, проведение исследований также затратно. И последнее, интересное требование — это мониторинг безопасности ЛП. Регуляторные органы будут публиковать список ЛП для дополнительного мониторинга по безопасности. В него будут входить ЛП с новыми действующими веществами, ЛП биологического происхождения, а также те препараты, у которых идентифицирован риск в плане управления рисками. Инструкции по применению этих препаратов должны содержать перевернутый черный треугольник, сопровождаемый следующей надписью: «Данный ЛП подлежит дополнительному мониторингу. Это позволит быстро выявить новую информацию по безопасности. Мы обращаемся к работникам системы здравоохранения с просьбой сообщать о любых подозреваемых нежелательных реакциях». Соответственно регуляторному отделу компании предстоит большая работа по внесению изменений в инструкции по применению некоторых ЛП. Как любое революционное изменение, новое законодательство по ФН имеет свои возможности и риски. К возможностям относится неизбежная стандартизация работы держателей РУ, что не может не оказать положительное влияние на развитие системы ФН в России в целом. К рискам относятся: увеличение расходов со стороны держателей РУ и бизнес-риски, связанные с возможными инспекциями со стороны РУ. Необходимо всем быть готовым к этим революционным изменениям в фармаконадзоре!
По материалам III ежегодной конференции «Фармацевтический бизнес в России:
стратегии развития в эпоху перемен»
Е.МАРТЫНЮК
Подписано в печать
24.11.2015