АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
8 октября 1999 г.
ПРОТОКОЛ N 5
СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Заслушав и обсудив доклад начальника отдела организации первичной медицинской помощи Павловой О.В., Коллегия отмечает, что медико — демографическая ситуация в городе и на селе имеет общие тенденции. Однако, на селе, темпы роста показателей носят более негативный характер. Общая смертность в 1998 году достигла 17,4 на 1000 сельского населения, что в 1,2 раза выше, чем в городе. Рождаемость снизилась до 6,6 на 1000. Сельское население за 5 лет сократилось на 30 тысяч человек за счет естественной убыли. Доля сельских детей среди умерших младенцев составила 29,2%, что значительно выше аналогичных цифр в других возрастных группах. Рост общей смертности происходит на фоне ухудшающегося здоровья населения во всех возрастных группах, повысилась общая заболеваемость, продолжает увеличиваться удельный вес профессиональных и социально значимых заболеваний. Из-за низкого уровня механизации трудоемких процессов и условий труда в агропромышленном комплексе увеличилось число профессиональных заболеваний в 2,4 раза по сравнению с 1996 годом. Заболеваемость туберкулезом среди сельских жителей на 28,1% выше городских. Наиболее высокая заболеваемость в сельских районах Московской области: Егорьевском, Лотошинском, Можайском, Чеховском, Каширском. Не выполнены запланированные мероприятия по жилищному и социально — бытовому строительству, включая строительство и ремонт сельских учреждений здравоохранения, газификации, водоснабжению, строительству дорог и средств связи. Отмечается уменьшение количества сельских больниц с 85 до 74, врачебных амбулаторий с 205 до 177 за счет закрытия и реорганизации. Укомплектованность врачебными должностями в сельских участковых больницах составляет 94,4%, в сельских врачебных амбулаториях — 93,7%. Неукомплектованы врачами 5 сельских врачебных амбулаторий: в Лотошинском, Луховицком, Серебряно — Прудском и Чеховском районах. В ряде районов не приступили к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики, остаются не востребованными фельдшера общей практики. В большинстве районах области первичная медицинская помощь сельскому населению оказывается по 5 основным специальностям. В сельских участковых больницах и врачебных амбулаториях созданы условия для оказания специализированной помощи, но в целом возможности сельского врачебного участка ограничены. Значительно уменьшилась доступность для жителей села специализированной медицинской помощи. Организация межрайонных лечебно — профилактических центров, дневных стационаров, стационаров на дому в ряде территорий идет медленными темпами. Не везде налажена работа выездных бригад специалистов, в том числе детских. Обращает на себя внимание низкий охват профосмотрами работников сельскохозяйственного производства в Павлово — Посадском 63,5%, Серпуховском 73,2%, Дмитровском 79,2% районах. В результате низкого уровня финансирования как бюджетного, так и ОМС не происходит замены и обновления диагностического и лечебного оборудования сельских учреждений, 90% которых морально и физически устарели. Медицинские учреждения с большими перебоями обеспечиваются лекарственными средствами и практически не обеспечены мягким и твердым инвентарем. Отмечается низкая обращаемость в сельские лечебные учреждения в Сергиево — Посадском, Солнечногорском, Истринском, Зарайском и Озерском районах. Обращаемость за амбулаторно — поликлинической помощью на районном уровне — от 5% в Мытищинском, до 25% в Клинском районах. Уровень госпитализации сельских жителей в целом по области 177,0 на 1000 населения. На уровне сельского врачебного участка стационарную помощь получают 18,6% больных, на районном уровне — 73,6%, областном — 7,8%. Объем оказываемой стационарной помощи в сельских лечебных учреждениях ограничен материально — техническими и кадровыми возможностями. Наблюдается тенденция к ослаблению взаимодействия между отдельными уровнями оказания медицинской помощи и службами здравоохранения городов и районов области. Ежегодно возрастает объем оказания консультативно — диагностической помощи и госпитализированных в МОНИКИ, МОНИИАГ и ОДКП взрослых и детей из сельских районов области. Высокий удельный вес обращений к кардиологу, невропатологу, гастроэнтерологу и пульмонологу указывает на недостатки в организации этих видов помощи на муниципальном уровне. Вместе с тем, несмотря на недостаток финансовых средств в ряде районов области медицинская помощь сельским жителям продолжает развиваться. Распространение получили межрайонные специализированные центры в Ногинском, Орехово — Зуевском, Раменском, Балашихинском и Воскресенском районах, включение врачебных амбулаторий и участковых сельских больниц в структуру районных больниц и ТМО создает условия для участия первичного звена сельского здравоохранения в систему обязательного медицинского страхования. Развиваются такие формы работы как хосписы, дневные стационары, стационары краткосрочного пребывания, отделения восстановительного лечения, гериатрические и медико — социальные койки. Продолжается внедрение научных достижений МОНИКИ и МОНИИАГ в практику здравоохранения районных и сельских лечебных учреждений. В целях дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи сельскому населению Московской области Коллегия решила: 1. Первому заместителю начальника Главного управления Берташ С.А., заместителю начальника главного управления Тамазян Г.В., заместителю начальника Главного управления Семенову В. Ю., директору МОНИКИ Оноприенко Г.А. и директору МОНИИАГ Краснопольскому В.И.: 1.1. Усилить контроль за качеством оказания помощи жителям села. Оказывать методическую помощь муниципальным органам и учреждениям здравоохранения в вопросах оптимизации сельской сети. 1.2. Изучить передовой опыт организационно — методической помощи муниципальных территорий жителям села. Подготовить методическое письмо. Срок в течение года. 1.3. Разработать стандарты (протоколы) оказания мед.помощи по наиболее распространенным заболеваниям для учреждений сельского здравоохранения до 01.03.2000 г. 1.4. Разработать нормативные и методические документы: 1.4.1. Положение о муниципальном отделении приравненным по уровню оказания медицинской помощи к областному до 01.11.1999 г. 1.4.2. Стандарты оснащения и медицинских технологий муниципальных отделений приравненных по уровню оказания медицинской помощи к областному до 01.01.2000 г. 1.4.3. Тарифы медицинских услуг, оказываемых в муниципальных отделениях приравненных по уровню оказания медицинской помощи к областному (совместно с ТФОМС) до 1.12.1999 г. 1.5. В целях повышения управляемости системой здравоохранения отработать интегрированную модель информационного обеспечения управления ресурсами в Наро — Фоминском и Балашихинском районах. Срок в течение года. (приказ ГУЗМО N 127/418 от 5.10.99). 2. Заместителю начальника Главного управления здравоохранения Шаркову Н.А.: 2.1. Обеспечить потребность муниципальных территорий в последипломной подготовке медицинских кадров, в том числе по вопросам общей (семейной) практики. 2.2. Усилить контроль за своевременным повышением квалификации, сертификацией и аттестацией на квалификационные категории медицинских работников сельских лечебно — профилактических учреждений. Срок постоянно. 3. Руководителям муниципальных органов управления здравоохранением: 3.1. До конца текущего года совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, муниципальных образований, руководителями сельскохозяйственных производств рассмотреть на заседаниях коллегии вопросы обновления материально — технической базы сельских медицинских учреждений, оснащения их автомобильным транспортом и средствами связи. 3.2. Разработать план мероприятий по реструктуризации коечного фонда сельских лечебных учреждений, предусматривающие использование потенциала ЦРБ, как стационаров интенсивного лечения, а участковых больниц как стационаров долечивания и медицинской реабилитации. При необходимости реорганизовать участковые больницы в сельские амбулатории с внедрением общих семейных практик; больницы с дневным пребыванием; больницы сестринского ухода. Срок 1999-2000 гг. 3.3. Для увеличения доступности специализированной медицинской помощи жителям села ежегодно утверждать график работы выездных бригад специалистов, в том числе детских, для осуществления профилактических и периодических медицинских осмотров, оснастив их необходимым оборудованием. 3.4. Во исполнение постановления Правительства РФ от 18.12.97 N 1565 «О плане действий по улучшению положения детей в РФ» и приказа МЗ РФ от 31.03.98 г N 94 разработать соответствующие планы на 1999-2000 годы по совершенствованию медицинского обслуживания детей, проживающих в сельской местности. Срок — 01.12.99 г. 4. О ходе выполнения решения Коллегии доложить к 01.09.2000 г.
Председатель Коллегии
В.В.ЛЯБИН
Секретарь Коллегии
О.Ю.СИТНИКОВА