«Менеджер здравоохранения», 2007, N 9
Вопрос: Обязательно ли утверждение сметы доходов и расходов в части средств обязательного медицинского страхования, если действующим на территории порядком не предусмотрено зачисление этих средств в доходы бюджета, и, соответственно, они используются учреждением самостоятельно?
Ответ: Целый ряд положений Бюджетного кодекса разделяет понятия доходов и расходов бюджета и доходов и расходов внебюджетных фондов. Более того, наряду с этими понятиями используется термин «внебюджетные источники». В связи с этим, возникает вопрос о необходимости утверждения сметы доходов и расходов. Средства обязательного медицинского страхования относятся к средствам внебюджетных фондов. Бюджетное законодательство в настоящее время, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос о том, относятся ли средства внебюджетных фондов к «бюджетным средствам». Так, например, в 143 статье БК РФ сказано, что средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. В то же время в статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям отнесены, в том числе, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Федеральным законом «О бюджетной классификации» (ст. 2) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право производить дальнейшую детализацию классификации доходов бюджетов. Таким образом, принятие решения о включении в состав доходов местных бюджетов средств обязательного медицинского страхования остается за местными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти обстоятельства привели к тому, что в разных регионах России установлен различный режим использования средств обязательного медицинского страхования. Отвечая на вопрос об утверждении сметы, обратимся к статье 161 Бюджетного кодекса. Здесь сказано, что в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Процедура утверждения смет доходов и расходов, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, относится к бюджетным средствам, выделенным в соответствии со сводной бюджетной росписью. Таким образом, средства, которые не отражены в соответствующем бюджете, как бы «выпадают» из процессуальных норм бюджетного законодательства. Однако при этом сказано, что в смете бюджетного учреждения должны быть отражены средства внебюджетных фондов. В статье 158 БК РФ утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений отнесено к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств. Следует отметить, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды ОМС не имеют права выполнять функции главных распорядителей, поэтому не имеют права утверждать сметы бюджетных учреждений. Подводя итог сказанному, отметим следующее. Обязательность отражения всех доходов в смете доходов и расходов закреплена за бюджетным учреждением, поэтому учреждению необходимо иметь утвержденные сметы доходов и расходов в отношении всех получаемых доходов, в том числе средств обязательного медицинского страхования. Поскольку право утверждения смет предоставлено главному распорядителю, то сметы доходов и расходов следует направлять на утверждение главному распорядителю. В случае отказа (как показывает практика, такое случается), учреждение может обратиться в соответствующий финансовый орган. Самостоятельно утверждать смету доходов и расходов учреждение может, если только такое право ему предоставлено главным распорядителем и закреплено в соответствующих нормативных актах.
Главный специалист
Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга
С.В.ГУСЕВА
09.2007