«Фармацевтический вестник», 2013, N 31
ПРОМЕНЯТЬ ВМП НА ОМС
Некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), которая финансировалась из федерального бюджета, по Закону об охране здоровья граждан перейдут в разряд специализированной медицинской помощи, обеспечивающейся за счет средств ОМС. Участники «круглого стола», состоявшегося в Госдуме 19 сентября, опасаются, что погружение ВМП в систему страхования может привести к сокращению объемов оказания этого вида медпомощи. Впрочем, подобные опасения разделяют не все.
Сохранить финансовое обеспечение ВМП, оказываемой в ведущих клиниках, и избежать сокращения объемов оказываемой помощи можно за счет ассигнований из федерального бюджета, считает новый статс-секретарь Минздрава России Дмитрий Костенников. С этим согласились и другие участники «круглого стола» «Правовое регулирование и перспективы развития механизма оказания высокотехнологичной медицинской помощи», который прошел в нижней палате парламента 19 сентября. С 2013 г. сокращаются объемы финансирования из федерального бюджета федеральных медучреждений, в т.ч. оказывающих ВМП. Предполагается, что образующийся дефицит средств будет покрыт за счет системы ОМС в условиях одноканального финансирования по «полным» тарифам. Сегодня практически исчерпаны средства федерального бюджета на ВМП, заметила депутат Госдумы, член Комитета по охране здоровья Разиет Натхо. По ее словам, налицо некоторые риски, и в первую очередь — отмена квотирования по целому ряду ВМП, а как следствие — ограничение оказания медпомощи по некоторым видам ВМП. Кроме того, заметила депутат, можно прогнозировать недофинансирование федеральных учреждений по тем видам медпомощи, которые уйдут из системы ВМП в специализированную. Тарифы на эти виды медпомощи будут разрабатывать территориальные органы, что невыгодно для федеральных институтов. Возможный выход из этой ситуации — формирование единых тарифов на все виды ВМП. Однако результаты экспериментов по расчетам и внедрению «полных» тарифов, которые проводятся в некоторых регионах страны, пока не позволяют с уверенностью утверждать, что система здравоохранения страны готова к переходу на «полные» тарифы ОМС, заметили участники заседания. В России достаточно консервативная система ОМС, «там все по минимуму», считает депутат Госдумы Сергей Дорофеев, выполнявший роль председателя «крутого стола». Высокие технологии, по его мнению, должны финансироваться по-другому, «тем более что они сосредоточены в федеральных клиниках, которые нацелены не только на лечение пациентов, но и на развитие науки, методологии». Необходимо настаивать на том, чтобы федеральные клиники финансировались из федерального бюджета, а не за счет средств территориальных программ ОМС, заявил парламентарий. Заместитель начальника Главного медицинского управления Управления делами Президента РФ Сергей Шевченко, напротив, уверен, что, передавая определенные виды высоких медицинских технологий в систему ОМС, «мы начинаем двигать рынок». «Передача с 2014 г. некоторых видов ВМП в систему ОМС абсолютно логична. В противном случае мы будем все время стоять на месте и говорить: «Дайте больше денег». При этом денег у нас в государстве в перспективе не становится больше», — пояснил он. Прежде всего, по мнению г-на Шевченко, новшество поможет решить вопросы с расходными материалами и лекарственными средствами, которые применяются при высоких технологиях и закупаются «по сложившимся у дилеров ценам, которые нас совершенно не устраивают». Вопросом N 1, считает Сергей Шевченко, являются возможности для развития производства собственных расходных материалов и лекарственных средств, к примеру соответствующая целевая программа. При этом «успехи в развитии высокотехнологичной медицинской помощи очевидны и не раз озвучены», — подчеркнул Сергей Дорофеев. С 2005-го по 2012 г. в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» ежегодные расходы федерального бюджета на оказание ВМП увеличились в 7,7 раза (с 6,7 млрд до 51,8 млрд руб.); число больных, которым оказана необходимая помощь, выросло в 7,5 раза (с 60 тыс. до 450 тыс.). Увеличилось и количество медорганизаций, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, с 93 до 409 (в т.ч. 287 организаций из 63 субъектов РФ); выросли объемы субсидий на оказание ВМП в регионах — с 3,1 млрд руб. в 2007 г. до 5,5 млрд. руб. в 2013-м. В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения введены в эксплуатацию 12 федеральных центров высоких медицинских технологий, из них семь по профилю сердечно-сосудистая хирургия в Пензе, Астрахани, Хабаровске, Красноярске, Челябинске, Перми и Калининграде; три по профилю травматология, ортопедия и эндопротезирование в Чебоксарах, Смоленске и Барнауле; два по профилю нейрохирургия в Тюмени и Новосибирске. Однако налицо недостаточность объемов ВМП, особенно в сравнении с населением других стран, которые отличаются наиболее высокими показателями ожидаемой продолжительности жизни, заметил Сергей Дорофеев. Уровень обеспеченности населения России операциями аортокоронарного шунтирования при ишемической болезни сердца остается в 3,5 раза ниже, чем в США (28,5 и 100 операций на 100 тыс. населения соответственно) и в 2,6 раза ниже, чем в странах Евросоюза (75 операций на 100 тыс. населения).
Т.ПАНФИЛОВА
Подписано в печать
04.10.2013