КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
5 марта 2002 г.
N 5
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО»
Федеральная целевая программа «Безопасное материнство» (далее Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1173 и реализуется с 1995 года. Государственным заказчиком Программы является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 19.02.96 N 210 Программа включена в состав президентской программы «Дети России» и действие ее продлено на 1996-1997 годы. Действие Программы продлено на 1998-2000 годы постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.97 N 29 и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625 — на 2001-2002 годы. Во исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации Минздравом России изданы соответствующие приказы от 11.04.95 N 93, 29.03.96 N 110 и 25.03.98 N 88 и от 20.04.2001 N 124, которыми утвержден Координационный совет по организации управления и контроля за выполнением Программы. Формирование и реализация программных мероприятий осуществлялась во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения на местах. Аналогичные региональные Программы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. Основная цель Программы — социальная поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья, создание необходимых условий для рождения здоровых и желанных детей, профилактика и снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Программные мероприятия сосредоточены на решении следующих задач: совершенствовании нормативной правовой базы службы материнства и детства, внедрении современных организационных и перинатальных технологий, подготовки кадров, укреплении материально-технической базы родовспомогательных и детских учреждений; проведении специальных научных исследований в области акушерства, гинекологии и перинатологии; разработке и внедрении эффективных информационных технологий для специалистов и населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья, безопасного материнства, формирования здорового образа жизни. Реализация этих задач до 1998 года осуществлялась в рамках двух федеральных целевых программ — «Планирование семьи» и «Безопасное материнство», а с 1998 года в связи с решением Государственной Думы Российской Федерации об объединении средств этих двух целевых программ — в рамках одной целевой программы «Безопасное материнство». Финансирование Программы в полном объеме осуществляется только с 1999 года в соответствии с решением Комиссии по вопросам улучшения положения женщин (протокол от 27.11.98 N 3). В 1995-1998 годах на Программу выделялись незначительные объемы средств (соответственно 9%, 3,8%, 9,8% и 5,6% от запланированных), которые были направлены на проведение, в основном, научных исследований. Особенностью реализации III этапа федеральной целевой программы «Безопасное материнство» на 2001-2002 годы является участие субъектов Российской Федерации (53 территории) в софинансировании программных мероприятий и включение в Программу инвестиционного раздела — поддержка финансирования 8 строящихся региональных и межрайонных перинатальных центров. Утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации объемы финансирования мероприятий Программы на 2001-2002 год составляют 999,3001 (в ценах 2000 года), в том числе: за счет средств федерального бюджета — 193,52 млн. рублей (19,4%), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 805,7801 млн. рублей (80,6%). По оперативной информации в 2001 году в софинансировании Программы приняли участие 72 субъекта Российской Федерации из средств бюджетов различных уровней — на реализацию региональных программ выделено более 600 млн. рублей. Из федерального бюджета в 2001 году Программа профинансирована в размере 86 млн. 141 тыс. рублей, что составило 107,5% от годового плана бюджета (6,0 млн. рублей за счет дополнительных доходов на инвестиционный раздел Программы). На 2002 год по плану бюджета на Программу выделено 129 млн. 201 тыс. рублей — 89 млн. 310 тыс.рублей по статье «Прочие нужды», 1 млн. 400 тыс. рублей — на НИОКР и 38,5 млн. рублей на выполнение инвестиционного раздела Программы. Целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы «Безопасное материнство», было подтверждено в ходе проверки Счетной палатой Российской Федерации в июне-июле 2001 г. В соответствии со структурой реализации средств Программы по основной статье «Прочие нужды» в 1995-2001 годах на оснащение учреждений родовспоможения и детства регионов современной лечебно-диагностической аппаратурой было направлено 139 млн. 726 тыс. рублей (более 90%). За этот период было закуплено 167 ультразвуковых аппаратов, 106 фетальных кардиомониторов, 147 гистероскопов, 82 лапароскопа, 40 комплектов наркозно-дыхательной аппаратуры. Закупки осуществлялись в установленном порядке в рамках проведения торгов (конкурсов). За этот период 7 млн. 452 тыс. рублей (около 5%) было направлено на организационное обеспечение повышения информированности специалистов и населения по вопросам здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья и безопасного материнства. По этим проблемам в регионы направлено более 3 млн. экземпляров информационных материалов (брошюры, буклеты, плакаты, аудио- и видеопродукция и др.). Ежегодно за счет средств Программ до 1998 года проводилась централизованная закупка гормональных контрацептивных средств для групп социального риска (подростки, малообеспеченные, безработные, инвалиды и др.), за весь период закуплено 11,9 млн. упаковок на сумму 23 млн. 719 тыс. рублей. В результате этих мер и взаимодействия органов и учреждений здравоохранения с органами социальной защиты, молодежными службами, общественными организациями, в работе с контингентами групп социального риска, особенно подростками, и обеспечения их контрацептивами отмечается постоянное снижение числа абортов. Так, у девочек до 14 лет за последние 5 лет число абортов снизилось на 40% (1996 год — 2 112, 2000 год — 1 269), в возрастной группе 15-19 лет — на 23% (1996 год — 251,2 тыс., 2000 год — 193,6 тыс.). Снизилась материнская смертность от абортов. В рамках Программы осуществлялась поддержка разработки отечественных контрацептивов: гормонального — нитрогеста и местного контрацептива с противовирусным действием — спемикола. На эти цели израсходовано 2 млн. 800 тыс. рублей. В настоящее время завершена разработка и получены опытные образцы препаратов. За период реализации федеральной целевой программы «Безопасное материнство» (1995-2001 годы) разработаны и приняты законодательные акты (федеральные законы от 24.11.96 N 130-ФЗ и N 131-ФЗ и от 28.12.2001 N 181-ФЗ) по социальной поддержке материнства. В ряде территорий (Калужская, Томская, Оренбургская области, Алтайский край и др.) осуществляется бесплатная выдача беременным медикаментов для лечения анемии и компенсация транспортных расходов при направлении их на консультации в специализированные медицинские учреждения.
Примечание.
Федеральный закон от 24.11.1996 N 131-ФЗ утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
С учетом реализации аналогичных региональных программ в субъектах Российской Федерации созданы 70 перинатальных центров, в 2 территориях (Хабаровском крае и Чувашской Республике) введены и оснащены современным оборудованием первые очереди этих учреждений в 2001 году за счет инвестиционного раздела Программы. За годы реализации Программы организовано 472 центра планирования семьи и репродукции; более 20 молодежных центров и центров репродуктивного здоровья подростков. На базе санатория им. С.М.Кирова в г. Пятигорске создано первое республиканское санаторно-курортное отделение для реабилитации нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков. По статье НИОКР за годы реализации Программы (1995-2001 годы) в рамках договоров НИР, заключенных на конкурсной основе с медицинскими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями страны, было выделено 7 млн. 752 тыс. рублей (около 5%). За этот период выполнено 99 научно-исследовательских работ (в 1995-1997 годах — 63; в 1998-2000 годах — 28 и в 2001 году — 8), по результатам которых подготовлено более 100 нормативно-методических документов, содержащих принципиально новые положения с учетом современных достижений науки в области охраны здоровья матери и ребенка. Разработка и внедрение передовых технологий позволило на новом методическом уровне решать проблемы профилактики и лечения акушерских кровотечений, поздних токсикозов беременности, сепсиса, невынашивания беременности и других осложнений, являющихся причинами материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. С учетом научных разработок в деятельность акушерско-гинекологических учреждений страны внедряются новые санитарные нормы и правила, семейно-ориентированные организационные и перинатальные технологии как наиболее оптимальные с точки зрения психологического взаимодействия и профилактики заболеваемости матери и ребенка; стандарты объемов акушерско-гинекологической помощи и планирования семьи, стандарт нормальных родов и первичной реанимации новорожденных в акушерских стационарах, стационарозамещающие технологии, современные методы пренатальной диагностики и эндоскопической хирургии, репродуктивные технологии, новые формы первичной медицинской документации по родовспоможению и неонатологии и др. С учетом внедрения новых организационных форм и лечебно-диагностических технологий в последние годы изданы важные для службы родовспоможения нормативные документы, разработаны актуальные для практического здравоохранения руководства — по планированию семьи, безопасному материнству, охране репродуктивного здоровья и др. Мероприятия Программы по подготовке кадров осуществлялись в основном в рамках текущего финансирования. За период действия Программы внедрена углубленная подготовка врачей акушеров-гинекологов в ординатуре с продлением срока обучения до 3 лет, расширен перечень тематической последипломной подготовки по проблемам планирования семьи и безопасного материнства, разработаны государственные образовательные стандарты по специальности «Акушерское дело» базового и повышенного уровней и т.д. Большой вклад в подготовку кадров, особенно организаторов службы, внедрение новых медицинских технологий в практику вносят ежегодные совещания по анализу и итогам деятельности органов и учреждений службы родовспоможения и детств, форумы, съезды, конгрессы врачей акушеров-гинекологов и педиатров, симпозиумы, научно-практические конференции по актуальным вопросам педиатрии, акушерства и гинекологии. Ежегодно проводится более 30 таких важных мероприятий. В 2000 году проведен первый Российский съезд акушерок, наметивший перспективы развития акушерского дела в стране. С целью повышения квалификации кадров организаторов службы, оперативного анализа и контроля за состоянием материнской и младенческой смертности в регионах и своевременного принятия эффективных мер по их снижению в 2000 году создана Комиссия Минздрава России по повышению эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям первого года жизни. Разработан и направлен на места «План действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы». В целях обеспечения организационно-методической помощи органам и учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации, повышения эффективности оказания медицинской помощи женщинам и детям, закреплена курация научно-исследовательских институтов акушерско-гинекологического и педиатрического профиля по федеральным округам (приказы Минздрава России от 04.06.2001 N 201/51 и от 13.12.2001 N 435/104). Благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях удалось улучшить основные качественные показатели службы охраны материнства и детства. Выраженную тенденцию к снижению имеет интегрированный показатель состояния репродуктивного здоровья службы родовспоможения — материнская смертность. За последние 5 лет абсолютное число умерших женщин уменьшилось с 638 до 503, показатель на 100 00 живорожденных снизился на 18,8% (с 48,9 в 1996 году до 39,7 в 2000 году), а за последние 10 лет — на 24,2%. По оперативным данным в 2001 году по сравнению с 2000 годом произошло снижение материнской смертности на 60 случаев — 11,3% (443), показателя — на 15,1% (33,7). По-прежнему в структуре причин материнской смертности ведущее место занимают кровотечения, токсикозы беременности, аборты. В результате целенаправленной работы, проводимой в последние годы в рамках федеральной целевой программы, отмечается постоянное снижение числа абортов и материнской смертности после абортов. Абсолютное число абортов снизились с 2,5 млн. в 1996 году до 1,9 млн. в 2000 году, показатель числа абортов на 1 000 женщин детородного возраста — с 64,5 до 50,5 соответственно, т.е. за последние 5 лет показатель и абсолютное число абортов уменьшилось в 1,3 раза; материнская смертность после абортов — на 17,6%. При этом абсолютное число криминальных абортов снизилось на 43,2%; число абортов у девочек до 14 лет — на 40%. Снижение числа абортов обусловлено, в основном, увеличением числа женщин, использующих эффективные средства контрацепции — за последние 5 лет на 10%, в том числе гормональную контрацепцию — на 12%. В течение последних лет отмечается положительная тенденция в снижении перинатальной смертности. В 2000 году этот показатель составил 13,2 на 1 000 родившихся живыми и мертвыми (1996 год — 15,9), в том числе мертворождаемость — 6,66 (1996 год — 7,79), ранняя неонатальная смертность — 6,52 (1996 год — 8,09). Среди основных причин перинатальной смерти ведущее место (43,9%) занимают экстрагенитальные заболевания матери и осложнения беременности. Постоянную тенденцию к снижению имеет важнейший показатель службы — младенческая смертность. В 2001 году он составил 14,7 на 1 000 родившихся живыми (1996 год 17,4). Однако, несмотря на положительную динамику основных показателей, характеризующих здоровье женщин и детей увеличивается число женщин с осложненным течением беременности (анемией, болезнями почек, сердечно-сосудистыми заболеваниями, поздним токсикозом беременности и др.). Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием низкого уровня общесоматического здоровья женщин. В связи с этим и в целях закрепления позитивных тенденций в решении проблем охраны здоровья женщин и детей разработан проект комплексной федеральной целевой программы «Здоровый ребенок» на 2003-2006 годы, включающий программные мероприятия по охране здоровья матери, которые сформированы в рамках основных направлений программы «Безопасное материнство», исходя из принципов преемственности, эффективности и результативности ее реализации в предыдущие годы. Основная цель этих мероприятий — создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения здорового ребенка. В целях своевременного выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Безопасное материнство», совершенствования медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, снижения материнской и перинатальной заболеваемости и смертности КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить работу, проведенную Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по выполнению федеральной целевой программы «Безопасное материнство». 2. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений, Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями постоянно осуществлять контроль за выполнением федеральной целевой программы «Безопасное материнство». В срок до 31 декабря 2002 г. обеспечить реализацию в полном объеме всех программных мероприятий. 3. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники обеспечить контроль за завершением разработки, качеством и внедрением в практику отечественных контрацептивов нитрогест и спемикол. 4. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах ежегодно вносить на заседания координационных советов федеральных округов вопросы контроля за реализацией федеральных и региональных целевых программ по охране материнства и детства, предупреждению и снижению материнской и младенческой смертности в регионах. 5. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 5.1. Установить контроль и обеспечить выполнение в полном объеме мероприятий федеральной и региональных целевых программ «Безопасное материнство». 5.2. Обеспечить своевременное (ежеквартально) представление в Минздрав России информации по долевому финансированию федеральной целевой программы «Безопасное материнство» в соответствии с утвержденными объемами средств за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. 5.3. Обеспечить выполнение Концепции развития здравоохранения и медицинской науки и Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы, Плана действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы. 5.4. Осуществлять внедрение в практику работы учреждений родовспоможения эффективных организационных форм и перинатальных технологий, способствующих совершенствованию медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным. 6. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра О.В.Шарапову.
Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ