Вторник, 13 мая 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Общие положения

Статья. «Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении» (Ю.Д.Сергеев, М.И.Милушин) («Медицинское право», 2005, N 3)

07.06.2015
в Общие положения

«Медицинское право», 2005, N 3

СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Как подчеркивалось нами в ранее опубликованных работах <1>, законодательство об охране здоровья граждан имеет выраженный комплексный характер, который опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права при регламентации сложных правоотношений в сфере здравоохранения. В то же время следует отметить, что в силу особого отношения государства к охране здоровья населения, возведения отношений по охране здоровья в конституционный ранг (ст. 41 Конституции РФ) в данных отношениях наблюдается ярко выраженная публичность регулирующего эти отношения законодательства с преобладанием административно-регулятивной функции, несмотря на общий комплексный характер законодательства о здравоохранении. Тем не менее есть все основания считать, что законодательство о здравоохранении представляет собой комплексную и весьма разветвленную структуру, которая охватывает широкий круг отношений, обусловленный в первую очередь спецификой рассматриваемой сферы деятельности. При этом комплексность законодательства о здравоохранении обусловлена прежде всего комплексным подходом законодателя к правовому регулированию рассматриваемой сферы общественных отношений, когда достигается цель единовременной регламентации отношений, сгруппированных на базе их единой социальной направленности, а не принадлежностью к той или иной отрасли права. Именно социальный фактор играет важнейшую и определяющую роль в формировании комплексной структуры рассматриваемой отрасли законодательства. Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, с одной стороны, приводит к облегчению существования человека в природной среде, с другой - имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Этому способствует в первую очередь достаточно бурное развитие данной сферы общественных отношений в постиндустриальных странах, обусловленное повышением внимания населения к состоянию здоровья. И, что не менее важно, реальные возможности как населения, так и государственных институтов обеспечивать достойное финансирование отрасли, а также ряд других факторов. Во всех современных правовых системах развитых стран имеются более или менее обширные комплексы нормативных актов, регулирующих отношения в одной из наиболее социально значимых для современного государства сфер общественной жизни - сфере здравоохранения. Существенно с большими трудностями и проблемами, чем в этих странах, формируется подобный комплекс и в Российской Федерации. В рамках данного сообщения целесообразно более подробно остановиться на основных проблемах формирования в системе законодательства России достаточно активно развивающегося комплексного образования - законодательства о здравоохранении, определить его статус в системе законодательства, очертить предмет регулирования, выявить его структуру. Для целей настоящего исследования мы понимаем термин "законодательство" в широком смысле и включаем в него не только законы, но и нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством России, а также ведомственные акты. Общеизвестно, что на структуру формы выражения права - законодательство - существенное влияние оказывает структура системы права <2>. Следовательно, в первую очередь необходимо совершенствование норм и положений основных отраслей права (административного, гражданского, трудового и т.д.), затрагивающих интересы отрасли, с целью добиться их внутренней согласованности в рамках комплексной отрасли законодательства о здравоохранении. Соглашаясь с выводом о комплексной природе законодательства о здравоохранении (а не здравоохранительного права) <3>, необходимо выяснить, какого рода комплексным образованием является само законодательство о здравоохранении - комплексной отраслью законодательства или так называемым законодательным массивом <4>, что далеко не одно и то же. Для выяснения этого вопроса необходимо обратиться к непосредственному исследованию структуры законодательства о здравоохранении как комплексного образования. Конституция Российской Федерации указывает, что одной из основных задач Российского государства является охрана здоровья людей, создание им условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 2, 7, 41 Конституции РФ). Конституционные права граждан России на жизнь и здоровье закреплены также в ст. 20 и 41 Конституции. Однако более конкретно обязанность государства по охране здоровья населения закреплена в собственно законодательстве Российской Федерации о здравоохранении, которое включает "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.93 г. N 5487-1, более двух десятков федеральных законов и множество подзаконных нормативных актов. Кроме того, в соответствии с п. "ж") ст. 72 Конституции РФ, относящих координацию вопросов о здравоохранении к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, к законодательству о здравоохранении относятся законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Для того чтобы понять современное состояние законодательства о здравоохранении, рассмотрим основные законы, принятые законодателем в этой области за минувшее десятилетие. Для начала перечислим эти законы: - Федеральный закон от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" <5>; - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <6>; - Федеральный закон от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" <7>; - Федеральный закон от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2004 г.) "О лекарственных средствах" <8>; - Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ (ред. от 01.12.2004 г.) "О наркотических средствах и психотропных веществах" <9>; - Федеральный закон от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "О радиационной безопасности населения" <10>; - Федеральный закон от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" <11>; - Федеральный закон от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <12>; - Закон РФ от 09.06.1993 г. N 5142-1 (ред. от 22.08.2004 г.) "О донорстве крови и ее компонентов" <13>; - Закон РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 (ред. от 22.08.2004 г.) "О ветеринарии" <14>; - Закон РФ от 22.12.1992 г. N 4180-1 (ред. от 20.06.2000 г.) "О трансплантации органов и (или) тканей человека" <15>; - Закон РФ от 02.07.1992 г. N 3185-1 (ред. от 22.08.2004 г.) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <16>; - Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 23.12.2003 г.) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <17>. Анализ приведенного выше перечня основных законов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, показывает насколько разнятся эти законы по характеру и отраслевой принадлежности регулируемых отношений, по их значимости и всеобъемлемости. На самом деле, Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон "О медицинском страховании граждан" или Закон "О лекарственных средствах" по степени широты охватываемых ими отношений несоизмеримы по сравнению, например, с Законом "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" или даже с Законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", несмотря на всю его значимость с точки зрения защиты прав человека. Это говорит о том, что установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время чрезвычайно неоднородна по своему составу, что обусловлено в первую очередь спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, во-вторых, уровнем законодательной разработанности этой области. Однако, имея свои собственные цели и задачи указанные нормативно-правовые акты (и возглавляемые ими институты законодательства), взятые в отдельности, выполняют свою роль в достижении общей социальной задачи - обеспечение правовой, законодательной базой деятельности по охране здоровья граждан. Между нормативными правовыми актами, составляющими в совокупности комплекс законодательства о здравоохранении, разграничены сферы их действия, равно как определены их самостоятельные задачи. Каждый из перечисленных законов (и возглавляемых ими институтов законодательства) о здравоохранении имеет свой специфический круг регулируемых отношений. Наряду с этим в системе законодательства о здравоохранении используются различные методы правового регулирования. Неодинаков и способ выполнения каждым из структурных подразделений законодательства о здравоохранении своей социальной задачи - охраны здоровья граждан. Вместе с тем они (структурные части законодательства о здравоохранении) сконструированы на основе принципа взаимодействия, находятся в связи и зависимости между собой. Между нормативными актами, входящими в систему законодательства о здравоохранении, существуют, в частности, сложные предметно-функциональные связи. Объединение нормативных актов, регулирующих те или иные вопросы обеспечения и охраны безопасности здоровья граждан, в единый законодательный комплекс обусловлено социальным родством и взаимодополняемостью отношений, составляющих их предмет. Все отношения, регулируемые указанными выше законами, проистекают из общего социального фактора: задачи обеспечения здоровья нации. Необходимость объединения нормативных актов, посвященных вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный комплекс вытекает также из того, что любой из этих нормативных актов не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу изолированно от других. Как указывалось ранее, наличие в системе законодательства того или иного моноотраслевого или комплексного образования связано с существованием более или менее тесных связей управления в совокупности входящих в него нормативных актов. Если связи тесные - будет формироваться отрасль во главе с Основами законодательства или Кодексом. Если же связи не очень тесные - получается законодательный комплекс (массив) с несколькими активными центрами. В настоящее время достаточно трудно предсказать, в каком направлении будет развиваться законодательство о здравоохранении. Находящийся уже несколько лет на рассмотрении в Государственной Думе проект закона "О здравоохранении" (вновь включенный после длительного перерыва в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы <18>), несомненно, может усилить связи управления в системе законодательства о здравоохранении и будет серьезным шагом в направлении становления и укрепления его как комплексной отрасли. Если же законотворчество будет развиваться в направлении усиления регулирования отдельных институтов общественных отношений в сфере здравоохранения (например, разработки и принятия отдельных законов о медицинской (врачебной) помощи, о правах пациента, а также регулирующих отдельные стороны медицинской деятельности), то есть без принятия центрального кодификационного акта, тогда связи управления между отдельными подотраслями и институтами законодательства о здравоохранении будут ослабевать, а само законодательство превращаться в нормативный массив (комплекс). Детальный анализ законодательства о здравоохранении показывает, что перечисленные выше законы слабо координируются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан <19>. Связи управления между Основами законодательства и рассматриваемыми законами весьма схематичны, а в некоторых случаях вообще прослеживаются слабо. Большинство законов, например Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан" или Закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", вообще не опираются на Основы законодательства, а, фактически устанавливая самостоятельный комплексный институт законодательства, отталкиваются непосредственно от Конституции РФ. Кроме того, законы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, практически не ссылаются и не опираются друг на друга. Например, Закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" никак не связан с Законом "О лекарственных средствах", несмотря на то, что для профилактики и ранней диагностики этого заболевания используются именно лекарственные средства. В то же время наблюдается дублирование предписаний законодательства, устанавливаемых этими законами. Так, Закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" дополнительно требует обеспечения государственного контроля за производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью, полностью игнорируя то обстоятельство, что абсолютно идентичные требования установлены Законом "О лекарственных средствах" в отношении всех без исключения лекарственных средств, в том числе и лекарств для предупреждения и лечения туберкулеза. Подводя итоги сказанному, представляется, что на сегодняшний день всю совокупность актов законодательства о здравоохранении с некоторой натяжкой можно отнести все же скорее к комплексной отрасли законодательства, нежели к нормативному массиву (комплексу), находящемуся в стадии активного превращения и формирования в комплексную отрасль российского законодательства. Это обусловливает необходимость и актуальность научного исследования процесса становления отрасли и выработки практических рекомендаций для дальнейшего совершенствования законодательства о здравоохранении. Без такого исследования и внедрения его результатов в практику законотворчества невозможно будет добиться прозрачного и адекватного регулирования этой важнейшей сферы жизнедеятельности нашего общества.

  1. Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. О теоретических основах и концепции национального медицинского права. Медицинское право. 2003. N 3. С. 3-8.
  2. Милушин М.И. Социальные факторы формирования комплексных образований в системе законодательства России. // Вопросы права и социологии. 2003. N 8. С. 10-14.
  3. Милушин М.И. Формирование комплексных образований в системе законодательства Российской Федерации. Автореф. дис…. канд. юрид. наук. Москва. 2003.
  4. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М. 1979. С. 52.
  5. Собрание законодательства РФ. 2001. N 26. Ст. 2581.
  6. Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
  7. Собрание законодательства РФ.1998. N 38. Ст. 4736.
  8. Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3006.
  9. Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
  10. Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
  11. Собрание законодательства РФ. 1995. N 14. Ст. 1212.
  12. Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
  13. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 28. Ст. 1064.
  14. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 857.
  15. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 62.
  16. Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3613.
  17. Ведомости СНД и BC РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.
  18. Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2004 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению. Приложение 1 к Постановлению ГД ФС РФ от 22.09.2004 г. N 959-IV ГД.
  19. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

Член-корреспондент РАМН,
Заслуженный юрист РФ,
доктор медицинских наук,
профессор, заведующий кафедрой
медицинского права
ММА им. И.М.Сеченова
Ю.Д.СЕРГЕЕВ

Кандидат юридических наук,
кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры,
директор юридической
компании «ЮНИКО-94»
М.И.МИЛУШИН


Пред.

Приказ Росздравнадзора от 17.03.2008 N 1600А-Пр/08 «О мерах, направленных на повышение эффективности системы контроля за реализацией мероприятий приоритетного проекта в сфере здравоохранения и мероприятий по демографической политике»

След.

Статья. «Совершенствование работы органов управления в сфере обращения лекарственных средств» (Н.Подгорбунских, Е.Толстова, В.Падалкин) («Фармацевтическое обозрение», 2003, N 12)

СвязанныеСообщения

Общие положения

Федеральный закон от 29.12.2017 N 474-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»

02.02.2018
Общие положения

Федеральный закон от 29.12.2017 N 465-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

02.02.2018
Общие положения

Федеральный закон от 29.12.2017 N 439-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения»

02.02.2018
След.

"Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года" (подписан в г. Ялте 18.09.2003) Статья. "Соотношение юридической, административной и этической регуляции деятельности медицинских работников" (Н.Н.Седова) ("Медицинское право", 2003, N 3)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Suture Passing Strategies for Arthroscopic Rotator Cuff Repair 2 Suture Passing Strategies for Arthroscopic Rotator Cuff Repair 2 342 ₽
  • Family Medicine Books Family Medicine Books 342 ₽
  • Лечение сочетанных травм и повреждений конечностей 2 Лечение сочетанных травм и повреждений конечностей 2 411 ₽
  • Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография брюшно Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография брюшно 479 ₽

Товары

  • Osteochondral Flap Repair System with Chondral Dart Osteochondral Flap Repair System with Chondral Dart 342 ₽
  • Clinical Atlas v.2.0 Clinical Atlas v.2.0 616 ₽
  • Fundamentals of Anatomy and Physiology Fundamentals of Anatomy and Physiology 342 ₽
  • Neurology Books 3 Neurology Books 3 342 ₽
  • Книги по молекулярной биологии Книги по молекулярной биологии 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн Спутник V вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Обновленный перечень СЗЛС предложили разбить на два раздела
  • Тимофей Нижегородцев предупредил фармкомпании о возможных расследованиях из-за доминирования
  • Минтруд не стал классифицировать условия труда в реанимации как вредные без учета допфакторов
  • Росгвардейцы задержали мужчину за нападение на фельдшера скорой помощи
  • Импортозамещение жизни
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version