МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
15 декабря 2004 г.
N 1574-ВС
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 года N 690 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год» направляет информационное письмо о формировании территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год.
Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития РФ
В.И.СТАРОДУБОВ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О ФОРМИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2005 ГОД
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 690 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год» информирует. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Правительством Российской Федераций принято Постановление от 26 ноября 2004 г. N 690 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год» (далее — Программа). В Программе впервые утверждены нормативы финансовых затрат (стоимость) на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования Программы, в том числе по базовой программе обязательного медицинского страхования. Объемы медицинской помощи по территориальной Программе, в том числе по территориальной программе обязательного медицинского страхования, рассчитываются на численность населения субъекта Российской Федерации на начало текущего года без учета военнослужащих и иных лиц, подлежащих государственному страхованию. Норматив стоимости единицы объема медицинской помощи по Программе в целом включает все виды финансовых расходов медицинских организаций. Норматив стоимости единицы объема медицинской помощи по базовой программе обязательного медицинского страхования за счет средств ОМС включает финансовые расходы медицинских организаций на оплату труда, начисление на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование. Расчет стоимости территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации следует проводить в двух вариантах: с учетом финансирования всех видов финансовых расходов медицинских организаций и с учетом финансирования вышеперечисленных расходов из средств ОМС. Подушевые нормативы финансирования Программы рассчитаны исходя из нормативов объемов в расчете на 1 человека по видам медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу соответствующего объема медицинской помощи (см. таблицу).
Таблица
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2005 ГОД
Виды Единица Нормативы Норматив финансовых Подушевые нормативы медицинской измерения объемов затрат на единицу финансирования помощи медицинской объема медицинской (руб./чел.) помощи на 1 помощи (руб.) человека в год всего в т.ч. всего по за счет всего в т.ч. (в по (в прог- средств по сред- прог- сред- рамме консо- Прог- за счет за счет нем по рамме нем по ОМС лидиро- рамме средств средств Прог- ОМС Прог- по ванного (гр. 3 ОМС по консо- рамме) рамме) 5-ти бюджета х гр. 5-ти лидиро- ста- субъек- 5) статьям ванного тьям та РФ расходов бюджета рас- (гр. 4 х субъек- ходов гр. 6) та РФ (гр. 7 - гр. 8) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Скорая Число 0,318 - 853,6 - - 271,4 - 271,4
медицинская вызовов помощь
2. Амбула- Кол-во 9,198 8,458 93,9 70,7 96,8 864,1 598,0 266,1 торно- посещений поликли- ническая помощь
3. Стацио- Кол-во 2,8125 1,9425 549,9 423,0 526,4 1546,8 821,0 725,8
нарная койко- помощь дней 4. Дневные Кол-во 0,577 0,479 194,1 184,8 203,1 112,0 88,5 23,5 стационары дней лечения 5. Прочие - - - - - - 362,7 - 362,7
виды помощи
3157,0 1507,5 1649,5
Подушевой норматив финансирования Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (1649,5 руб.) (средства муниципальных бюджетов + бюджета субъекта РФ) включает расходы на финансирование: медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем; туберкулезе; синдроме приобретенного иммунодефицита; психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях; специализированной санитарно-авиационной и скорой медицинской помощи; высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. А также включает расходы на финансирование лепрозориев, трахоматозных диспансеров, центров по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), центров медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансеров, отделений и центров профпатологии, детских и специализированных санаториев, домов ребенка, хосписов, больниц сестринского ухода, ФАПов, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, центров экстренной медицинской помощи, станций (отделений, кабинетов) переливания крови, центров планирования семьи и репродукции человека, расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Кроме того, в этот норматив входят расходы на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС (согласно статье 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Утвержденные финансовые нормативы являются минимальными, без учета коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг (районных коэффициентов) и обязательными для исполнения. Медицинская помощь при онкологических заболеваниях, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде финансируется из средств ОМС, за исключением высокотехнологичных медицинских услуг при этих заболеваниях, включенных в перечень высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях субъекта Российской Федерации и финансируемых из средств бюджета субъекта Российской Федерации. За счет средств бюджетов муниципальных образований финансируются скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в организациях муниципальной системы здравоохранения (отделениях, кабинетах) при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, хосписы, больницы сестринского ухода, ФАПы, а также расходы на содержание муниципальных медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, решением органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, может финансироваться как за счет средств бюджетов муниципальных образований, так и за счет средств ОМС в установленном порядке. На основе территориальных Программ муниципальные органы исполнительной власти с учетом всех источников финансирования (бюджет и средства ИМС), утвержденных территориальных нормативов финансовых затрат, анализа потребности населения муниципального образования в медицинской помощи и потоков пациентов из других территорий формируют муниципальный заказ-задание на предоставление государственных, муниципальных медицинских услуг, доводя его до медицинских организаций. При этом объемы медицинской помощи и финансовые средства должны быть сбалансированы. При наличии дефицита финансирования необходимо его покрыть за счет дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи (реструктуризации объемов медицинской помощи и коечного фонда), внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий или за счет увеличения объемов финансирования из муниципальных бюджетов и других источников, разрешенных законодательством Российской Федерации. Особенностью Программы на 2005 год является включение обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан Российской Федерации (в соответствии с гл. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)) за счет средств федерального бюджета. Финансирование обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан Российской Федерации будет осуществляться через систему ОМС. Порядок финансирования, а также учет и контроль за расходованием этих финансовых средств устанавливаются отдельными нормативными и правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и направляются в установленном порядке в субъекты Российской Федерации.
Заместитель
Министра здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
Директор Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
А.М.ТАРАНОВ